Аудио-трансляция: Казанский Введенский

До­воль­но бу­дет и то­го, ес­ли по­за­бо­ти­тесь вос­пи­тать де­тей сво­их в стра­хе Бо­жи­ем, вну­шить им пра­вос­лав­ное по­ня­тие и бла­го­на­ме­рен­ны­ми нас­тав­ле­ни­я­ми ог­ра­дить их от по­ня­тий, чуж­дых Пра­во­слав­ной Церк­ви. Что бла­гое по­се­ете в ду­шах сво­их де­тей в их юнос­ти, то мо­жет пос­ле про­зяб­нуть в серд­цах их, ког­да они при­дут в зре­лое му­же­ст­во, пос­ле горь­ких школь­ных и сов­ре­мен­ных ис­пы­та­ний, ко­то­ры­ми не­ред­ко об­ла­мы­ва­ют­ся вет­ви бла­го­го до­маш­не­го хрис­ти­а­нс­ко­го вос­пи­та­ния.

прп. Амвросий

Ес­ли ус­пе­ете на­са­дить в серд­цах де­тей ва­ших страх Бо­жий, тог­да на них раз­ные че­ло­ве­чес­кие при­чу­ды не мо­гут так злов­ред­но действо­вать.

прп. Амвросий

Пе­ред ис­по­ведью зай­ми­тесь сы­ном и при­го­товь­те его к это­му Та­ин­ству, как су­ме­ете. Зас­тавь­те его пе­ред ис­по­ведью про­честь за­по­ве­ди с объ­яс­не­ни­ем. Ка­са­тель­но исп­рав­ле­ния его не­дос­тат­ков во­об­ще, мо­же­те ему го­во­рить иног­да по­лу­шут­ли­вым то­ном: „Ты ведь мо­ло­дой князь, чрез та­кие пос­туп­ки не уда­ряй се­бя ли­цом в грязь“.

прп. Амвросий

Проповедь в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня, дорогие братья и сестры, мы вступаем в Неделю Крестопоклонную. Вчера был изнесен Крест Святой на середину храма для поклонения народа. Для чего же это делается?

На самом деле, конечно, тяжело человеку жить в этом суетном мире, потому что все, что проповедуется в Церкви, – безумие в глазах мира сего. Совершенно другому учит этот мир, и даже другие законы издает этот мир, не то, что написано в Священном Писании, и то, что Господь заповедовал человечеству.

Мир стремится к утешениям, к увеселениям, к радости, но не к той, которая во Христе, а для себя (эгоизм, возведенный в высшую степень самолюбия, самоудовлетворения). Человек думает только о себе. И поэтому все эти беды, которые случаются с людьми только потому, что он забывает о своем главном предназначении, с которым он пришел в мир.

Нам Господь дал всего две заповеди: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всем помышлением, всем умом твоим; и возлюби ближнего своего, как самого себя. А если мы не любим Бога и ничего не делаем для этого, как же мы можем что-то вокруг себя сеять доброе?

И вот Крест – это напоминание человеку о том, что когда-то на древе совершилось преступление рода человеческого. Когда-то Адам согрешил, и все это было связано с древом, так именно из этого материала и должен был сделан Крест спасения. То есть наше спасение также основано на древе, и этим самым древом как раз и мы спасаемся.

И ад со всеми своими грехами повержен, разграблен. Потому что, вспомним, когда Господь воскрес и проповедовал, написано в стихирах, что ад опустел, потому что те, кто поверили в проповедь Иоанна Предтечи – и когда спустился в ад Господь, ад опустел, потому что Он всех извел из ада – кто поверил в Него, кто ждал Его.

Ведь до воскресения Христова все люди – и праведные, и грешники – шли в ад. Правда было место, где место покоя, но сейчас уже такого места покоя нет. Поэтому если человек не хочет брать на себя крест, не хочет работать над собой, а хочет жить по своей собственной воле, у него получается разлад и в душе, и в жизни, все идет наперекосяк. Батюшка Амвросий как говорил: «Иди куда скажут, смотри что покажут, и говори: “На все воля Твоя”». Кто из нас может сказать сам себе, что он живет так же?

И вот святые наши и оптинские старцы показали своим примером жизни, что заповеди Божии не тяжки суть. Надо только предать свою волю на их исполнение. Мы говорим: «Господи, Господи! Тяжело нам, но возможно, потому что нет ничего невозможного». То есть все возможно верующим в Господа Иисуса Христа! Нет ничего невозможного на земле. Так наc Господь утешил, так нам дал силы побеждать грехи и страсти всем в Священном Писании; все, что нам дал, там все написано для утешения, для вразумления, для испытания и для наказания тоже.

И вот мы живем эти дни святого Великого поста, у нас еще половина поста впереди, и начиная с этой Крестопоклонной Недели – может быть, мы первые три недели плохо постились, может быть, что-то не выполняли, делали себе поблажки – то уже после Крестопоклонной Недели, может быть, скажем: «Господи, может быть, сейчас, уже глядя на Крест, мне станет стыдно, что я отказываюсь от несения креста».

Батюшка Амвросий тоже говорил, что Крест Христов – это не то, что люди думают: вот, дал мне Господь крест. Мы сами себе создаем крест. К Господу есть прямой путь: следуй Священному Писанию – это и есть твой путь. Все. А если человек не следует словам Священного Писания, а идет налево-направо, падает с дороги, куда-то скатился, опять на дорогу поднялся, – вот это и есть крест, он сам его себе создает своими этими метаниями, падениями. Но Господь говорит: «Упал ты, струсил, ну, бывает всякое, поднимись и иди дальше».

Господь в Священном Писании так и нам дал заповедь: милости хочу, а не жертвы. Не гибели нашей Господь хочет, а нашего подвига. Христиане живут, исполняют то, что им надо... И надо не забывать об одной вещи, что все, что мы делаем, мы делаем ради Христа, даже идя по крестному своему пути. У каждого он свой: у кого-то много детей, у кого-то служба, у кого-то работа (у каждого свое), у кого-то болезни многие, скорбные…

И находясь на этом своем крестном пути, не нужно забывать, что все, что мы делаем, все мы должны посвящать Господу Иисусу Христу. Вся наша жизнь, если не ради Иисуса Христа, – она никчемная. Мир как раз и делает так, чтобы люди забыли крест, забыли, ради чего все это делается, ради чего мир создан. В Евангелии так и написано – ради Распятого. То есть святые отцы пишут, что много христов было, много иисусов, но распятый Иисус только Один.

И вот мы за Ним следуем, за Распятым. Поэтому для всех неверующих в Бога распятие – это, как бы они над нами смеются, как бы ужас. Они как бы издеваются над нами, говорят: «Что это такое? Распятый для вас, который [как бы] слаб оказался, дозволил Себя убить и распять». А вот как раз для нас Он – слава и сила.

Трудно им это понять, потому что невозможно понять Священное Писание умом человеческим. Так в Священном Писании написано, что ин суд Божий, ин суд человеческий. Не может человек своими уморассуждениями понять, как это появилась Земля в таком виде, в каком она есть, как появилось мироздание в таком виде, в каком оно есть. Это невозможно понять. И вот они придумывают законы, опять переписывают законы, и опять переписывают, придумывают опять. И все это ложь, потому что невозможно понять.

И многие говорят: «А как это: Бог Триедин, то есть три ипостаси в одном Лице?» Не могут они понять, невозможно это понять, как это мы верим во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Это невозможно понять умом, это возможно понять только Духом, только если Сам Господь даст это понимание, только тогда оно и придет к человеку.

И мы как раз должны жить так, чтобы душу свою беречь от всякого зла, в душу не пускать [зло]. Одна женщина пришла к преподобному Амвросию и говорит: «Батюшка, меня борют нечистые помыслы. Очень сильно долго бороли меня нечистые помыслы». И что произошло? Потом у нее прекратилось это. Ей явился Господь и она к Нему обратилась: «Господи, где же Ты был, когда меня бороли нечистые помыслы?» А Он говорит: «Как раз я тебе и помогал их не принять. Помыслы приходили, но ты с ними не соглашалась. Они приходили раз, приходили два, приходили много лет, но ты не соглашалась с ними. А это и была Моя помощь».

И мы так живем – мы не видим этой помощи Божьей каждый Божий день, которую нам Господь оказывает. Мы думаем, что это мы своими силами что-то делали: это я на льду не упал, это на меня сосулька не упала сверху, это машина в меня не врезалась, это все так должно быть. Да нет! Просто Господь с нами постоянно рядом и не дает, и не оставляет Своих, как в Библии написано: любящие Мя, люблю больше. Вот вы как раз и есть те, которые «любящие Мя, люблю больше». Господь любит все человечество, но тех, кто Его любит или идет на этом пути любви к Нему, Он любит больше.

Поэтому не будем пренебрегать этой самой любовью к нам грешным, метущимся, слабым, греховным, обуреваемых страстями, трусливыми, иногда даже предателям, которые предают все и вся – и Господа, и близких, и родных. Все равно Господь всем говорит: Милости хочу. Господь нас, никого не оставляет, надо только отряхнуться, встать и сказать: «Господи, прости меня, упал, помоги мне встать!». И идти дальше, поцеловать свой крестик, который на теле.

У нас был такой случай. В келлии преподобного Амвросия жил человек, болеющий астмой, а его крестик лежал на полочке. И у него начался приступ астмы, и он взмолился Богу, или даже может быть батюшке Амвросию, не знаю, что именно он просил, но когда он возроптал на то, что у него приступ, он сейчас умрет, раздался голос: «А ты крестик надень, который у тебя на полочке лежит». Ну, это понятно, что это батюшка Амвросий. Он никого не увидел, но крестик он надел, и в ту же секунду приступ прекратился. Этот человек жив до сих пор.

Вот так мы и живем, в самый трудный момент вспоминая о Боге. А хотелось бы, чтобы мы не только в трудные минуты своей жизни вспоминали о Боге, а все время своей жизни: и с утра, и днем, и вечером, во все дни постоянно творили Иисусову молитву, постоянно просили у Господа милости, постоянно просили у Господа не избавления, а силы бороться со страстями, с грехами. И уповающего на Мя не изжену вон. И Господь никого не оставит Своей помощью, Своей заботой и Своей любовью.

Помоги нам, Господи, молитвами преподобных старцев оптинских и всех святых хранить веру православную, и заботиться, и думать о своем спасении и спасении своих близких. Аминь.

Иеромонах Силуан (Межинский)