Проповедь в день памяти преподобного Моисея Оптинского
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Дорогие о Господе братья и сестры! В нашей обители сегодня большой наш оптинский праздник. Мы сегодня совершаем память первого – в последнем вот этом этапе старческом – первого из эпохи старцев настоятеля нашей обители, схиархимандрита Моисея – преподобного Моисея Оптинского.
Послушание настоятеля в обители – это самое тяжелое послушание из всех: тяжелее, чем на коровнике, тяжелее, чем в пекарне, тяжелее, чем на поле пропалывать грядки и копать ямы. Потому что настоятель, целый день будучи обременён бесчисленными заботами по обители, он ещё вдобавок и отвечает за спасение всей братии. Поэтому этот праздник вот для нас именно, для братии нашей обители, весьма значительный. Потому что из-за отца Моисея в обители вот эта процвела эпоха старчества – он очень много для этого сделал. Он всячески старался принять в обитель великих Оптинских старцев Льва и Макария и всех их последователей, всячески их упокоевал, чтобы им было легко совершать свое служение.
К сожалению, у нас почитание святых чаще всего упирается на то, насколько люди получили от святого помощь в каких-то своих бедах и нуждах. Вот, например, есть три святителя, которые внесли огромный вклад в духовное развитие всех людей: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. А тем не менее святителя Николая почитают больше, потому что он по своей великой любви к людям и оказывал, и оказывает постоянно много всякой помощи во всех необходимых нуждах, которые человек испытывает. Вот батюшку Амвросия тоже почитают больше всех, потому что люди больше всего от него получили исцелений, утешений и всякой другой пользы, избавление от тех бед, с которыми они приходили в нашу обитель. А должность настоятеля в этом смысле – она незаметная. То есть к настоятелю люди не идут, он очень занятой человек.
Но отец Моисей, впрочем, он о людях, о простых людях, всё равно заботился очень много. Как мы видим из его жизнеописания, он нанимал и детей, и больных людей только ради того, чтобы им заплатить зарплату, хотя их труд – он ничего ровным счетом не стоил. Вот, к примеру, как один очевидец вспоминает, что видел мальчика, который гонял ворон, и за это ему отец Моисей платил деньги. В других случаях он покупал у бедных людей совершенно ненужные вещи, например, старую испорченную подушку, за которую немало заплатил. Делая это, впрочем, совершенно не из-за нужды в этой подушке, которая годилась только на то, чтобы ее выбросить, а ради того, чтобы просто человеку этим способом подать милость. Поэтому и к отцу Моисею все мы в этом плане можем прибегать, когда у нас случается какая-то нужда, сейчас многие люди нуждаются, находятся в той или иной беде. Мы можем обратиться к отцу Моисею с просьбой о помощи, и он, ещё живя на земле, всегда помогал в этих случаях, тем более он поможет сейчас нам в нашей нужде.
Но ведь это, конечно, совершенно не главное, потому что все нужды этой жизни – они временные, скоропреходящие. Главная духовная нужда – чтобы быть с Богом и спастись. И вот в этом отец Моисей тоже нам подаёт очень много важных примеров. Вот он, по обязанности настоятеля обители, обязан был делать каким-то монахам, допустившим тот или иной проступок, замечание. И вот это очень хороший пример главам семьи, как это надо было делать. Он никогда сразу же не вызывал провинившегося, а делал это только на следующий день, когда у него успокаивались чувства. И никогда он ничего никому не говорил, сперва не помолившись Богу, не устремившись духовным взором к Нему, чтобы от Него получить мирный дух и вразумление что по воле Божией нужно сказать конкретному человеку. И вот только тогда, помолившись, и с любовью в сердце, он делал замечание человеку. И при этом, конечно, был явлен результат такового замечания. То есть у него самого не терялся внутренний мир, а, наоборот, умножался в отличие от тех людей, которые укоряют, это делая с горяча, не в духе кротости, а в раздражении. И они теряют мир, расстраиваются. А укор этот никому на пользу не идёт, человек, которому сделан укор, он только ожесточается и в результате он не исправляется, а, бывает, только хуже поступает.
А вот отец Моисей действовал путем Божиим, согласно Заповедям Божьим, что исправлять в духе кротости. Вообще, его любимая фраза была такая: Взыщи мира, и пожени и. Ведь, действительно, как говорит царь Давид: И бысть в мире место Его. То есть, зачем нам искать внутреннего мира? Потому что в нём – Бог. А что кроме Бога нам вообще ещё нужно? Ведь, действительно, Бог – это наша жизнь, это наша цель, это наша вечность, это наше солнце, пища, питие и радость. И ничего, кроме Христа, нам не нужно в этой жизни. Всё, что мы здесь переживаем – вот эти всяческие трудности, скорби, они только потому есть, потому что многими скорбьми подобает нам внити во Царствие Божие; многи скорби праведным. То есть, чтобы соединиться с Богом, найти Его, нужны скорби. Вот почему Господь кого любит, того наказует: биет всякого сына, егоже приемлет. Поэтому мы с вами здесь и подвергаемся постоянно всяким скорбям и болезням. Но всё это нас нисколько не должно смущать, потому что это признак любви Божией, и через скорби мы приобретаем Христа в себе, если безропотно, с сознанием благоразумного разбойника терпим эти скорби.
И вот, дорогие о Господе братья и сестры, ещё в завершение своего слова хочу сказать, что великие новомученики и исповедники Российские, есть среди них примеры, говорили, что мы молимся теперь Богу только о благодати благоразумного разбойника. Сейчас время особое, и кроме как скорбями и болезнями никто спасаться не умеет. И вот если мы всегда будем желать скорбей и болезней себе, хотя и не искать их, и благодарить Господа, и понимать, что это наше врачевство – принятие этой болезни и скорби, мы этим будем соединяться с Богом. И нет другого такого способа. И пусть за молитвы преподобного Моисея Оптинского в нашей душе всегда будет мир, и всегда он будет умножаться и собираться, и этим мы будем приближаться к вечному неизреченному блаженству. Аминь.