Проповедь в Неделю мясопустную, о Страшном Суде
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Дорогие отцы, братья и сестры! Мы очень часто с вами говорим о кончине мира. Многие боятся кончины мира, у многих возникает фобия, страх, и приходится слушать на исповеди или в разговорах. Часто пугают концом света люди суеверные или плохо понимающие, о чем речь. Но кончина мира пока не наступает, хотя христиане ее ждут с конца первого века. Но вот уже прошло второе тысячелетие, а кончины мира пока нет, и когда это будет, никто не знает.
Но вспомним лучше мы с вами о Страшном Суде – это неделя Страшного Суда, – а вот Страшный Суд наступит очень скоро. Скоро – это понятие, которое относится к категории времени. Там, в вечности, времени больше не будет, как у нас на земле. На небе, в будущей жизни, – там будет другое время. И поэтому, когда мы умираем, то время для нас заканчивается.
И поэтому Страшный Cуд наступает как бы сразу после смерти, после перехода в вечность. Этот Cуд Страшный будет для всех одновременно, но для каждого из нас он наступит после смерти – будет частный суд. А смерть наша – она скоро придет. Когда кончина мира – неизвестно, а смерть придет очень скоро.
Кто будет первый, кто – последний? Туда придут все те, кто будет судим. Никто из нас не избежит Страшного Суда, потому что мы все очень грешные люди. Если кому-нибудь из вас приходилось быть на обычном суде человеческом, вы понимаете, что это очень страшно и волнительно. Но если чувствуешь, что ты ни в чем не виноват, то есть надежда, что этот суд тебя оправдает.
А если тебя призывают на Страшный Суд, то кто из нас может сказать, что «я не виноват»? Наоборот, там обнажатся все наши вины, все наши грехи, все преступления наши будут для всех явными. Там человек будет как бы прозрачным, и откроется всё то, что человек тщательно так скрывал. И от этого в ужас можно прийти, исчезнуть в небытие, но это будет сделать невозможно. Что человек сделал в этой жизни, как он жил, эту жизнь?..
И вот мы живем в этом призрачном мире и стараемся не оборачиваться назад, не оглядываться, стараемся не отдавать отчета, как мы живем, что означают наши дела. Если спросить каждого из нас, сколько ты в жизни сделал плохого или доброго, то окажется, что доброго очень мало, в основном грех и недоброе. Если человек сделал что-то доброе, то всё равно это растворено какими-то страстями. А святые говорят, что без смирения никакое доброе дело не принесет плода.
Там, на Страшном Суде, мы увидим, что вся наша жизнь – она была неправдой, и мы ничего не сможем сказать в свое оправдание. Там все уста умолкнут, и все оправдания наши будут бессмысленными. Там не будет никакого смысла говорить, что я прав, и вы меня должны оправдать. Там никто не будет оправдывать. Там не будет этого суда человеческого, а там будет суд Божий, где все известно заранее, где никого нельзя обмануть, где не помогут никакие связи человеческие, никакие средства материальные не помогут там.
И Страшный Суд будет, братья и сестры, только об одном. Только одно будет спрашиваться со всех людей. Что именно? Это любовь к Богу и людям. Как ты жил? Если ты миловал окружающих, если ты накормил голодного, напоил жаждущего, посетил больного, то, значит, ты имеешь милующее, сострадательное сердце. Ты жалел окружающих тебя, сочувствовал им, ты готов был с ними чем-то даже небольшим поделиться.
А вот те, которые были слева, как читалось сегодня в Евангелии, козлища, – они были черствы, холодны, они для себя никогда ничего в ущерб не делали и никогда не сочувствовали, не сострадали другим людям. Вот это и есть критерий: если ты имеешь такое сострадательное, любящее сердце, то любовь к Богу тебе известна. Значит, ты испытываешь боль, как говорил старец Паисий, когда болеет другой человек.
Если же этого нет, сердце твое черство, холодно, то ты не сможешь войти в Царство Небесное, не сможешь оправдаться на Страшном Суде. Только любовь к Богу, выраженная в исполнении заповедей, – она может человека соединить с Богом, потому что Бог есть любовь.
И если у нас есть такое христианское правильное устроение, то, значит, мы Богу близки и являемся причастниками Божества. А если нет в нас любви настоящей, жертвенной, то это значит, что мы Бога не знаем. Мы можем себя считать за правильных, образованных, умных людей и иметь какие-нибудь заслуги в этом обществе, в стране или даже в мире, но если у нас нет любви к Богу и людям, то это все напрасно.
И вот Господь тех, кто имеет эту любовь к Богу, Он называет овцами, а не любящих Бога называют козлищами, потому что от них проку нет, а от овечки – шерсть, молоко, потомство. И только любящая душа Бога и людей может приносить плод духовный. А если нет любви, то что бы мы ни делали – всё это напрасно, всё это бесплодно и бесполезно. И всё, что делается без любви, обратится в прах, во вред и грех. Только то, что делается с любовью, – только это плодоносит.
Из жизнеописания преподобного Моисея, старца оптинского, нам известно, как одна женщина обратилась к нему, написала ему письмо, архимандриту Оптиной пустыни, спрашивая его: «А считаете ли Вы, отец Моисей, меня своей духовной дочерью, духовной овцой?» И отец Моисей ответил ей замечательным письмом, простым, но духовно содержательным. Но смысл этого письма такой: «Овца вы или нет, для того, чтобы вам было ясно, вспомните, как ведут себя овцы. Овца бывает покорна своему пастуху, овца бывает послушна; овца в чужой двор не заходит, знает свой двор, не бегает по чужим дворам; овца никогда не брыкается, не бодается; она всегда отзывается на голос своего хозяина; она всегда бывает довольна, что у нее есть, что ей дают. И вот, смотрите, овца вы или нет».
И он сказал этой женщине, ответил в письме, что «от вас зависит, вы можете сами решить, будете ли вы овцой, духовной дочерью, или нет. А что касается меня, – говорил архимандрит Моисей, – то я ко всем отношусь с любовью и к вам также». Тем более можно сказать, что Господь нас, Иисус Христос, всех нас любит, и мы – чада Божии по своему рождению.
Господь всем хочет спасения и никого не хочет из нас погубить или оттолкнуть. Он любит, страдает так, как мы это делать не умеем. Он отдает Себя на Крест, крестное страдание, на смерть для того, чтобы нас искупить от греха, проклятия и смерти. Нет такого вопроса, примет ли Он нас. А вопрос в том, захотим ли мы быть овцами, чадами стада Христова, хотим мы ими быть или нет?
И каждый может захотеть и спросить себя: «А являюсь ли я овцой стада Христова?» И ответ очень простой: как ты живешь? Не забегаешь ли ты в чужие дворы? Знаешь ли ты свой двор? Знаешь ли ты, где дом Божий? Любишь ли ты Его? Слышишь ли ты глас Отчий? Покорен ли ты Богу? Есть ли у тебя любящее сердце, любовь ко Христу? Есть ли у тебя сыновнее или дочернее отношение? Хочешь ли ты быть с Богом? Всегда ли к Богу стремится твоя душа?
У тебя есть время на всё: на разговоры, развлечения, утешения, но только на молитву у тебя нет времени. Это значит, что тебе не хочется быть со Христом. Тебе не обязательно с Ним видеться, поговорить, поплакаться. Ты не скучаешь о Нем, ты не ищешь Его. И вот люди, которые тебя окружают, стали ли они тебе братьями и сестрами, готов ли ты в них видеть образ подобия Божия? И есть ли здесь семья, или это всё остается только религиозной организацией? Готов ли ты сострадать, посочувствовать, сказать доброе слово, помочь чем-то незначительным – вот что будет спрашиваться с нас на Страшном Суде.
Есть такой старинный стих «Что тебе надо, грешный человече». И в завершении этого стиха сказано, что надо только два аршина земельки да две доски – больше ничего не надо. Прожил жизнь – и всё, больше ничего не нужно, ничего с собой не возьмешь, не сможешь унести из этого падшего мира, всё останется здесь, с собой ничего не возьмешь, нет у гроба карманов, а взять мы с собой только сможем духовное богатство.
Духовное богатство – оно будет вечным и откроет путь к вечной жизни в Царстве Небесном. А вот земное имение – оно только отвлекает тебя от жизни вечной, от единственного ценного на потребу. Нужно, чтобы у нас ко всему земному не было пристрастия. Вот есть это у нас – слава Богу, нет – и тоже слава Богу.
Если человек имеет пристрастие к какому-то делу или другому человеку, и, не дай Бог, у него этого не будет, для него это большое горе и страдание, трагедия. Это выводит его из состояния равновесия и из состояния мира душевного. Но святые отцы учат к Богу любви и человеку бесстрастной, потому что страсти – они не от Бога.
Страстность – это есть свойство падшей души человеческой. Этими свойствами пользуются демоны, и наполняют страсти человека своей ядовитой силой. И такую душу они уводят от Бога. Чтобы на сердце был свет, чистота, радость, крылья, нужно, чтобы душа была свободна от страстей. Но не думайте так, что без страстей нет и любви.
Любовь бесстрастная – она гораздо более надежная, более сильная, чем страстная. Любовь страстная – она желает обладать, а завтра же забывает. А любовь евангельская – она духовная, она навсегда, она навечно, она неисчерпаема. Она не хочет обладать, не ищет своего, не хочет порабощать, не хочет приобретать, она любит бескорыстно. Это самопожертвование, самоотречение, добровольная решимость на Крест.
И вот Господь нас всех равно любит и не лишил возможности совершенствоваться. Никто у Него не забыт и не отвергнут. Никто из нас ничем не ограничен. Только Христу мы должны отдавать свое сердце, потому что мы живем для Бога, а не для чего-то земного, призрачного и миражного.
И вот мы, называя себя христианами, на самом деле носим в себе бесовские страсти и пороки, являем удивительную картину людей, которые ходят в храм, даже причащаются, молятся Богу, делают дела на пользу Церкви, а сердце их остается непросвещенным, сердце остается одержимым многими пороками и страстями, и в этом сердце пребывает тьма. Только, и как это ни странно, это состояние удивительного, надо сказать, лукавства, лицемерия воспринимается нами как норма. Мы привыкли думать, что вот это и есть жизнь настоящая, христианская, вот такой должна она и быть.
И Господь нас обличает таким образом, говоря нам, что вы не можете служить двум господам. Мы хотим как можно больше приобрести из этого мира и всем обладать, что нам доставляет удовольствие. Очень часто даже что-то необходимое, забота о земном, – они затмевают любовь ко Христу.
Есть люди, которые помрачаются душою в этих помыслах о земном, устроении только своей жизни. Некоторые не могут создать семью и приходят в полное отчаяние, забывая слова преподобного Серафима Саровского, что «главный смысл нашей жизни – это стяжание Духа Святаго», как сказал один старец афонский, «стремление – в таком случае – к небесному, вечному браку».
Никто не может нас отлучить от Бога, если человек сам захотел и выбирает этот путь. Если человек гнушается своими пороками и страстями, то он с Божьей помощью их преодолеет. Если ты сердце отдаешь страстям, всему земному, тогда ничего святого не сможет войти в твое сердце: там Богу не будет места; тогда у тебя не будет духовной жизни, ты не будешь понимать, что такое благодать Божия; там не будет молитвы, ты будешь как слепой человек идти на ощупь в этой жизни, спотыкаясь, падая, держась за стены.
И вот всех нас Господь, братья и сестры, любит. Не только каких-то избранных людей призывает, а всех, если только мы захотим искать правды Божьей и Царства Небесного. Аминь.