Проповедь в Неделю 4-ю Великого поста.
Память преподобного Иоанна Лествичника
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие о Господе братья и сестры, всех поздравляем с воскресным днем! У нас начинается четвертая седмица Великого поста, мы уже встретили преполовение поста – уже половина прошла, и это воскресенье Церковь посвящает памяти святого преподобного Иоанна Лествичника.
Кто знает, кто не знает: святой Иоанн Лествичник оставил после себя такой труд, называется «Лествица», поэтому он и получил название Лествичника. «Лествица» переводится как «лестница», от земли на небо. И он изложил вот эту «лествицу» в 30 ступеней.
Если задаться вопросом, о чем эта книга, кто читал, и даже кто не читал, наверное, ответит очень просто. Эта книга направлена на то, чтобы ответить на вопрос: «Как спастись?» И действительно это так. Но есть такой момент, неотъемлемый пункт нашего спасения, и он заключается в следующем…
Бывает так, что мы слышим в своей жизни такое выражение: «состоявшийся человек», «он состоялся как человек». И когда начинаем узнавать, что же он сделал для того, чтобы состояться, очень часто слышим: он создал семью, у него есть дети, он реализовал себя как профессионал в каком-то своем деле, достиг чего-то в карьере, дожил до седых волос, он состоялся как человек.
Но прежде всего это известно, конечно, священникам, через которых проходит огромное количество людей, или просто людям, которые постоянно в общении находятся. Открывается такая следующая тайна, что очень часто люди, обладающие всем этим, не имеют внутри счастья. Если человек несчастлив, тогда стоит вопрос: а состоялся ли он, если он несчастлив?
Как же достичь счастья? Как-то в Оптину пустынь приехали молодые студенты. Это был расцвет оптинского старчества, в Оптине было сразу несколько старцев. И вот им предложили: «Не хотите ли вы пройти в Скит и поговорить с тамошним скитоначальником – игуменом Варсонофием?» Они согласились нехотя. Идут, а по дороге в Скит размышляют: «Мы вроде люди образованные, ученые, много чего знаем, много читаем, что нам вообще может сказать какой-то старик, монах, который живет где-то в лесу дремучем?»
Вот они с таким настроением заходят к нему, и наш преподобный Варсонофий ошарашивает их вопросом, на который они не смогли найти ответа. Вопрос, казалось бы, по своему содержанию настолько простой и настолько насущный вообще для каждого, что ответ на него должен прям отлетать от зубов. Преподобный их спросил: «Что такое жизнь?»
Они не смогли ответить, повисла неловкая пауза, после чего преподобный Варсонофий сам ответил на их вопрос так, что они удивились еще больше. Он сказал: «Жизнь – это блаженство» (то есть это счастье). Естественно, они сразу возмутились, говорят: «Батюшка, как же жизнь может быть счастьем, когда в этой жизни столько горя?» Преподобный отвечает: «Да, это действительно так, но в это счастье надо войти, а Евангелие указывает нам двери, которыми мы входим в это счастье».
Вот как раз евангельское чтение сегодня было посвящено преподобному Иоанну Лествичнику. Это чтение многим знакомо. «Блаженны», то есть «счастливы»: блаженны нищие духом.., блаженны милостивые.., блаженны чистые сердцем и так далее. То есть человек милостивый, человек чистый сердцем, нищий духом, – он состоялся, он обретает это внутреннее счастье.
Каким образом? В чем же дело? Может быть, просто мораль какая-то исполняется, чисто человеческая нравственность? Нет. Если взять все Евангелие и суть этого Евангелия переложить в такую небольшую притчу, и представить, что человек имеет возможность Богу написать письмо и в этом письме задать Ему вопрос, спросить: «Господи, где мне Тебя найти?» И если бы Господь ответил, исходя из Евангелия, там были бы такие слова: «Встречаемся там, где любовь».
Основа милости, чистого сердца человека нищего духом, миротворцев и дальше все, о чем говорилось в сегодняшнем отрывке из евангельского чтения, – все это кирпичики, из которых строится любовь. Как только человек приобщается хотя бы чуть-чуть, на один кирпичик, к любви – вот тут и встреча с Богом.
Кто такой Бог? Бог – это Создатель всего этого мира. Бог – это Тот, Который Своим Промыслом держит этот мир. Бог Сам есть Любовь. Он всемогущий, Он вездесущий, знает каждого из нас настолько, насколько мы себя даже не знаем: знает, что нам полезно, знает то, что нам нужно, чтобы мы были счастливы, чтобы мы состоялись, чтобы мы раскрылись.
Поэтому Алексей Степанович Хомяков, известный православный богослов, он не прославлен в лике святых, но человек безусловно святой жизни и вообще удивительный человек, очень глубокий. Он сказал такую очень интересную фразу, что «личность в своей полноте может раскрыться только в Церкви».
Почему только в Церкви? Да потому что Церковь – это то место, где нас объединяет Бог, где действует Святой Дух. И только Господь и Святой Дух знает, какие в нас таланты и какое место в нашей жизни, чтобы эти таланты раскрылись. Почему? Потому что Бог нам дал эти таланты. Все, что мы имеем, – это дар Божий.
Каждый человек по своей жизни, наблюдая за собой, за другими, знает, что у кого-то есть какой-то дар. Один человек – у него такой ум, очень проницательный, аналитический; другой человек остроумный; третий человек очень физически сильный. Они вроде бы это не выбирали – им просто дано. Это дар, который дал Бог, чтобы человеку послужить. Человеку надо только место свое найти в этой жизни, и Господь это место знает. И это место человек может найти только в Церкви. Другого пути нет.
Сейчас идет Великий пост, и это время особое. Мы говорим: покаяние, плач о грехах, творение добрых дел… Как бы акцентируется внимание Великого поста на этом. Мы спросим себя: «Неужели в остальное время этого не нужно делать?» Да нет, просто мы не можем так сильно напрячься в течение всего года и всей жизни, поэтому Господь определил особое время.
И чем же оно еще особое? Просто, что мы самостоятельно себя на что-то понуждаем? Нет. Поскольку Бог действует в Церкви, именно в это время Господь действует особо. В богослужебных книгах так и говорится: «Преблагословенна благодать всечестнаго поста». Поэтому это время, пока оно еще не прошло в этом году, надо им воспользоваться, постараться обратить внимание на свое внутреннее состояние и, в первую очередь, особенно в это время, на то, какая у меня молитва.
Потому что Великий пост – это время особой, долгой молитвы. Поэтому очень важно постараться сделать так, чтобы она была не формальная. Многие люди жалуются, что ум рассеивается или мне молиться не хочется, или тяжело. Есть такой совет святых отцов: взять кратенькое-кратенькое правило, желательно, чтобы оно было индивидуально, и дома сделать его очень-очень внимательно.
Забыть про то, что мы читаем правило. То есть мы что-то вычитываем от сих до сих – и все, все мы сделали. Нет, а именно посвятить это время короткое со знанием того, что я сейчас с Богом общаюсь, и от всей души сказать: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй меня». Можно сделать поклон, можно даже земной. И пусть это будет «Трисвятое и по Отче наш», но это будет настоящая молитва.
А настоящая молитва – это тот огонь, от которого зажигается наше сердце, и мы получаем вдохновение от Господа Бога на эту жизнь, которая постоянно требует от нас вдохновения. Потому что эта жизнь сопряжена, помимо прочего, с разными трудностями, которые надо преодолевать.
Поэтому, дорогие братья и сестры, Божьей помощи всем! Желаю, чтобы мы все этим Великим постом приобщались к этому духовному огню, чтобы мы горели, возрастали в любви и встретились с Богом. Аминь!