Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Ду­хов­ный отец, как столп, толь­ко ука­зы­ва­ет путь, а ид­ти на­до са­мо­му. Ес­ли ду­хов­ный отец бу­дет ука­зы­вать, а уче­ник его сам не бу­дет дви­гать­ся, то ни­ку­да и не уй­дет, а так и сгни­ет у это­го стол­па.

прписп. Никон

Гос­подь Ии­сус Хрис­тос, мо­ля­щий­ся в са­ду Геф­си­ма­нс­ком, есть до не­ко­то­рой сте­пе­ни об­раз вся­ко­му ду­хов­ни­ку в от­но­ше­нии ду­хов­ных чад его, ибо и он бе­рет на се­бя гре­хи их. Ка­кое это ве­ли­кое де­ло, и что толь­ко ему при­хо­дит­ся пе­ре­жи­вать!

прписп. Никон

Ду­хов­ный отец ну­жен для че­го? Что­бы при по­мо­щи его не­заб­луд­но шест­во­вать и дос­ти­гать Царства Не­бес­но­го, а для это­го не­об­хо­ди­мо, глав­ным об­ра­зом, ис­пол­нять на де­ле нас­тав­ле­ния, со­ве­ты и ука­за­ния ду­хов­ни­ка, жи­тель­ство свое про­во­дить бла­го­чес­ти­во. Бы­ли при­ме­ры, что не­ко­то­рые име­ли воз­мож­ность час­то бы­вать у стар­ца, иные да­же пос­то­ян­но си­де­ли воз­ле стар­ца, неп­рес­тан­но слы­ша­ли его нас­тав­ле­ния, да­же и жи­тель­ство­ва­ли с ним, и ос­та­ва­лись бесп­лод­ны­ми. А не­ко­то­рые име­ли ред­кую воз­мож­ность бы­вать у стар­ца и удос­та­и­ва­лись слы­шать крат­кое нас­тав­ле­ние, но пре­ус­пе­ва­ли. Так вот, не в том си­ла, что­бы час­то бы­вать у от­ца ду­хов­но­го, а в том, что­бы его нас­тав­ле­ния ис­пол­нять, что­бы не быть бесп­лод­ны­ми.

прписп. Никон

Проповедь иеромонаха Серафима (Панич) в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие братья и сестры, как говорят в народе, в этот день, по народным традициям, «птица гнезда не вьет, девица косы не заплетает»; голубей выпускают на волю, верба цветет в любую погоду, даже воры празднуют особым образом этот день. А мы с вами, православные воцерковленные христиане, празднуем двунадесятый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, именуемый в церковных песнопениях «днесь спасения нашего главизна», «зарница Пасхи», и глаголем: «Радуйся, Невеста Неневестная».

«Бог, – говорит святой Андрей Критский, – с сожалением взирая на род человеческий, уже растленный грехопадением, вспомнил о творении рук Своих и, не хотя видеть его навсегда погибшим, сначала вручил Моисею письменный закон, начертанный на каменных досках. Поскольку письменный закон не производил спасительных действий, то Он посылал боговдохновенных мужей, то есть прозорливых пророков, чтобы они показывали людям все правила и пути к Богу. И после, когда те, которым они были посылаемые, закрыв свои чувства, ни мало не сделались лучшими от их уроков, Творец не презрел Своего создания, но из благих и пренепорочных недр Своих послал в конце веков Сына Своего, равного Себе и по власти, и по силе, и по благости».

Святой Николай Кавасила в своей проповеди в этот день говорит, что «воплощение было не только делом Отца, Его Силы и Его Духа, но также делом воли и веры Пресвятой Богородицы. Без согласия Непорочной, без действия Ее веры этот план остался бы неосуществленным, так же как и без действия самих трех Лиц Святой Троицы. Лишь после того, как Бог наставил и убедил Святую Деву, Он принимает Ее в Матери и заимствует у Нее плоть, которую Она Ему с радостью предоставляет. Как Он воплотился добровольно, так же Ему было угодно, чтобы и Его Матерь родила Его свободно и по Своей доброй воле».

Вообще в Православии все осуществляется по свободному волеизъявлению. Любое Таинство, как вы знаете, трижды у человека спрашивается: «Ты согласен?» (крещение, венчание, рукоположение, постриг в монашество). И только после этого совершается. И Богородица имела право отказать. Она могла сказать: «Нет», – и таинство бы не совершилось. И когда Ангел к ней явился, весь мир замер, все творение замерло в ожидании. И Она смиренно говорит фразу: «Се, раба Господня, да будет Мне по слову твоему».

Но Пресвятая Дева – одна из людей, Она – потомок Адама, и потому в Ее лице как бы все человечество, в том числе и мы с вами, даем согласие на то, чтобы Слово стало плотью и обитало среди людей. Отцы Церкви любили говорить: «Если единая воля Бога создала человека, то спасти его она не может без содействия воли человеческой». Поэтому говорят: «Бог может все? Все. А чего Он не может? Он не может спасти человека без его свободного волеизъявления». И когда Она говорила: «Се, Раба Господня», – Она говорила практически ту же самую фразу по смыслу, которую Господь сказал в Гефсиманском саду («Да будет воля Твоя»), которую мы с вами говорим в молитве «Отче наш» («Да будет воля Твоя»).

Но почему же была избрана Мария? Ведь протестанты и все другие говорят: «Какая разница? Любая женщина могла бы послужить у Таинства. Бог же Всемогущий». «Нет», – говорит святитель Филарет Московский. И объясняет этот выбор действием Промысла Божия: «Тайное действие Провидения искало и уготовляло в роде человеческом благословенную в женах, которая могла бы своею чистотою привлечь, и принять, и вместить, и удержать Божественную молнию, не быв опаленной огнем Божества, через себя усвоив всему человечеству благословение Христово».

Говорят, что Христа называют «Солнце правды», «свет неизреченный». Может ли каждый из нас соединиться с солнцем? Это безумие. Мы на него даже смотреть не можем. А как можно соединиться с Тем, Кто создал миллиарды солнц? Это невозможно, даже ангелы не понимают, как это может произойти. Однако это случилось. И сегодня, в этот день, мы с вами, поскольку сюда приезжают люди подготовленные, будем говорить о параллелях, Божественных параллелях, связанных с праздником Благовещения. Конечно, не о всех, но о некоторых из них.

И начнем, например, с даты: 25 марта по старому стилю является днем зачатия не только потому, что, установив дату Рождества Христова 25 декабря по старому стилю, святые отчитали назад девять месяцев, и получилось 25 марта. Но еще и другая есть параллель: сотворение человека было в 25-й день марта, потому что и Гавриил в этот день был послан благовестить Деве нетленное от Нее воплощение Спасителя и предвозвестить через Нее спасение человечества. Ибо прилично было, чтобы согрешивший человек и воссоздан был в то же время, в какое был и создан – 25 марта.

Вторая параллель, еще одна интересная параллель, известная из церковной письменности со II-го века, связана с именами мученика Иустина Философа и священномученика Иринея Лионского. Это – противопоставление «двух дев», Евы и Марии. Преслушанием первой Евы в человечество вошла смерть, послушанием «второй Евы» – Девы Марии – Бог стал человеком и вошел в потомство Адама. Эта мысль становится со временем общей, как точно выразил ее святой Зенон Веронский: «Через уши дьявол льстиво вкрался в Еву, уязвил ее и погубил ее. Через уши Сын Божий вселился в Матерь и, рождаясь от Девы, исцелил раны Евы и изгнал из человеческого сердца грех. Итак, если через слух и падение, то тогда через слух и спасение».

Преподобный Иоанн Дамаскин говорит, приводит такое мнение: «Зачатие совершилось через слух. И Слово Божие соединилось с плотью через ум, который является посредником между чистотой Божества и грубостью плоти». Благовещение как сверхъестественное соединение двух естеств, Божественного и человеческого, в единую ипостась Божественного Слова – совершенного Бога и совершенного Человека – совпало с именем Благовестника». Как мы знаем, Христос в одном Лице – совершенный Бог и совершенный человек, и имя Архангел Гавриил переводится на русский как «Человек-Бог».

Следующая параллель: и место благовестия Назарет переводится на русский как «освящение». Святой Филарет Московский в одной из своих проповедей говорит о том, что первое благовещение… А сколько было вообще благовещений в истории человечества? Я, может быть, некоторых удивлю, скажу, что два. «Как, два?», – скажете вы. Святитель Филарет Московский в одной из своих проповедей говорит о том, что первое благовестие Сына Божия было впервые произнесено уже в раю, но не могло сразу быть усвоено падшим человечеством. Благословение спасительного для человека воплощения Сына Божия начато не Архангелом в Назарете, а самим Богом в раю, ибо там было провозглашено определение Божие о победоносном «семени жены», о рождении Христа Спасителя от Девы, то есть в первые дни мира.

Как говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), «сошествие Святого Духа на Приснодеву совершилось дважды. Первый раз, и само освящение благодатью у Пресвятой Богородицы было дважды. В первый нисшел на Нее Дух Святой после благовестия, произнесенного Архангелом Гавриилом, очистил Ее, соделал Ее чистую, по человеческому понятию, благодатно-чистую, способную принять в себя Бога-Слово и создаться Его Матерью. <…> Во второй раз нисшел Святой Дух на Деву в день Пятидесятницы, разрушил в Ней владычество вечной смерти и первородного греха, возвел Ее на высокую степень христианского совершенства, соделал Ее новым человеком по образу Господа нашего Иисуса Христа».

Святитель Феофан Затворник отмечает еще одну параллель и говорит: «Благовещение и установление таинства Тела и Крови (то есть между Благовещением и Святыми Дарами) есть прямая связь, параллель. Какое? Какое сочетание? Мы причащаемся истинного Тела и истинной Крови Христовых, – тех самых, которые в воплощении, как говорит Феофан Затворник, приняты от пренепорочных кровей Пречистой Девы Богородицы.

Таким образом православные христиане в воплощении, совершившимся в час Благовещения, положено основание таинству Тела и Крови. И ныне это приводится на память всем вам, христианам, чтобы, помня это, чтили Пресвятую Богородицу истинной матерью Своей, не только как Молитвенницу, и Предстательницу, и Ходатаицу, но и как Питательницу всех. Дети питаются молоком матери, а мы, как говорит Феофан Затворник, питаемся Телом и Кровью, которой были, в том числе, принимала участие Пресвятая Богородица».

Святитель Григорий Палама говорит: «Матерь Божия, Пресвятая Богородица, является единственной границей между тварным и несотворенным Божественным существом». И поэтому на Святых вратах, которые символизируют эту границу между небом и землей, всегда изображается Богородица. И обратите внимание, что Архангел всегда стоит, а Пресвятая Богородица всегда сидит. Почему? Потому что старший всегда сидит перед младшим, младший всегда предстоит перед старшим. Она главнее всех Ангелов и Архангелов, потому что Она – «Честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим». Она – первая после Бога, лучшее творение Бога во Вселенной.

И мы чествуем Ее сегодня, славословим, имеем возможность, эту великую милость и радостно вопием: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах!» И всегда говорим в этот день и славословим: Богу нашему слава всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Иеромонах Серафим (Панич)