Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Господь научит кроткия путем Своим (Пс. 24, 9). Так сказано в псалме. Человека только Бог научает путям Своим, но только при условии, что человек кроток, смирен. Только таких научает Бог.

преп. Никон

Положение Иова — закон для каждого человека. Пока богат, знатен, в благополучии, Бог не откликается. Когда человек на гноище, всеми отверженный, тогда является Бог и Сам беседует с человеком, а человек только слушает и взывает: «Господи, помилуй!»

преп. Нектарий

Без видимой Святой Церкви не могло бы быть и Святых Таин Христовых, без которых человек не может наследовать живота вечного. Молитвословие церковное толикую имеет силу и важность, что церковное едино Господи помилуй превосходит все келейные духовные упражнения; и потому-то святые отцы, предстоя во святом храме, воображали, что они предстоят на небеси пред Престолом Божиим!

преп. Антоний

Пятница 5-ой седмицы по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, дорогие отцы, братья и сестры, за Божественной Литургией читалось Евангелие от Матфея, в котором Господь сказал Своим ученикам, услышавшим притчу о семенах (Мф. 13, 3-9). Казалось бы она у нас на слуху. Сам же Господь истолковал нам, дал объяснение того, что означает тот или иной образ. Но, к сожалению, мы, слушая слова Священного Писания, порой теряем его смысл, оно от нас ускользает, то, что на самом деле сказал нам Господь каждому из нас, сказал нашему сердцу прежде всего.

И вот эта сегодняшняя притча дает возможность заглянуть в самих себя. Собственно это суд над нашей совестью, суд над нашей душой. Как мы живем, возрастает ли в нас слово Божие, которое мы когда-то приняли, и которое вновь и вновь падает на нашу почву нашего сердца. Какой плод приносит оно и приносит ли вообще? Не является ли наша почва тем камнем, на котором птицы сразу выклевывают эти семена, или же тем местом, где очень мало земли и влаги. Где едва вырастя ростки добродетели, ростки стремления жить с Богом, у нас засыхают и прекращают свой рост. Или же они подавляются всевозможными терниями, хотя и обильно росли, но потом не имеют возможности произрастать и развиваться дальше.

И вот Господь поставляет нас перед этой притчей как бы наедине с самим собой и одновременно перед Ним Самим. Потому что одному Ему мы дадим ответ, Ему мы дадим отчет о нашем уповании, о нашем жизненном поприще, о том, как мы смогли эту свою жизнь прожить, как мы прошли это время взращивания наших с вами семян. Того семени, которое доверил каждому из нас Господь, как драгоценность, залог вечности. Но не нужно унывать, не нужно отчаиваться. Нужно, слышать окончание этой притчи о том, что иные приняли слово Божие и принесли в плод одни тридцать, другие шестьдесят, иные в сто раз (ст. 8).

Господь готов каждому из нас даровать это приплодование, даровать этот прирост, иметь возможность приносить плоды Небесного Царствия. В этом есть наша надежда. И как бы не заглушались эти семена, как бы они не выклевывались всевозможными птицами, если мы все-таки будем все-таки иметь произволение, когда бы мы не проснулись, когда бы мы не очнулись. Если мы уготовим почву своего сердца для принятия этих семян, для их возрастания, Господь умножит настолько, насколько это желание наше будет подлинным, насколько оно будет сильным. Не мерою Господь дает Своего Духа (см. Ин. 3, 34), но тому, кто взыскует благодатный Дух духовной жизни, кто стремится не свое лишь искать здесь на земле, свое «Я» поставлять выше Божьего, но Бога ставя выше всего. Именно поэтому Господь и дал нам заповедь: «Возлюбиши Бога своего всем сердцем своим, всей душою твоею, всем помышлением твоим, всею крепостью твоею» (Мф. 22, 37). Без этого невозможно угодить Богу. Наивно, если мы будем желать как-то: то о Боге думать, то решать какие-то свои земные проблемы.

Мы должны их решать, но даже в решении насущных земных проблем, наших вопросов житейских мы никогда не должны забывать, что все мы это делаем с памятью о Боге. Все это мы делаем перед лицом, перед очами Божьими, и должны это делать по-христиански, не по-язычески, не безбожно, но как нам это Господь в Евангелии заповедал. Только тогда мы будем иметь надежду, что наше семя возрастет и принесет обильный плод, которого Господь желает даровать каждому, лишь бы мы с вами этого хотели, и коего да сподобит нас с вами.

Аминь.

Иеромонах Назарий (Рыпин)