Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Из Свя­то­го Пи­са­ния ви­дим, что скор­би при­бли­жа­ют лю­дей ко спа­се­нию, ес­ли кто не ма­ло­ду­ше­ст­ву­ет и не от­ча­и­ва­ет­ся, а во­ору­жа­ет­ся тер­пе­ни­ем со сми­ре­ни­ем и пре­дан­нос­тию во­ле Бо­жи­ей.

преп. Амвросий

Ве­ли­кое ду­шев­ное бедствие – рас­се­ян­ная жизнь. Осо­бен­но ужас­ное впе­чат­ле­ние про­из­во­дит она на тех, кто доз­во­лит се­бе рас­се­ян­ность, на­чав уже вни­ма­тель­ную жизнь. Хрис­ти­а­нин бла­го­го­вей­ный дол­жен про­вож­дать жизнь во вся­ком вни­ма­нии к се­бе и трез­ве­нии. Бди­те и мо­ли­те­ся, да не вни­де­те в на­пасть (Мк. 14, 38),– ска­зал Гос­подь.

преп. Никон

Трез­ве­ние есть путь вся­кой доб­ро­де­те­ли.

преп. Никон

← все публикации

 

Описание рукописной службы святителю Амвросию епископу Медиоланскому

Литургический и нравственно-богословский комментарий

Иеромонах Никон (Скарга),
насельник Оптиной Пустыни 

Служба использовалась в келейном обиходе преподобного старца Амвросия Оптинского. По ней совершали всенощное бдение в день памяти святителя Амвросия – день Ангела старца Амвросия.

Служба Свт. Амвросию Медиоланскому

Первые сведения о службе встречаются в Летописи скита Оптиной Пустыни. 31 августа (по ст.ст.) 1870 г. Белевской сборщицей матерью Рахилью (Розовой) был привезен старцу Амвросию крест с частицами мощей. Одна из частиц была свт. Амвросия, еп. Медиоланского, духовного покровителя старца Амвросия. «В тот же день, – читаем в Летописи, – у батюшки совершено бдение келейное четырем угодникам. Стихиры и каноны святителю Амвросию пелись и читались по новой рукописной службе, составленной отцом Алексеем Ильенковым[1]. Утром 1 сентября отслужен тем же четырем угодникам молебен, на котором прочитан акафист святителю Амвросию, еп. Медиоланскому, составленный отцом Алексеем Ильенковым»[2]. В этой рукописной службе в день памяти свт. Амвросия Медиоланского, пока старец Амвросий был жив, келейно совершалась служба. В 1858 г. в монастыре был устроен придел в честь свт. Амвросия Медиоланского. Остается неизвестным, употреблялась ли эта служба в церковном обиходе. Рукопись хранится в Государственной библиотеке им. Ленина, фонд 214. Большого распространения эта служба не получила. Известен еще один список акафиста свт. Амвросию, хранящийся в библиотеке Московской Духовной Академии, шифр Ц-7А61 инв. №11816. Этот список акафиста был издан православным приходом в Милане в 2008 году. Текст воспроизведен по оригиналу с незначительными изменениями. Добавлена третья молитва. Эта же молитва напечатана там и на итальянском языке.

 

Краткая характеристика литургических особенностей службы

По составу своему служба бденная. Имеются стихиры малой вечерни и литии. Оригинальным в службе является наличие предпразднственных стихир и седальнов. Память свт. Амвросия попадает на период Рождественского поста, который служит цели – подготовить верующих к празднику Рождества Христова. «Гораздо более этой цели отвечают вводимые в службы этого поста особенные песнопения, подготовляющие верующих к достойному сретению праздника. Такие песнопения вводятся в службы поста с искусною постепенностию, все расширяясь в объеме, заполняя все большую часть церковных служб...»[3]. Первые предпразднственные песнопения появляются на Введение (катавасия «Христос раждается»), затем в службе апостола Андрея Первозванного три стихиры предпразднства. И в таком же количестве в службе свт. Николаю Мир-Ликийскому чудотворцу. Память свт. Амвросия следует за памятью свт. Николая. Такая близость сподвигла составителя службы сделать аналогичные вставки предпразднственных песнопений в службу свт. Амвросию. Но количество увеличив, к трем стихирам прибавлено три седальна, по 1-ом и 2-ом стихословии и по 3-й песни канона.

Второй оригинальной особенностью этой службы являются паремии. Первые две паремии выполнены центонной техникой или составлены из разных стихов Священного Писания. Цель такого подхода – дать наиболее точную копию или образ деяний святого, выраженную «устами» Священного Писания. Для первой паремии выбрано чтение из Притчей Соломоновых гл. 15, стихи 31–33, гл. 16, стихи 2, 5–8, 11–14, 16, 17, 20–24. В этой паремии основным назиданием является страх Господень, смирение пред Господом. Это общее место в святительских паремиях. Характерными стихами являются «Ярость царева вестник смерти: муж же премудр утолит его» (конфликт с императором Феодосием), «угнеждения премудрости избраннее злата: вселения же разума дражайше сребра» (оставление свт. Амвросием мирской славы и богатства, отказ от карьеры), «сотове медовнии словеса добрая, сладость же их изцеление души» (чудо с роем пчел, севшим на уста свт. Амвросия в отрочестве). Для второй паремии выбрано чтение из 2-х Царств гл. 12, стихи 1, 7–10, 13, 15–17. Это известная библейская история, когда пророк Нафан обличил царя Давида в убийстве и прелюбодеянии, после чего Давид покаялся. В жизнеописании свт. Амвросия имеется случай, когда он дерзновенно обличил царя Феодосия в неправедном кровопролитии, не допустил его до Причастия, наложив на него эпитимию и этим привел его к покаянию. Параллель этих событий позволила автору удачно разместить это чтение в службе свт. Амвросию.

Для третьей паремии выбрано традиционное чтение для памяти святителей и преподобных, из Премудрости Соломона гл. 4.

Третьей оригинальной особенностью службы является размещение канона Богородицы «Одигитрия» иеромонаха Игнатия. Канон имеет византийское происхождение, печатается в молитвословах и канонниках. Канон преисполнен радостными приветствиями Пресвятой Богородице (хейретизмами). В нем воспевается твердая надежда, покров и скорая помощь в напастех Пресвятой «Одигитрии», Путеводительницы роду человеческому. Почему именно этот канон был размещен в службе – неизвестно. Вероятно, это был любимый канон преподобного старца Амвросия. Уставом же при бденной службе святому предписывается петь канон из часослова: «Воду прошед...» или из приложения октоиха: «Колесницегонителя...».

Канон святителю Амвросию обрамлен акростихом: «Амвросию святителю приношение малое». Акростих выдержан во всех тропарях канона. Интересным также представляется цикл хвалительных стихир, включающих стихиры на славу, и ныне. Тематически они перефразируют знаменитый гимн, приписываемый свт. Амвросию Медиоланскому «Тебе Бога хвалим...». Первая стихира начинается «Тебе Бога хвалим, Тебе Господа исповедуем...». Вторая «Идеже преславный апостольский лик, идеже пророческое хвалебное число, идеже пресветлое мученическое воинство...». Третья стихира имеет в середине цитацию «...Ему же вси Ангели, небеса и вся силы, Ему же Херувимы и Серафимы непрестанными гласы взывают: свят, свят, свят Господь Бог Саваоф...». Стихира на Славу начинается «Аще полны суть небеса величества славы Твоея... Тебе Бога хвалим, Тебе Господа исповедуем и молим... сподоби без греха сохранитися нам...». И заключительная стихира на ныне Богородичная начинается «Иже ко избавлению приемый человека, и Девическаго чрева не возгнушавыйся...».

Таким оригинальным торжественно-хвалительным перефразом гимна Амвросия Медиоланского завершается служба.

В конце рукописи приводятся две молитвы святителю Амвросию. Первая молитва имеет надписание «от двух или многих молящихся», вторая – «частная, от единаго молящегося».

Нравственно-богословское содержание службы

По сравнению со службой, находящейся в служебной минее 9 декабря, рукописная служба содержит много биографических данных святителя Амвросия.

Автор уделяет большое внимание описанию тех житийных ситуаций, в которых наиболее ярко раскрывался духовно-нравственный облик святителя. Это агиографическое насыщение делает службу значительно интересной.

Духовный облик святителя характеризуется такими похвалами, как «слуго Христов вернейший», «звездо на тверди церковней осиявшая мира концы», «подражатель человеколюбия Спасова», «страж дому Божия неусыпный», «мудрый церквей украситель», «стаду Христову пастырь добрый», «выну готовый положити душу свою за овцы своя», «строитель благодати Божия» (стихиры малой вечерни).

Стоит сразу отметить одну ярко выраженную особенность службы. Во многих духовных чертах святителя Амвросия, которыми автор обрисовывает его облик, прослеживается поразительное сходство с духовными чертами святого старца Амвросия. Автор, имея перед своими глазами образ святости, неподдельно копировал ее. Неприкровенно видно желание автора: вместе с похвалами святителю Амвросию восхвалить и святую жизнь своего любимого старца. К таким песнопениям относятся: 3-я стихира на стиховне малой вечерни «Кто плакал и ты не рыдал еси с ним; радовался, и ты не сорадовался еси милостиве; воистину ты всем был еси вся...». Первые две стихиры великой вечерни 6 глас: «...ты не дал еси очима твоима сна, ниже веждома твоима дремание, имея память смерти незабытную, течение слез неоскудное, воздыхания по отечеству горнему присныя, бдение и труды неустанныя...». «Велика вемы тя в нуждах помощника... нищих питателя, сирых отца покровителя, обидимым заступника, всем скорбящим утешителя...». «Егда грешнии исповедаху ти греси своя, толико тогда плакал еси, отче, яко и жестосердии от них умиляхуся...» 3-й тропарь 8 песни канона. «Лишения и скорби, подвиги и труды земнаго странствия твоего кто изочтет; вся бо жизнь твоя на земли – труд и болезнь о спасении ближних, и сам ты был еси, яко жертва всесожжения Господеви...» (2-й тропарь 9 песни).

В этих песнопениях, как в зеркале, отражается святой образ старца Амвросия Оптинского. Также и в акафисте можно встретить немало таких «зеркальных отражений». Это 5, 6, 7 икосы, 7, 9 и 12 кондаки. Приведем для примера фрагмент 7 икоса:

«Знамение евангельския любве к ближнему явил еси, отче Амвросие, егда врагом своим благотворил еси и со грешники кающимися горько плакал еси. Темже ти яко непамятозлобному пастырю и отцу, болезновавшу о спасении духовных чад твоих, вопием:

Радуйся, незлобия Христова подражателю;
Радуйся, кающимся грешником теплый сострадателю;
.......................................................................
.......................................................................
Радуйся, яко весь кротость и любовь был еси;
Радуйся, яко высоты совершенства достигл еси;
Радуйся, Амвросие...»

Искреннее желание автора ублажить своего святого старца посредством службы свт. Амвросию звучит и в молитве. Центральная ее часть начинается так: «ей святителю Божий... услыши нас, еще единаго от тебе просящих: буди теплый молитвенник и предстатель ко Господу о духовных пестунах и отцах наших (имя рек), иже с матерней любовию и терпением немощи наши носят, и о нас сердечно болезнуют, дондеже вообразится в нас Христос, да сохранит Он – Всеблагий и вся Могущий Владыка дражайшие дни многоплодного жития их в нерушимом мире и крепости сил, душевных и телесных, и да приведет нас, недостойных рабов Своих, их окормлением и молитвами, твоим же ходатайством и заступлением, ко пристанищу жизни нескончаемыя...»

В службе также находится заметный отпечаток поучений старца Амвросия: о смирении 2-й тропарь 1 песни, о терпении 2-й тропарь 8 песни, о послушании 1-й тропарь 4 песни «...и мене настави творити вся с советом богомудрых пестунов и отцев, да не отпадут исправления моя, якоже листвие злодейством вражиим».

В службе значительное место уделено дидактическому элементу. На всем пространстве службы слышится призыв к подражанию благочестивой жизни святителя, к борьбе со страстями и стяжанию добродетелей. «Празднующе память святителя Амвросия, и восхваляюще житие его, о возлюбленнии братие, поревнуем вере и добродетелем его: сие бо есть приятно пред Спасителем нашим Богом, и угодно святителю, паче всех хвалений наших». Автор заявляет, что святитель «нам преподал образ любве ко врагом нашим, благотворения ненавидящим нас и моления за творящих нам напасти» (2-й тропарь 6 песни). «Целью службы, – говорит известный литургист, – является не только восхваление, славословие святых, но и раскрытие „способа" благоугождения Богу, указание путей общечеловеческого восхождения к Богу»[4].

Служба не лишена также и богословского содержания. Предпразднственные стихиры подчеркивают халкидонское исповедание двух природ во Христе, Приснодевство Марии Богородицы, догмат искупления рода человеческого и освобождение «от работы истления». Говорится о Кенозисе – истощании Бога Слова и вольном смирении.

Стихиры малой вечерни, славник великой вечерни показывают святителя Амвросия как «наставника верным великаго», «делателя винограда Христова, яко отребил еси его от плевел Ариевых». Седален по 1-ом стихословии также показывает святителя активным противоборцем Ариевой ереси «Ариан аки псов лающих прогоняя от ограды овец твоих, пращею твоего учения и каменем твоея веры». Автор подчеркивает и утверждает, что католическая церковь заблудилась и отпала от истины. Он призывает святителя просветить светом Православия когда-то верную Западную Церковь. «Якоже в дольнем житии твоем, яко звезды на тверди небесныя Церкви сиял еси добродетельми твоими, тако и ныне богоданным ти светом возсияй к чадом тоя, да воспрянут от мрака заблуждений, обратятся к православию...» (3-й тропарь 3 песни). В первом тропаре 7 песни затрагивается учение об Ангелологии, согласное Священному Преданию. Хвалительные стихиры, содержащие перефраз знаменитого гимна святителя Амвросия, имеют тоже богословское насыщение. Они содержат триодологическое и сотерологическое учение, согласное учению Православной Церкви.

В целом служба представляет собой один из лучших примеров гимнотворчества XIX века.

[1] Архимандрит Антоний (Ильенков) 1832–1889 г.г. В миру Алексей Ильенков. Из духовенства. Окончил Смоленскую духовную семинарию. В 1865 г. рукоположен во иерея. В Оптину Пустынь вступил в 1868 г. В 1871 г. пострижен в монахи в Оптинском скиту и наречен Антонием, принимал его от святого Евангелия старец Амвросий. В 1872 г. был назначен казначеем Боровского монастыря. В 1873 г. вернулся в Оптину Пустынь. В 1874 г. перешел в Муромский Благовещенский монастырь (Владимирской губернии) на должность казначея. В 1877 г. назначен на должность настоятеля и благочинного в Муромский Спасский монастырь (Владимирской губернии), с возведением в сан архимандрита. В 1884 г. переведен в Переяславский Троицкий Данилов монастырь (Владимирской губернии) на должность настоятеля, а также благочинного нескольких монастырей. Награжден орденами св. Анны 3-й и 2-й степени. В 1888 г. назначен настоятелем Архангельского Юрьева монастыря (Владимирской губернии), вскоре по прошению уволен на покой в Оптину Пустынь, принял схиму с именем Авраамий. Умер в Оптиной Пустыни в 1889 г. (Запальский Г. М. Оптина Пустынь и ее воспитанники в 1825–1917 годах. М. 2009. С. 228).

[2] Летопись Скита. Т. 1. М. 2008. С. 629.

[3] Скабалланович М. Рождество Христово. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1995. С. 46.

[4] Марк (Лозинский) игумен. Русская литургическая письменность. Том 2. С. 118 (рукопись).

 

← все публикации