Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ес­ли со­весть у че­ло­ве­ка не по­те­ря­на, она не да­ет ему по­коя до тех пор, по­ка на ис­по­ве­ди не ска­за­но все под­роб­но. Не сле­ду­ет лишь го­во­рить под­роб­нос­ти лиш­ние, ко­то­рые не объ­яс­ня­ют су­ти де­ла, а толь­ко жи­во­пис­но ри­су­ют их. Та­кую жи­во­пись кар­тин гре­ха, не чуж­дую ус­лаж­де­ния вос­по­ми­на­ни­ем гре­ха, осо­бен­но в блуд­ных де­лах, от­цы не со­ве­ту­ют доз­во­лять се­бе, что­бы серд­це, еще лю­бя­щее грех, не умед­ли­ло и не ус­ла­ди­лось гре­хом.

преп. Никон

Мно­гие ищут, как не­об­хо­ди­мо­го, ду­хов­ни­ка вы­со­кой жиз­ни и, не на­хо­дя та­ко­го, уны­ва­ют, и по­то­му ред­ко, как бы не­хо­тя, при­хо­дят на ис­по­ведь. Это боль­шая ошиб­ка. На­до ве­ро­вать в са­мое Та­ин­ство ис­по­ве­ди, в его си­лу, а не в ис­пол­ни­те­ля Та­ин­ства. Не­об­хо­ди­мо лишь, что­бы ду­хов­ник был пра­вос­лав­ный и за­кон­ный. Не на­до спо­рить, что лич­ные ка­че­ст­ва ду­хов­ни­ка мно­го зна­чат, но на­до ве­ро­вать и знать, что Гос­подь, действу­ю­щий во вся­ком Та­ин­стве Сво­ею бла­го­датью, действу­ет по Сво­е­му все­мо­гу­ще­ст­ву не­за­ви­си­мо от этих ка­честв.

преп. Никон

Очень до­ро­го иметь бла­го­го­вей­но­го ду­хов­ни­ка, с ко­то­рым мож­но бы­ло бы по­со­ве­то­вать­ся и вы­яс­нить те или иные воп­ро­сы жиз­ни ду­хов­ной и прос­то по­бе­се­до­вать, да­бы сог­реть ду­хов­ною бе­се­дою хо­лод­ное серд­це и по­лу­чить подк­реп­ле­ние ду­хов­ное в скор­бях, нас ок­ру­жа­ю­щих.

преп. Никон

← все публикации

Исторический опыт и современные направления общественного служения монастыря Оптина Пустынь

Иеродиакон Симеон (Кулагин),
насельник Оптиной Пустыни

Доклад на XIX Рождественских чтениях

Введенская Оптина Пустынь  относится к числу тех монастырей, которые традиционно оказывали заметное влияние на русское общество. Расцвет обители приходится на время Оптинских старцев. Собор преподобных старцев оптинских – уникальное в истории Русской Церкви явление – на протяжении ста лет (с 20-х годов XIXв. до 20-х годов XXв.) четырнадцать старцев, преемствуя друг другу, несли свое служение Богу и народу Божию в Оптиной Пустыни. И старчество, и переводческая, издательская деятельность Оптиной Пустыни восходят к традиции преп. Паисия (Величковского). Эта традиция была перенесена в обитель основателями Оптинского Скита – преподобными Моисеем и Антонием (Путиловыми) и первым Оптинским старцем – преподобным Львом в 1820-х годах. Благотворное влияние этих духовных преобразований сказалось не только на жизни монашеского братства, но и на окрестном населении. Н.В.Гоголь, после посещения Оптиной, писал: «Благодать видимо там присутствует… Нигде я не видел таких монахов. С каждым из них, мне казалось, беседует все небесное… За несколько верст, подъезжая к обители, уже слышишь ее благоухание: все становится приветливее, поклоны ниже и участия к человеку больше».

Духовно-нравственное влияние уже первого Оптинского старца – Леонида (в схиме Льва), было значительным и удивляло современников. «Случилось мне однажды,  – писал иеромонах Леонид (Кавелин), будущий наместник Троице-Сергиевой Лавры, – проезжать из Козельска в Смоленскую губернию. На дороге в уединенных деревушках поселяне, узнав, что я еду из Козельска, наперерыв спешили узнать что-нибудь об о. Леониде. На вопрос, почему вы его знаете, они отвечали: Помилуй, кормилец, как нам не знать о. Леонида? Да он для нас, бедных, неразумных, пуще отца родного. Мы без него были, почитай, сироты круглые». Это духовно-нравственное влияние старцев со временем только возрастало и достигло своего расцвета при преподобном Амвросии. Русский философ К. Леонтьев, духовное чадо старца Амвросия, писал о нем: «О. Амвросий – евангельский человек, для которого не существовало моральных прописей, он был равно открыт для всех, и в каждом человеке он провидел образ и подобие Божие».

Кроме духовничества старцев, большое влияние на общество имело строгое монастырское богослужение и напряженная евхаристическая жизнь обители. Последний момент удивителен – как известно в синодальный период господствовала практика редкого приобщения Святых Таин, обычно один раз в год. Источники говорят о том, что в Оптиной Пустыни эта традиция была преодолена. Так, например, Успенским постом 1860 г. в день причащалось до 200 человек. Причем это миряне, большей частью крестьяне, которые приходили в обитель говеть и причащаться в разгар летних сельскохозяйственных работ. В 1912 г. еще удивительнее – на Преображение Господне, только на одной ранней литургии было около 1000 причастников! Такие цифры необычны даже для нашего времени, когда практика частого приобщения стала общепринятой среди православных мирян.

Большое общественное значение имела переводческая и издательская деятельность Оптиной Пустыни. Начало этой работе было положено преподобным старцем Макарием и его духовными чадами – семейством Киреевских. Акцент был сделан на перевод на литературный русский язык аскетических трудов святых Отцов Церкви. До этого многие из них были известны лишь в рукописных списках, на церковнославянском языке, и распространялись среди монашествующих. Оптинские издания позволили познакомить широкого русского читателя с сокровищницей святоотеческой мудрости. В переводческой деятельности оптинские монахи были продолжателями традиции преп. Паисия (Величковского) – традиции дословного, максимально приближенного к оригиналу перевода святоотеческих трудов. Позже появляется другое направление – подготовка и издание писем и жизнеописаний Оптинских Старцев. Эпистолярное наследие старцев на многие годы (в том числе в советскую эпоху) оставалось большим подспорьем для священников-духовников.

Современная история Оптиной Пустыни, ее общественное служение, начинается в 1988 г. – в год 1000-летия Крещения Руси. Большая часть последующих лет была посвящена восстановлению обители, претерпевшей значительные разрушения в годы богоборческой власти.

 Среди новых форм служения, появившихся в новой Оптиной, можно назвать монастырские подворья, которые действуют в Москве и С-Петербурге. При старцах, Оптина Пустынь, в отличие от других крупных монастырей, не имела своих подворий. Причем старцы были противниками переноса монашеского служения в мир, даже не благословляли основание часовни от монастыря в соседнем городе Козельске. 

Более традиционная форма служения – обитель принимает большое количество паломников. Они делятся на две основные группы:

1) богомольцы, приезжающие на 1-2 дня, чаще всего на субботу, воскресенье и большие церковные и государственные праздники. Многие из них стараются исповедаться и причаститься, и в последующем вновь посещают обитель. Количество таких богомольцев велико и они представляют не только соседние с Оптиной регионы, но и отдаленные епархии России, Украины, Белоруссии.

2) вторая группа – паломники-трудники, приезжающие в Оптину на более-менее длительный срок: на отпуск, каникулы, либо неопределенно длительное время. Таких трудников традиционно много приезжает в обитель. Одна из внешних причин, позволяющих принимать их – большое хозяйство монастыря, в том числе большое подсобное хозяйство, что дает возможность обеспечить желающих трудовыми послушаниями. Хочется верить, что не только эта внешняя причина привлекает в обитель большое количество паломников.

Среди трудников, приезжающих в Оптину на длительное время, есть самые разные категории, с самыми разными мотивациями. Кто-то чувствует призвание к монашеской жизни и хочет себя испытать на этом пути. Люди с таким желанием приезжают в Оптину Пустынь из самых разных уголков канонической территории Русской Церкви. Некоторые из них остаются в обители и, обычно после длительного искуса поступают в братию. Другие переходят в иные монастыри, либо поступают в семинарии. Немало бывших оптинских трудников приняли священный сан и служат во многих епархиях.

Другая категория трудников – это те, кого привели в монастырь различные духовные и жизненные проблемы. Так, недавно, около двух лет назад, во время разгара экономического кризиса, многие приезжающие в обитель, отмечали как основную причину – серьезный жизненный кризис, вызванный потерей работы, утратой стабильности. Отдельная категория – люди, страдающие различными зависимостями – алкогольная, наркотическая и др. В монастыре не действуют никакие специальные программы помощи этим страждущим. Тем не менее, результаты работы с этой категорией паломников вполне положительные. Они поселяются на общих условиях, и им предлагается влиться в молитвенную и трудовую жизнь обители, которая построена на строгих правилах. Состав оптинских паломников довольно молодой – более 40% люди моложе 35 лет.

Для трудников братией монастыря проводятся занятия по основным духовным предметам, наподобие подготовительных курсов семинарий. Это особенно бывает полезно тем, кто впоследствии поступает в братию, так как большинство насельников получают духовное образование на заочном отделении Московской Академии и Семинарии, либо в Калужской Семинарии.

В монастыре стараются сделать все посильное для приема паломников-богомольцев. Но чтобы исполнить это, необходимо преодолевать немало препятствий. Обитель расположена довольно далеко от населенных пунктов. Отсюда некоторые проблемы с коммуникациями, транспортом, поиском квалифицированных специалистов. Не хватает гостиничных мест. Все это осложняется тем, что восстановительный период еще далек от завершения.  

Многие годы оптинские духовники занимаются окормлением личного состава дивизии, расположенной в соседнем городе Козельске. Еженедельно  проводятся встречи и беседы с солдатами и офицерами, как в самой дивизии, так и в обители. Так же духовное попечение монастырь имеет об одном из исправительных учреждений Калужской области. В нем действует храм, в котором регулярно, как минимум раз в месяц, совершается литургия.

Оптину Пустынь в эпоху старцев посещали многие представители интеллигенции – творческой и научной. Оптинские старцы всегда могли найти слова, чтобы ответить на вопросы ищущих людей, потерявших веру или стремящихся обрести ее вновь. Так, через образованный слой, оптинское влияние достигало до самых различных слоев общества. Возрождение этой традиции происходит в рамках «Оптинского Форума», который уже несколько лет проводится в Москве и еще нескольких городах России. Задача Форума – осуществить встречу Церкви и интеллигенции, научного и творческого мира. Заключительное заседание Форума всегда проводится в обители, где участники совместно с братией монастыря, обсуждают духовные и общественные проблемы.

Другой формой общественного служения, так же традиционной для Оптиной Пустыни, является издательская деятельность. Если до революции большое внимание уделялось изданию трудов Святых Отцов, то в последние 20 лет – это издание духовного наследия преподобных Оптинских Старцев, работы, посвященные славной истории обители, подвигу новомученников (издательство подготовило материалы к состоявшейся канонизации 17 Оптинских новомученноков и исповедников). Книги оптинского издания можно встретить, наверное, в большинстве православных книжных магазинов и храмах, что так же является неким вкладом обители в дело духовно-нравственного просвещения общества. Тиражи нашего издательства не такие большие, как у наиболее крупных православных издательств. Например, за 2010 г. общий тираж около 200 тыс. экз. Однако, оптинское книгоиздательство отличает серьезный, научный подход, отсутствие поспешности в подготовке публикаций. Это возможно благодаря тому, что издательство не является коммерческим, и не ориентировано на прибыль.

Новой формой миссионерского служения монастыря стал официальный сайт в сети Интернет -  www.optina.ru. Сайт появился лишь в прошлом 2010 году, позже, чем другие церковные ресурсы. Вместе с тем, он сразу занял свою нишу, отличается большой,  для такого рода сайтов, посещаемостью – около 2000  в день. Главной целью разработчиков сайта (все они оптинские монахи), является создание некоей «Оптинской энциклопедии», то есть стремление собрать и предложить читателю на официальном сайте максимально полную информацию о монастыре, его прошлом, современной жизни. На сайте выложены, кроме ранее опубликованных материалов, так же большое количество архивных источников, до этого не известных широкому читателю. Подробно представлена информация для желающих совершить паломничество в обитель. 

Таким образом, по-видимому, основной формой служения духовно-нравственному просвещению общества, в Оптиной Пустыни является пастырское окормление, привлечение к богослужебной, молитвенной, трудовой жизни обители многочисленных паломников. Это соответствует традициям обители, и в целом монашеским традициям. В этой связи особенное значение для служения народу Божию, приобретает духовная атмосфера в обители, следование братии своим монашеским обетам – молитва, послушание, нестяжание, целомудрие. Как писал современный учитель монашества старец Иосиф Ватопедский: «Когда мы трудимся ради нашего спасения со страхом и прилежанием, соблюдая свои монашеские установления, мы становимся и миссионерами для нашего народа, не выходя за ограду монастыря». Именно на этих основаниях строилось миссионерское, если так можно выразиться, служение великих Оптинских Старцев. Широкое, массовое духовное окормление страждущих душ, значительная издательская и переводческая деятельность Оптинских Старцев – все это не покидая обители, Скита с его строгим уставом, напряженной молитвенной и богослужебной жизнью.

Как писал ровно сто лет назад один из последних Оптинских настоятелей в предреволюционные годы архимандрит Ксенофонт: «…Да будет позволено заключить сие наше отношение искренним желанием, чтобы главное внимание в монастырях было обращено в настоящее время на продолжительность и благолепие Богослужения с одной стороны, и на поднятие монашеского духа в братстве – с другой: за этим едут в обители христолюбцы, этого требуют от нас все истинно православные, и на это прежде и более всего устремлены все наши заботы в Оптиной Пустыни».

 

← все публикации