Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Од­но воз­зре­ние на Все­силь­но­го Гос­по­да и воз­зва­ние к Не­му под­дер­жи­ва­ет бед­ную ду­шу.

прп. Моисей

Все­об­щий и всез­лоб­ный враг – ди­а­вол, хо­тя и мно­гие тво­рит под­са­ды нам, но нич­то­же ус­пе­ет, ес­ли мы бу­дем упо­вать на Бо­га.

прп. Лев

Гос­по­ду Бо­гу все воз­мож­но есть – не то­чию от­ча­ян­но­го боль­но­го ис­це­лить, но и мерт­во­го воск­ре­сить. А по­се­му все упо­ва­ние свое воз­ло­жи­те вы на Гос­по­да Бо­га, у Ко­то­ро­го и для вас, как и для всех, ос­та­лось ми­лос­ти мно­го.

прп. Антоний

Проповедь в праздник Рождества Пресвятой Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Дорогие братья и сестры, у каждого из нас есть мама, которая нас родила, мать, которую мы по мере наших скромных сил стараемся помнить, любить, заботиться, и, конечно, считаем одной из самых больших сокровищ в нашей жизни. И благодарим Бога за то, что Он дал нам ее. Та, которая дала нам жизнь, которая ввела в этот тварный мир с Божьей помощью. И мы теперь имеем возможность не только жить, но и познавать истину.

Матерью мы также называем Матерь-Церковь, в которой мы рождаемся в купели Крещения. Матерью мы называем Родину, в которой мы живем. Ну и, конечно же, по благодати усыновления на Голгофе, по благословению Христа через Иоанна Богослова, ученика и апостола, матерью нашей является Пресвятая Богородица. И Она любит нас больше всех живущих на земле и больше всех старается, чтобы каждый из нас спасся, и делает к этому всё необходимое. Поэтому Ее называют «надежда ненадеющихся».

И сегодня мы празднуем праздник, который именуется Рождеством Пресвятой Богородицы и называется «всемирной радостью». Весь мир, всё творение Вселенной, не только человек, всякая тварь, созданная в этом мире, радуется этому дню. Почему? В Византии (с VII века) и на Руси (с конца XV столетия) Новый год наступал 1 сентября, потому что люди верили, что моментом сотворения Богом нашего мира было именно начало осени.

Первым по порядку праздником церковного года, следующий за празднованием сентябрьского новолетия, как прославления Творца за созданный мир, как раз и оказывается двунадесятый праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Святые отцы проводили здесь некоторую параллель. Ведь именно в этот момент, в миг Рождества Пречистой Девы, полагается начало нашего спасения, открывается путь скорой победы над грехом и смертью, к благодатной благопричастности в грядущем Христе. Ведь вместе с будущей Богоматерью в этом мире рождается и надежда на скорое избавление человека от рабства греху смерти и предчувствия смерти с Самим Богом.

По убеждению святителя Андрея Критского, этот праздник событий является последним важнейшим событием ветхозаветной истории, ее итогом и в то же время порогом, дверью Нового Завета. Ветхозаветный закон не был способен приобщить людей к благодатной жизни в Боге, не имел власти соединить их с Творцом, не даровал свободу от власти греха, дьявола и смерти. Закон Ветхого Завета мог лишь явить и открыть грешнику его вину перед Богом и родить в нем жажду богопричастности, но не был способен ее утолить. Время еще не пришло.

Богоматерь, рожденная под властью закона, но затем родившая Дарователя новозаветной благодати – Христа, тем самым стала посредницей между ветхозаветным законом и новозаветной благодатью. Как говорит святитель Андрей Критский: «Через Нее упразднен закон и воссияла благодать... Начало всех праздников», – говорит святый Андрей Критский.

«Начало спасения мира», – говорит преподобный Иоанн Дамаскин. Положено основание для спасения, ведь человека спасает не Сама рождаемая ныне Дева, но грядущий родиться от Нее Сын, по плоти Сын Божий – Иисус Христос, Искупитель греха.

Святой Андрей Критский говорит, что Сын Божий совершил удивительное чудо в Своем Воплощении через посредство иного удивительного чуда – Рождества Богородицы от престарелых и уже недееспособных к зачатию родителей. Своей благодатной силой Христос возвращает им эту способность, чтобы это произошло, к зачатию и рождению Пресвятой Богородицы. Все те, кто надеялся на спасение, могут наконец воспеть и торжественную, и радостную благодарность Богу за исполнение Его обетования.

Святые отцы, в связи с образом Христа как Нового Адама, понимают под раем, в который был вселен Первый Адам, уже отнюдь не древнюю обитель первых людей, которая находилась в Эдемском саду. А святой Григорий Палама именует раем, предназначенным для Нового Адама, Саму Пречистую Богородицу. Именно Ее чрево будет для Господа новым райским садом, как место Его пребывания, как материнским жилищем Богомладенца Христа. Новая Ева, Пречистая Дева, не совершила за Свою жизнь никакого личного греха, даже в помыслах.

Новая Ева, Богородица, как чревоносящая и рождающая Христа, также делается благой помощницей для Нового Адама, Своего Божественного Сына, в совершаемом Им домостроительстве нашего спасения. Святой Георгий Никомидийский учит: «Этот день рождения Девы предвозвестил возрождение человечества; он предназначил воззвание от заблуждения и возобновление обветшавшего Адама; он предпоказал превращение бесплодия нашего неведения в принесение нами плодов Богопознания; он положил нам путь к нашему восхождению в благодать; он наперед отверз дверь спасения; он положил основание примирению человека с Богом».

Святой Григорий Богослов грозно провозглашает: «Если кто не исповедует Святую Деву Богородицу, таковой чужд Божеству. Исповедующие Тебя Богородицею – благословенные, – говорит он, – а не признающие – проклятые».

Святитель Фотий поясняет, что чудесное и безмужное зачатие Христа и Его Рождество от Девы оказалось для человеческого рода спасительным именно потому, что Он, Господь, будучи зачат и рожден без семена, Сам избежал ненаследования прародительского греха. Будучи же свободен от такой власти греха, Он смог избавить от нее и всех уверовавших в Него. Ее чрево, по мысли святителя Фотия, носило в себе Того, Кого не может вместить в своих бескрайних пределах и вся огромная Вселенная – Самого Бога.

Можно ли соединиться с Богом? Попробуем соединиться с солнцем – это безумная мысль. Как человек может соединиться с солнцем? Да на него в яркий день без очков невозможно темно-защитных смотреть. А как соединиться с Тем, Кто создал миллиарды солнцев, всю Вселенную? Этого никто не понимает, этого не понимают даже ангелы. Но это произошло, и это сделано, просовершилось через Пресвятую Богородицу. Какое величие Она должна иметь, чтобы через это пройти? Как указывает преподобный Иоанн Дамаскин, Богородица, став Матерью Сына Божия, тем самым сделалась в Господних очах более драгоценной, чем всё творение мира.

Всё творение мира по сравнению с Ней – ничто. По мысли святителя Андрея Критского, Она получила от Него, Сына Божия, в дар максимальную полноту Его собственной божественной славы, обрела предельную меру обожения, которую может получить человек. Воплощение Сына Божия во чреве Пречистой Девы, как совершившееся в Христе соединение нетварного с тварным, имело спасительное значение не только для человеческого рода. Оно изменило и преобразило характер бытия всей окружающей нас Вселенной, ведь Христос не только Спаситель людей, но и Спаситель мира, всей Вселенной.

Почему же было столь важно, чтобы Он, Сын Божий, родился по плоти и лично от безгрешной матери, спросим мы? Святой Николай Кавасила поясняет, что Cам Сын Божий вообще не смог бы воплотиться, если бы между Ним и Той, Которая была, должна стать Его матерью, существовала бы духовная преграда и из владевшего ею греха: не только поступка, но и даже малого греховного помысла. Ведь Бог есть Святость и Истина, и потому никогда не входит в единение с грехом, с духовной скверной, с ложью. Он не соединяется с ней никогда.

Обращаясь к Богоматери, преподобный Феодор Студит восклицает: «Из всех жен одна лишь Ты одна достойная того, чтобы Бог обитал в Тебе».

Преподобный Иоанн Дамаскин говорит: «Через Тебя исполнился древний совет Божий о Воплощении Слова, о нашем обожении». Уже тогда, на Предвечном совете Пресвятой Троицы, вспомним икону Андрея Рублева «Троица», Предвечный совет, на котором открылся творческий Божественный замысел о создании мира и человека, вся жизнь Богородицы были Богом предузнаны и предопределены.

Господь по Своему всеведению, конечно же, знал о будущей греховной судьбе Адама и его потомков, что возникнет нужда в спасении людей от греха и от смерти. Предзнал Господь и о Собственном грядущем Воплощении, необходимом для спасения человеческого рода, и уже тогда, на Предвечном совете, перед созданием мира предопределил события Рождества Той Пречистой и Святой Девы, от Которой Ему придется родиться.

Преподобный Иоанн Дамаскин удивляется тому, что Она стала превыше, чем даже серафимы. «Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим», Она стоит ближе всех к Богу, первая после Бога, более чем все преизобилует Божественной благодатью. Она не только превосходит Своими личными совершенствами ангельские силы, но и владычествует над всем ангельским чином.

Путь земного подвига в служении Пресвятой Богородицы уникален и неповторим, ведь у Бога уже никогда не будет второй матери; и никто из живущих, кроме Нее, больше не удостоится этого удивительного дара – Богоматеринства. Но вместе с тем каждому из нас следует пройти в своей жизни путем Богородицы, уподобляясь Пречистой Деве в Ее личной святости и духовной чистоте.

Преподобный Иустин Попович свидетельствует, что Богоматерь дала нам лекарство от смерти, ибо родила Победителя смерти. Преподобный Феодор Судит говорит: «Она, Ее Рождество – начальная точка отсчета в истории нашего спасения, начало Нового года по церковному календарю, исцеления Христом». А Иоанн Дамаскин называет Ее «розой, выращенной среди терний иудейских».

Священномученик Сергей Мечев говорит о том, что Рождество Богоматери разрешило собой не только физическое неплодство праведных Иоакима и Анны, но и прежде всего духовное неплодство всего человеческого рода, бывшее прямым следствием власти над ними греха.

И сейчас хочу привести пример, который, может быть, не все знают, самый простой, но очень назидательный, который нам сообщил старец Паисий Афонский. 1830 год, Святая гора Афон. Турки завоевывают территорию и заняли монастырь Иверон. Солдаты заполонили его, и монахи были вынуждены его покинуть. И только один инок остался там, чтобы следить за общим порядком, зажигать лампады и подметать двор. И вот однажды, когда он мел двор, к нему приближается Богородица и говорит: «Отдай мне метлу! Ты плохо это делаешь, я сделаю это лучше!» – и стала подметать двор. Через три дня, по неожиданным причинам, турки навсегда покидают Иверон. И монахи собираются, чтобы вознести благодарственную молитву Пресвятой Богородице перед Ее иконой «Иверской».

Если Божья Матерь не чуралась, имея такую благодать, такое величие, не чурается работать уборщицей в храме, то нам ли чураться в церкви помогать по всем ее нуждам? Это наша не обязанность, это честь, которой мы можем воспользоваться. Вот какую Матерь каждому из нас здесь стоящим Бог дал. Поэтому в этот день возвеличим Ее, прославим и поблагодарим Бога за то, что мы имеем возможность быть сопричислены к тем, кто считает Ее своей Матерью, молиться Ей, уповать на Ее предстательство и надеяться, что Ее ходатайством и мы обретем спасение в этом мире.

Как говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Будем же светло торжествовать праздник Рождества Пресвятой Богородицы Марии, украшаясь сами всякими добродетелями».

Богу нашему слава всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Иеромонах Серафим (Панич)