Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Кто те­бя бра­нит, за то­го Бо­гу мо­лись, и счи­тай за свою бла­го­де­тель­ни­цу, и ни­как не мсти. Ко­неч­но, по­буж­да­ет ее к се­му враг – вра­га и на­до не­на­ви­деть, а ее лю­бить и мо­лить­ся за нее Бо­гу. Тут-то и учись сми­ре­нию, ког­да млад­шие уко­ря­ют. И счи­тай се­бя сто­я­щей се­го, по гре­хам сво­им.

прп. Иосиф

В не­мо­щи и по­по­лз­но­ве­нии слу­ча­ю­щем­ся сми­ряй се­бя не кра­ем язы­ка, а сер­деч­ным чувством, да по­лу­чишь за­лог бла­го­го де­ла­ния.

прп. Макарий

Все­ми ме­ра­ми ста­рай­ся стя­жа­вать про­ти­во­по­лож­ное гор­дос­ти – сми­ре­ние, и как оное при­об­ре­та­ет­ся, учись в кни­гах свя­тых от­цев: всег­даш­нее са­мо­у­ко­ре­ние – ближ­ний к оно­му путь.

прп. Макарий

Проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. «Быть или не быть?» – слышим мы слова из известного произведения Вильяма Шекспира, которые говорит главный герой. И этот вопрос рано или поздно задает любой человек, каждый себе: «Зачем я живу? Зачем я пришел в этот мир? Что такое вечность, и могу ли я с ней соединиться и пребыть с ней навсегда?» И на этот вопрос отвечает сегодняшнее Евангелие.

Бог нас вызвал из небытия и создал бессмертными, и направил на временную жизнь. Для чего? Для того чтобы, проходя по временной жизни, мы познали Истину, коей есть Христос, соединились с ней своими делами, своим образом жизни и обрели в этой временной жизни вечность.

«Но как обрести вечность?» – этот вопрос мы задаем себе. Потому что быть – это значит быть со Христом. Он Сам говорит: «Я есть жизнь, Я есть истина, Я есть путь». Если Он есть жизнь, если Он – вечность, значит, не соединившись с Ним, мы не причастны к жизни, мы не причастны вечности.

Что мы должны сделать, чтобы быть Ему причастны? И этот вопрос задает законник в сегодняшнем Евангелии Христу: «Учитель, скажи, как быть причастником вечности? Как иметь жизнь вечную?» И Христос отвечает ему вопросом на вопрос: «А ты как сам считаешь?» И несмотря на то, что в Ветхом Завете у иудеев было 613 заповедей, мицва, как они называют, из которых 248 были обязательные, 365 были запрещающие, и кто их не исполнял, они считались духовно неполноценными людьми, с которыми не стоит даже разговаривать.

Неожиданно для окружающих он отвечает следующей вещью. Он говорит: «Возлюби Господа Своего и возлюби ближнего своего». И удивленный Спаситель говорит: «Ты правильно сказал». И тогда он спрашивает у Него: «А кто есть мой ближний?» И Христос рассказывает ему притчу о самарянине, который шел и оказал милость попавшему в руки разбойников.

Если мы скажем, что мы, каждый из нас, что мы любим Бога, то мы можем в это не поверить. Почему? Потому что мы помним слова апостола Иоанна Богослова, который говорит: «Кто говорит: “Я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?»

Любовь к ближним – не просто одна из добродетелей, а зеркало наших отношений с Богом. И оказывается, что вся полнота нашего спасения и отношения к Богу лежит в отношениях с ближним. Сможешь ты в своей жизни это понять и выстроить свои отношения с ближними – значит ты обретешь спасение. Если ты будешь говорить, что любишь Бога, но не выстроишь свои духовные отношения с ближними по закону любви, ты не обретешь спасение.

И Спаситель в Своей миссионерской жизни, в Своем земном поприще, в принципе, как говорят богословы, ничего нового не сказал. Все, что Он говорил, в той или иной степени было в Ветхом Завете у пророков, и Он часто даже цитировал их, говоря, напоминая тем, что Он пришел не нарушить закон, а исполнить его. И только вот в последние сутки пребывания на земном поприще, в Страстной Четверг, когда оставались уже считанные часы до Голгофской Жертвы, Он ученикам говорит: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга так, как Я возлюбил вас». Вот что Он дает.

Иоанн Крестьянкин говорит нам: «Любовь к человеку – словесный блуд». Любовь к человеку конкретному, на нашем жизненном пути Богом данному, – дело практическое, требующее труда, усилия, борьбы с собой, своей леностью. То есть конкретная наша любовь, не только подкрепленная словами, – вот что является тем путем, по которому мы с вами должны идти в Царствие Небесное.

Иудеи считали самарян полукровками, отбросами общества и называли их псами, а слово «самарянин» считалось ругательным и презрительным. Иоанн Кронштадтский говорит: «Любить ближнего как себя – значит любить без всякого лицеприятия», потому что все – чада Божии, независимо от национальности, вероисповедания, политических взглядов, социального положения и богатства, всякий человек – образ Божий. И святитель Петр Московский говорит: «Я не имею права заходить в мусульманскую мечеть, но в мусульманскую больницу обязан, потому что там находится образ Божий, и я обязан ему оказать милость».

Вот чему учит нас Евангелие. А с чего же начать на этом поприще? Существует ли легкий путь ко спасению? На этот вопрос, конечно, нам сразу хочется ответить отрицательно, ведь известно, что без трудов, без напряжения сил спастись невозможно, а следовательно, легкого пути ко спасению не может быть, как мы думаем. Однако святые отцы отвечают на него положительно.

Да, есть легкий путь ко спасению. Что это за путь? Он заключается в том, чтобы исполнить слова Христа о неосуждении: «Не судите, да не судимы будете». Из этих слов следует, что если мы не осуждаем, то и нас на Страшном Суде не осудят. А раз не осудят, значит мы будем оправданы, таким образом спасемся.

Мы постоянно судим всех и вся: домашних, родственников, политиков, знакомых, друзей, соседей, сослуживцев и так далее. Мы так привыкли к осуждению, что даже уже не замечаем его. Оно стало как бы нашей второй природой, нашей натурой. И старец Паисий Афонский говорит, сравнивая такое состояние с болезнью, которая все поражает проказой.

Всеми силами, братья и сестры, идя по земному пути спасения, будем с вами помнить о том, что только любовь, реализованная в нашем ближнем человеке, может нам дать путь ко спасению. И когда мы говорим «непобедимы», все, что у нас совершается, любое Таинство, мы говорим: «Непобедимая и непостижимая Божественная сила Честнаго и Животворящего Креста». «А какая это сила Честнаго и Животворящего Креста?» – спрашивает протоиерей Михаил Труханов. И отвечает: «Это любовь, которую Христос показал на Кресте».

Так не оставит же нас эта сила в этой жизни! И дай нам разум и силы, чтобы мы научились жить в этом мире, любя наших ближних такими, какие они есть, и через них получили и обрели вечность и были сопричастны Христу и в этом веке, и в будущем.

Богу нашему слава всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Иеромонах Серафим (Панич)