Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Бедственно безмерно печалиться и безвременно убивать себя, но всячески должны за все благодарить Господа, каковыми бы Он нас ни наказывал наказаниями на сем свете.

преп. Лев

Не в богатстве дело, а в нас самих. Человеку сколько ни давай, не удовлетворишь его.

преп. Амвросий

Напрасно думать, что богатство или изобилие, или, по крайней мере, достаточество было бы полезно или успокоительно. Богатые еще более тревожатся, нежели бедные и недостаточествующие. Бедность и недостаточество ближе и к смирению, и ко спасению, если только человек не будет малодушествовать, а с верою и упованием возложится на всеблагий Промысл Божий. Доселе питал нас Господь и вперед силен сотворить сие.

преп. Амвросий

Благовещение Пресвятой Богородицы, всенощная

Дорогие о Господе братья и сестры! Святая церковь празднует ныне столь величайшее Божие изволение, событие, которое воистину ни человеку, ни ангелам невозможно достойно изрещи, тем более прославить по достоинству. «Велия благочестия тайна, Бог явися во плоти, оправдал  Себя в Дусе, проповедан бысть во языцех, вознесеся во славе». И с древних времен многие святые отцы исповедуют, что день Благовещения Господня, день воплощения Сына Божия по своему достоинству и славе превосходит саму Пасху Господню. Не было бы воплощения Сына Божия, не было бы и Пасхи, не было бы и Воскресения, не было бы и нашего спасения, не было бы и будущего нового неба и новой земли.

Само творение этого мира по достоинству своему и славе не может превзойти велию благочестия тайну, то есть воплощение Сына Божия. Ведомы Богу от вечности все дела Его, так учит слово Божие, возвещает нам. То есть, еще до творения этого мира Богу было все известно, что произойдет с этим миром, известны были Богу и грехопадения в ангельском мире и в человеческом роде. Но было Богу известно, что многие из числа ангелов и из числа людей будут взыскивать Бога, будут искать правды. И ради них совершилась сия велия благочестия тайна: явилась и излилась в этом тварном мире неизреченная любовь Божия, благость Божия. «Никто же благ, токмо един Бог» (Мф. 19:17).

И эта благость Божия единая, которая нигде, ни в каком творении, ни в ком из тварных существ не может быть, только в едином Боге. Она, возможная и доступная для нашего разума, явилась в тайне и таинстве Боговоплощения. Бог явился во плоти.

О Христе, Сыне Божием, слово Божие говорит, что Он, будучи Богом, неизреченно, непостижимо, ни для каких существ: ни для ангелов, ни херувимов, ни серафимов, Он умалил Себя, «зрак раба приим, в подобие человечестем быв, и образом обретеся яко человек» (Фил. 2:7). Что может быть более достойным и славным по сравнению с этим славным, любвеобильным Божественным умалением. Вся вселенная, а вселенная имеет границы, и эти границы в руце Божией и в слове Божием, они не постижимы, потому что слово Божие нетварное неприкосновенно, и никакие ученые никогда не найдут эти границы – ни ангелы, ни херувимы, ни серафимы. Они в руке Божией, а рука Божия неприкосновенна. Потому Вселенная может быть необъятная: летайте сколько угодно, разделяйте, но границы есть и они недостижимы. Вот эта необъятная Вселенная, дивное творение, славное, а вот умаление Божие, когда Сам Господь умалил Себя и «зрак раба приим» (Фил. 2:7), что по сравнению с этим вся эта дивная Вселенная?

Вот какой славный ныне мы праздник совершаем: воплощение Сына Божия для того, чтобы спасти нас грешных, для того, чтобы дать нам закон любви, истины и правды. И всякий, кто может по любви своей к Богу вместить этот закон и положить его в сердце своем, только он один может избавить человека от греха проклятия смерти. "Положи в сердце моем слово Божие", говорит, "словеса твоя  яко да не согрешу тебе" (Пс. 118:11). Эти словеса принес в мир Христос Господь. «Слова мои, которые Я говорю, суть дух и жизнь» (Ин. 6:63). Кто мог нам сказать такие слова? Какой человек, пророк простой? Где он возьмет такие слова живые, живоносные, духовные? Только Бог воплотившийся.

И опять и опять должны положить на сердце свое греховное изучать Закон Божий, положить его в сердце своем. Им только единым мы можем спастись, чтобы не напрасно было пришествие Господне и боговоплощение для нас, но чтобы принесло нам плод спасения, соединило нас со Христом Господом Богом нашим. А это возможно только через любовь. Но любовь, говорит Господь, "кто любит Мя, тот заповеди Мои соблюдет" (Ин. 14:23), положит в сердце своем. Вот такую любовь, которая исполняет закон Христов. Вот это от нас требуется в нынешний день, когда в мир излилась неизмеримая, неизреченная любовь Божия. И мы должны откликнуться на эту любовь. Чем? Своею любовью к Богу. А она изливается, наша сердечная любовь к Богу, через посредство исполнения Его святых заповедей. А для этого надо понудить себя, заставить изучать этот закон, положить его в сердце, в разуме своем и стараться исполнять. И таким образом будем мы чада Божии и наследуем спасение. Аминь.

Архимандрит Венедикт (Пеньков)