Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Не нуж­но во­ро­жить­ся, а луч­ше на во­лю Бо­жию по­ло­жить­ся“. К во­ро­же­ям хо­дят лю­ди дво­е­душ­ные, ко­то­рые не на­де­ют­ся на ми­лость и по­мощь Бо­жию, а ищут по­мо­щи че­ло­ве­чес­кой или на­де­ют­ся бо­лее на ка­кие-ли­бо рас­че­ты че­ло­ве­чес­кие, а не на Бо­га и Его все­силь­ную по­мощь и вез­де­су­щий Про­мысл.

прп. Амвросий

Еще в Вет­хом За­ве­те ска­за­но: Сын не­на­ка­зан­ный скорбь от­цу и пе­чаль ма­те­ри (ср.: Притч. 17, 25), т. е. сын, не нас­тав­лен­ный в стра­хе Бо­жи­ем и за­ко­не Гос­под­нем. В нас­то­я­щее вре­мя мно­гие ро­ди­те­ли де­тей сво­их учат мно­го­му, час­то не­нуж­но­му и не­по­лез­но­му, но не­ра­дят о том, что­бы нас­тав­лять де­тей стра­ху Бо­жию, и ис­пол­не­нию за­по­ве­дей Бо­жи­их, и соб­лю­де­нию пос­та­нов­ле­ний Еди­ной Со­бор­ной Апос­тольс­кой Церк­ви, от­че­го де­ти боль­шею час­тию бы­ва­ют не­по­кор­ны и не­поч­ти­тель­ны к ро­ди­те­лям, и для се­бя, и для оте­че­ст­ва не­пот­реб­ны, иног­да и злов­ред­ны.

прп. Амвросий

На­доб­но вы­ри­со­вы­вать на мяг­ком юном серд­це Слад­чай­шее имя, све­то­зар­ную мо­ли­тов­ку: Гос­по­ди, Ии­су­се Хрис­те, Сы­не Бо­жий, по­ми­луй мя греш­ную. Вот тог­да-то бу­дет верх ра­дос­тей, бес­ко­неч­ное ве­се­лие. Тог­да, ког­да т. е. ут­вер­дит­ся в серд­це Ии­сус, не за­хо­чешь ни Ри­ма, ни Ие­ру­са­ли­ма. Ибо Сам Царь со все­пе­тою Сво­ею Ма­те­рию и все­ми Ан­ге­ла­ми и свя­ты­ми при­дут са­ми к те­бе и бу­дут жить у те­бя. Аз и Отец к не­му при­идем и оби­тель у не­го сот­во­рим (ср.: Ин. 14, 23).

прп. Анатолий

Неделя 9-я по Пятидесятнице
Успенский пост

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Дорогие о Господе братья и сестры, всех поздравляем с воскресным днем. Сегодня на богослужении читали замечательный отрывок из апостола Павла, послание к Коринфянам. Там апостол Павел сравнивает свое служение – строительство Церкви, строительство жизни, строительство духовной жизни – он сравнивает это с созиданием некоего здания. И он говорит, что во главу этого здания можно положить только одно – камень, фундамент, на котором основано это здание, – это Иисус Христос, вочеловечившийся Бог. И далее он говорит, для чего это здание строится. В конце этого послания очень важные слова. Апостол Павел говорит: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?

Давайте, братья и сестры, представим с вами храм, например, в котором мы стоим. Исполняет ли храм свое предназначение, когда здесь – музей? Нет. Исполняет ли он свое предназначение, если сделать из него какой-нибудь развлекательный клуб или кафе, или магазин? Нет, это вызовет только мерзость и ужас. Храм исполняет свое предназначение только тогда, когда в нем совершается богослужение.

Человек почувствует, что его жизнь обретает смысл и полноту только тогда, когда внутри человека будет совершаться богослужение – служение Богу, в основании которого лежит Христос. Если человек этого не сделает, то он не просто не исполнит свое предназначение. Апостол Павел сказал, что кто этот храм разорит, того покарает Бог.

Представьте, братья и сестры, что вы стали свидетелем того, как некий человек выламывает дверь храма, входит в него, бесчинствует, крадет иконы, деньги и уходит. Что вы подумаете про этого человека? Вам станет за него страшно, потому что такой поступок без наказания не останется. То же самое с нами, когда мы бесчинствуем в своей жизни.

Господь сказал: «Никакой прелюбодей, никакой блудник, никакой лжец, никакой убийца в Царствие Небесное не войдет». Но еще и в этой жизни качество человека, который совершает большие грехи или много малых грехов, который живет безбожной жизнью, качество жизни такого человека – это ад. Человек идет прямой дорогой в ад.

Многим людям, в особенности молодым, в наше время попадает такое искушение – их смущают. Когда видят, что он не такой, что он живет по иному закону – по закону Бога, ему говорят: «Ну, ты что, все же сейчас живут так, как мы». Человек смущается, приходит в храм и на исповеди говорит: «Ну, все же так живут». Все, кто так живут, идут в ад. Если без всякого глубокого богословия – это именно так: просто – идут в ад. И, конечно, если хотят, пусть идут. Но те люди, которые знают Бога, знают Его закон, должны на это отвечать: «Вот вы, как хотите, но я в ад точно не хочу».

Вот Христос в послании апостольском сравнивался с камнем, который стоит в основании дома. В Евангелии Христос Сам про Себя говорит, что Он – камень, который отвергли зиждущие (на тот момент это были священнослужители иудейские), но тот, который стал во главу угла. Кто на этот камень упадет – разобьется, на кого этот камень упадет – того не станет.

Из истории человечества мы видим, что все войны против Церкви, против Христа оборачивались сокрушительным поражением. Все гонители первых веков христианства, любого другого времени, даже того государства, в котором многие из стоящих здесь недавно жили – Советский Союз. Для многих загадка: ну, как могло так случиться? Такая мощь, такая идеология, такое удивительное и сильное, лучшее в мире образование, лучшие в мире спецслужбы, столько полезных ресурсов, такой человеческий ресурс, да и нравственность была относительно сегодняшнего времени на неплохом уровне. Одного только не было в этом всем – в этом всем не было Христа. А в этом всем стояла ложь, что Бога нет – будем строить рай на земле.

Смысл Советского Союза – строить рай на земле. И всё это рухнуло без войны, без всего, просто в один день рухнуло, и многие люди проснулись в другой стране, не в которой они засыпали. Вот так всё это рассыпалось. И сейчас мы несем последствия вот этой безбожной 70-летней жизни. Несем последствия страшные: люди заблудились, идеология, которой живет современный человек, она ужасна – это идеология эгоизма, комфорта и жизни только для себя. Поэтому вот эта идеология – это путь к самоубийству.

Мы видим, что, в принципе, если есть враги у нашей страны, которые хотят нас разрушить, войну-то можно было и не начинать, достаточно посмотреть на нашу статистику. Каждый год – миллион абортов, каждый год население страны становится на 300, на 500 тысяч меньше или на миллион меньше, поэтому воевать, в принципе, смысла не было, можно было дать нам побольше конфеток, мы бы и сами бы вымерли с большим бы успехом.

Но, видно, Господь Бог этого не хочет, и Господь Бог еще верит в нас и верит в Россию, потому что Он посылает нам эти скорби как тяжелое лекарство. Потому что во все времена истории России Россия воскресала через скорби, страдания и потрясения: сначала опускалась на дно, но потом от этого дна отталкивалась и шла наверх. И основой строительства новой жизни, крепкого государства всегда был только Христос.

И даже в Советском Союзе, когда немцы дошли уже до Москвы, а в Церкви оставалось только три епископа, и не было почти ни храмов, ни монастырей, не было ничего, даже почти все священники были в тюрьмах. Перелом войны начался тогда, когда Сталин пригласил к себе епископов во главе с митрополитом Сергием когда облетели с Казанской иконой Божией Матери Москву и когда начали открывать храмы и выпускать из тюрем священников, – вот тогда начался перелом в Великой Отечественной войне. Даже в это безбожное, страшное время деваться было некуда. Прижали в угол – и все сразу к Богу возопили.

Поэтому, дорогие братья и сестры, только Христос во главе нашей жизни может что-то изменить. И здесь только одно – надо начать с себя – не с того, кто рядом, не с того, кто говорит по телевизору нам или через экран интернета – только с самого себя надо начинать. И во главе этого поставить только Христа. Что это значит? Это значит жить по Его заповедям. А чтобы по Его заповедям жить, их элементарно надо просто знать.

Открываем Евангелие и читаем. Господь говорит: «Ну, что же вы Мне всё молитесь: “Господи, Господи!” – и не творите, что Я вам говорю… Люди приходят и чтут Меня своими устами, а сердце их далеко отстоит от Меня... Зря, они чтут Меня впустую». У пророка Исаии: «Я отворачиваюсь от вас, когда вы молитесь Мне». Потому что, если мы не живем по закону Бога, по закону Христа, все наши молитвы – это просто празднословие.

Человек, который знает заповеди Христовы, изучает, начинает жить по ним, они в первую очередь научают его немощи. Человек никогда свою немощь не познает и не смирится перед Богом, если он не начнет жить по Его закону. И вот такая молитва покаянная, смиренная Богом принимается, и начинается созидание нашей души. Потому что цель и смысл жизни человека – это святость. Это не карьера, это даже не семья и не дети, это – святость.

Поэтому не обойдем, братья и сестры, и храм Божий, тоже никто не обойдет – все сюда придут. Либо придут сами: либо все переломанные, как это чаще всего бывает, все во страстях, все уже в плену у врага, в болоте по самую шею, но хотя бы так начинают выбираться, либо в гробу принесут на отпевание уже.

Поэтому, братья и сестры, то, что сейчас мы стоим здесь, то, что нас сюда Господь призвал и собрал, – это честь для нас, мы Бога благодарить за это должны. А всё вот это – слова, что «все живут по-другому, сейчас все так живут», – должно быть для нас мерзостью, мерзостью и печалью об этих людях.

Поэтому, братья и сестры, Божьей помощи всем исполнить то, о чем сказал игумен Никон, человек, который ближе всего к нам. Он сказал: «Нам оставлено только покаяние». Но покаяние возможно только при жизни, при знании закона Христа. Поэтому всем в этих трудах Божьей помощи, потому что только эти труды спасут Россию. С праздником всех. Аминь.

Иеромонах Филофей (Магеррамов)