Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Мы ищем и же­ла­ем сла­до­ст­но­го ду­хов­но­го нас­лаж­де­ния; не спо­рю, оно при­ят­но,– но ни­же крес­та, крес­том и оно нам да­ро­ва­но, и без крес­та проч­но быть не мо­жет. Оно при­хо­дит и ос­тав­ля­ет нас по ме­ре то­го, как идем пу­тем крес­та и сми­ре­ния.

преп. Макарий

Все не­сут свой крест, и вы не­се­те свой крес­тик, хоть и од­ним паль­чи­ком, а все-та­ки не­се­те. Не­се­ние крес­та не­об­хо­ди­мо пот­реб­но для спа­се­ния вся­ко­му хрис­ти­а­ни­ну, а не толь­ко мо­на­ху. Да, все не­сут крест и нес­ли, да­же во­че­ло­ве­чи­вый­ся Бог нес крест, и Его крест был са­мый тя­же­лый, как зак­лю­чав­ший в се­бе все крес­ты всех лю­дей. И за­меть­те: Бог не­сет крест, а че­ло­век по­мо­га­ет (Си­мон Ки­ри­нейс­кий) тем, что бе­рет от Не­го крест и сам не­сет его. Зна­чит, и мы, не­ся свои крес­ты, по­мо­га­ем Гос­по­ду в не­се­нии крес­та, т.е. го­то­вим­ся быть Его слу­га­ми на не­бе­сах в ли­ке бесп­лот­ных Ду­хов... Ка­кое вы­со­кое наз­на­че­ние!

преп. Варсонофий

Ве­ли­кое име­ем мы, ве­ру­ю­щие, ору­жие – это си­ла Жи­вот­во­ря­ще­го Крес­та. Как по­ду­ма­ешь, страш­но ста­но­вит­ся за не­ве­ру­ю­щих, они со­вер­шен­но бес­по­мощ­ны: это все рав­но, как ес­ли бы че­ло­век со­вер­шен­но бе­зо­руж­ный ночью отп­ра­вил­ся в дре­му­чий лес,– да его там рас­тер­за­ет пер­вый по­пав­ший­ся зверь, а за­щи­тить­ся ему не­чем. Мы же не бу­дем стра­шить­ся бе­сов. Си­ла крест­но­го зна­ме­ния и имя Ии­су­со­во страш­но для вра­гов Хрис­та, нас спа­сет от лу­ка­вых се­тей ди­а­вольс­ких.

преп. Варсонофий

Проповедь в понедельник 1-й седмицы Великого поста

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Дорогие братья и сестры, вот и сегодня, наконец-то, наступило для нас всех, не только для нас, стоящих в этом храме, но и для всего православного мира, и для всей нашей планеты время долгожданного поста. Что же это за такое необычное время наступило для нас всех? Это время ликования нашей православной веры, потому что в эти дни на землю опускается особая благодать Божия для помощи Его верным сынам и дочерям, которая поможет – она, конечно, всегда помогает, – но именно в эти дни до Святой Пасхи она будет помогать людям сделать еще один рывок в духовной жизни.

Мы живем в страшном мире, который находится в суете, в смятении, в недоверии, в полном неверии, в ужасе, в отчаянии, в скуке и во многом другом зле. И вот в этом мире рождаемся мы, которые крещены водой и Духом Святым и в Нем живем. Вот это дивное устройство Божие этого мира. То есть Он показывает всему человечеству, каждому человеку на земле, что Он, Господь Бог, хочет спастись каждой душе. Как говорили святые отцы: Каждая душа – христианка. Люди говорят о судьбе, о фатуме, о том, что кому-то предначертано быть таким злым, другому предначертано быть таким добрым. Это все неправда. Бог желает всем добра, всем до одного. Каждый человек сам, собственной волей избирает свой путь: или ему идти по пути добра, по которому ему было предначертано, или опуститься на дно зла, на дно всего плохого – это личный выбор человека.

Нам почему тяжело? Потому что мы не одни на этой земле – духи поднебесные рядом с нами, они нам постоянно портят жизнь, они не дают. Но всё это они делают из-за зависти, и вся их зависть ломается, вся их зависть исчезает, когда они видят перед собой истинную, смиренную, покаянную душу. Бесы имеют всё, но они не имеют самого главного – они не имеют смирения и покаяния. А люди, созданные по образу и подобию Божию, имеют самое главное. Пока душа находится в теле, человек имеет возможность изменить свою жизнь, то есть вернуться в то состояние, когда он был маленьким, младенцем, когда он видел ангелов, когда он разговаривал совсем на другом языке, когда его душа была чиста и непорочна, какой и создается, какой и приносится на эту землю каждая душа человеческая. Но потом, попадая в этот страшный мир, она меняется. Да, конечно, есть святые, которые сохраняют этот путь святости всю оставшуюся жизнь, но их очень мало, потому что это очень трудно. То есть приходит помысел: «Я сейчас буду делать то-то и то-то для спасения своей души, для близких». Но тут же слева кто-то шепчет: «А тебе не страшно? А на тебя же будут нападения! О тебе же будут говорить, что ты – белая ворона! А тебе же будут говорить то-то и то-то! Зачем ты хочешь выделяться из толпы, которая идет благополучно далеко от Бога в ад? Не надо тебе этого делать и не получится у тебя ничего!»

Так вот, во время Великого поста, когда даже люди, которые ничего не делают для своего спасения, ощущают вот эту самую невидимую, скрытую благодать Божию, которая действует абсолютно на всех: и разговоры другие, и люди начинают говорить о другом, начинают смотреть на этих православных, которые ходят уже в других одеждах, говорят уже по-другому, едят уже по-другому, от телевизора отказываются, от плохих слов отказываются и от всего… И они, глядя на это, тоже понимают: что-то происходит, что-то необычное, к чему готовятся эти люди, которые называют себя христианами? К чему-то особенному. И вот наша задача, чтобы наша жизнь – как говорил преподобный Максим исповедник – чтобы наша жизнь была не чувственно-душевной, а чтобы у нас была сочувственная жизнь. То есть мы сочувствуем этому миру: не презираем его, не отталкиваем его... А мы сочувствуем этому миру и говорим: «Мы с тобой, мир, но смотри, какую жизнь нам уготовил Господь, какую нам пообещал Бог, и мы готовы поделиться знанием об этой новой жизни с тобой – с этим миром».

Самое главное в нашей жизни, вот в эти дни Великого поста, чтобы мы, да, занимались покаянием, занимались исследованием своих страстей, но чтобы мы хотя бы поменьше обижали своих ближних, чтобы мы не разделяли: «Вот этому человеку я ни одного слова не скажу, а этого – а кто он такой? – я могу ему сказать, что он и такой, и сякой, и что он ведет себя так-то и так-то». Нет, это не покаяние, это игра, это шелуха, это преступление человека, этим самым он ни себе не делает ничего хорошего, ни своей душе, ни ближнему своему ничего хорошего. Поэтому наша задача, всех без исключения, в эти дни Великого поста оказывать свою милость, свое благорасположение, свое сочувствие, свою любовь, какая бы там она ни была. Тебе говорят: «Ты не любишь». – «Да, не люблю, но я хочу полюбить». – «Да ты не можешь!» – «Да, не могу, но я хочу мочь, я не могу это делать сейчас, но глядя на мои намерения, я верю в то, что Господь мне даст силы изменить себя, а может быть и изменить мир». Посмотрите, рядом с нами живут великие люди: и простые домохозяйки, и великие старцы, и монахи, и священники, и епископы, и Патриарх – они все показывают, как они меняют [мир] своей жизнью, своим отношением.

Мы можем судить только о внешнем, но мы ничего не можем судить о том, что у каждого происходит внутри его сердца – это тайна для нас, для каждого. Поэтому не будем грешить и не смотреть на внешние дела, которые творят окружающие нас люди, а будем смотреть в сердца их. И поэтому, если даже нам и будет открыто видение грехов нашего брата или ближнего, или высокого начальника... Как учил преподобной Силуан Афонский: Будем иметь это знание для того, чтобы иметь повод за него помолиться. И вот именно в этой общей молитве мы читаем, начали сегодня читать покаянные слова канона Андрея Критского – они как раз нас призывают к тому, чтобы человек обратил внимание внутрь самого себя, не внутрь другого человека, а внутрь самого себя, сколько там змей скрыто, сколько там змей спрятано. И вот он, человек, работает над собой, именно над собой, и вдруг он увидит, что рядом с ним у человека тоже грехи есть: «Слава тебе, Господи, что ты мне открыл знание об этом, я буду молиться и за себя и за него».

И вот первое, что нужно делать в эти дни Великого поста... У каждого есть свое молитвенное правило, у каждого есть свои обязанности какие-то, так вот, надо чуть-чуть их немножко увеличить: читал одну главу из Евангелия – теперь читай две, делал раньше два поклона – делай четыре. Хоть что-то изменить в своей жизни, чтобы показать, что человек принял решение для того, чтобы что-то менять. Как говорил преподобный Нектарий Оптинский: «Да, я знаю, что я плох, но я знаю, что у Благодати всё хорошо». Поэтому я буду стремиться к благодати, а не смотреть на то, что я плох. И сколько бы меня не осуждали и не говорили: «Ах, ты такой-сякой, и нет у тебя возможностей, ни силы, ни терпения, ни любви – ничего у тебя нет». – «Да нет, но я буду стремиться к тому, чтобы у меня это было. И читая жития святых, глядя на их жизнь, которую они прожили: покаянную, смиренную, героическую, мужественную, отважную и даже мученическую жизнь, – я буду пытаться повторить их путь, может быть даже не весь их путь, а может какую-то часть, а может быть один шаг их жизни я возьму для себя, чтобы это было как бы мне примером и моим идеалом жизни, как надо прожить». И этого уже будет достаточно. Вспомните, как в Священном Писании написано: Всякий призывающий имя Господне спасется. То есть наше дело не забывать призывать имя Божие, не забывать молитвы, не забывать обращаться к Богу. То есть Господь от нас требует не того, чтобы мы показывали свое высокоумие: вот, я уже умею это, пятое, десятое и поэтому я уже чего-то достоин. Нет, наоборот, надо показывать свое смирение: я ничего не умею, но я хочу научиться. «Да нет, ты умеешь это делать и то...» – «Но это не я, это Господь дает благодать…»

Недавно мальчика слышал одного, как он говорит, не знаю даже какой он веры, но он такие слова сказал, что люди не обращают на это внимание: Бог в каждом атоме, то есть благодать Божья, энергия Божия действует в каждом атоме этой жизни. И отрицая это, человек отрицает самого себя. То есть он сам себя погружает в ад. То есть все, что происходит вокруг нас, везде – действие благодати. И все эти черные силы – у них нет своих сил, они используют благодать Божью, но в своих черных... и Господь дает им возможность. Вспомните, мы говорим: Господь дождит на праведныя и неправедныя. Праведный продолжает становиться лучше, а неправедный, живя в этой же божественной благодати, продолжает становиться еще хуже. Но рядом находимся мы, православные христиане, и глядя на нас эти люди, которым очень тяжело, мы им должны вот эту искру Божественную, поделиться вместе с ними этой надеждой на то, что спасение души возможно абсолютно для всего мира. И вот в этом и есть цель как раз нашего великопостного смирения, нашего покаяния, чтобы научиться быть вот этими искрами Божественной благодати на этой грешной, многоплачевной земле. То есть мы должны быть искрами той любви Божией, которая нам обещана в Священном Писании, всем и каждому. Поэтому помоги нам всем, Господи, научиться в эти дни Великого поста быть этими самими проповедниками слова Божия, любви Божией, милости Божией ко всему человечеству молитвами всех святых в мире просиявших, Господи, помоги нам обрести покаяние и смирение и обрести любовь Божью. Аминь.

Иеромонах Силуан (Межинский)