Аудио-трансляция: Казанский Введенский

На­до пре­зи­рать сом­не­ния, и ху­лы, и по­мыс­лы блуд­ные, тог­да они вам нис­коль­ко не пов­ре­дят, осо­бен­но ес­ли бу­де­те их отк­ры­вать стар­цу-нас­тав­ни­ку. Но отк­ры­вать их на­до не под­роб­но, ина­че мож­но пов­ре­дить и се­бе и стар­цу. Осо­бен­но блуд­ные по­мыс­лы за­сы­пать, зак­рыть на­до на­ве­сом эту смер­дя­щую яму, а не ко­пать­ся в ней.

прп. Варсонофий

От мыс­лей бо­го­хуль­ных не сму­щай­ся, а ста­рай­ся пре­зи­рать их. Бог за них не взы­щет, они – от ди­а­во­ла.

прп. Анатолий

Осо­бен­но не тре­вожь­ся хуль­ны­ми по­мыс­ла­ми, ко­то­рые яв­но про­ис­хо­дят от за­вис­ти вра­жи­ей. Со сто­ро­ны же че­ло­ве­ка по­во­дом к оным бы­ва­ет или гор­де­ли­вое са­мом­не­ние, или осуж­де­ние дру­гих.

прп. Амвросий

Проповедь в Неделю о блудном сыне.
Память праведных Симеона Богоприимца и Анны пророчицы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Дорогие о Господе братья и сестры, сегодняшний воскресный день имеет название «Неделя о блудном сыне». Сегодня здесь, на Божественной литургии, читалась во Святом Евангелии притча, сказанная Самим Спасителем, Господом нашим Иисусом Христом, о блудном сыне. Это притча о грехе и покаянии и о милосердии Божием к кающимся грешникам.

У некоего человека было два сына. И вот, младший из них попросил у отца свою долю наследства, свою долю имения, и любящий и милосердный его отец исполнил его просьбу. Но сын распорядился этим имением нерассудительно. Он ушел, как сказано в притче, во страну далече, где проводил развратную и нечестивую жизнь: жил во грехе, в страстях, жил в свое удовольствие и очень скоро расточил все наследство, которое даровал ему милосердный отец.

Вскоре в стране той возник голод, и вместо удовольствий и роскошной жизни он претерпевал всяческие лишения и вынужден был пойти работать к одному из жителей этой страны – вынужден был пасти свиней. И поскольку был голод, он желал напитаться хотя бы тем кормом, которым он их кормил, но ему не давали даже этой пищи.

И вот, в таком скорбном, тяжелом, стесненном состоянии он вспомнил, как хорошо ему было в доме своего отца. Он вспомнил, насколько милостив и любвеобилен его отец и подумал: «Здесь я терплю вот эти беды и несчастья. Пойду, возвращусь к отцу моему, я не достоин больше называться его сыном, но попрошу, чтобы он принял меня хотя бы в число своих наемных работников».

Он встал и пошел к отцу своему. Отец, издалека увидев его возвращающимся, вышел ему навстречу, радостно обнял его. Сын, не смея поднять глаз на небо, сказал: «Отче, прими меня в число наемников твоих, недостоин называться сыном твоим, согрешив на небо и пред тобою».

Отец ввел его в дом свой, заколал упитанного тельца, устроил праздничную трапезу. В это время второй его сын, который все время находился с отцом, никогда ему не перечил, всегда помогал, не сделал ничего плохого, всегда работал, возвращался с поля, увидел, что в доме происходит какое-то торжество и спросил у одного из слуг, что это. И слуга ответил ему: «Брат твой, который расточил все имущество, вернулся, и отец принял его в дом свой, и теперь там великое торжество».

Второй сын рассердился и не захотел войти в дом. И отец, выйдя к нему, сказал: «Приди и возрадуйся о том, что вернулся брат твой». Но сын сказал ему с упреком: «Отец, я всегда был при тебе, всегда работал и ничем не согрешил против тебя, но ты никогда не давал мне возможности устроить такое празднество. А тут твой сын, который поступил плохо, жил нечестиво и расточил все твое имение, вернулся, и ты вместо того, чтобы его упрекнуть, его вот так с радостью принял». На что милосердный отец сказал: «Чадо, ты всегда со мной, ты всегда в дому моем, и вся твоя – моя суть. А брат твой умер и воскрес, был погибшим и обретися».

О чем говорит нам эта притча? Все мы, живущие на этой земле, грешны, как сказано: несть человек, иже жив будет, и не согрешит. Но какая бы не была тяжесть греха, в какие бы прегрешения и грехопадения человек не впадал, он всегда должен помнить, что Господь ждет нашего обращения, нашего покаяния. И если мы действительно от всей души возненавидим грех, захотим покаяться, то милосердный Господь принимает нас к себе.

Здесь, в этой притче, еще очень важна та решимость, с которой блудный сын, когда он находился во грехе, в нечистоте, жил со свиньями, осознал свое грехопадение – осознал то печальное состояние, в котором он находился, осознал, до чего довела его греховная, развратная жизнь и тут же, не раздумывая, сказал: «Возвращусь к милосердному отцу моему».

Вот так и мы, братья и сестры, когда увидим и осознаем наше прегрешение, не должны откладывать наше покаяние на завтра, на послезавтра, через неделю, на, как нам кажется, более благоприятное для нас время. Мы должны начать каяться, начать христианскую жизнь прямо здесь и сейчас, с этого момента, не откладывая.

Апостол говорит нам: Се, ныне время благоприятно, се, ныне день спасения, – то есть прямо сейчас благоприятное для каждого из нас время, чтобы увидеть свою греховность, вспомнить про Бога, про милосердного Отца нашего Небесного, и пойти, воспрянув от греховной жизни, пойти туда, куда призывает нас Господь наш Иисус Христос, «пришедый спасти мир», пришедший спасти всех нас, – в Царствие Небесное к Отцу Небесному.

До Великого поста остается две недели. Как мы помним, в прошлое воскресенье совершалось воспоминание евангельской притчи о мытаре и фарисее, в которой Господь показал нам, каким именно должно быть наше покаяние. В это воскресенье совершается воспоминание евангельской притчи о блудном сыне, где Господь дает всем нам, кающимся грешникам, надежду, что если мы от всей души захотим идти к Богу и начнем каяться в своих грехах, то Господь по Своей неизреченной милости простит нам наше согрешение и примет нас в Царствие Небесное.

Будем помнить, что нет такого греха, которого Господь не простил бы нам, который превосходил бы милосердие Божие. Будем помнить только о том, что в грехах своих мы должны покаяться искренне от всей души и положить твердое намерение более этих грехов не совершать.

Мы всегда очень пристально и внимательно следим за жизнью наших ближних, рассматривая их жизнь, смотрим, насколько она соответствует или не соответствует святым евангельским заповедям, которые Господь оставил нам в Евангелии. Постараемся же, братья и сестры, точно так же, как мы наблюдаем за жизнью наших ближних, рассмотреть свою собственную жизнь: а насколько мы, каждый из нас, любит Бога, насколько каждый из нас стремится к Богу, насколько мы принимаем евангельское учение – то, что говорит нам Господь наш Иисус Христос – всем сердцем.

В следующее воскресенье, которое называется «Неделя о Страшном Суде», во Святом Евангелии будет сказано о событии Страшного Суда Божия. Будем помнить, что это ожидает каждого из нас. Здесь, на земле, мы не навсегда. Придет день, придет час, в который каждый из нас, братья и сестры, покинет эту землю, душа наша разлучится с телом и предстанет на суд Божий.

В Неделю о Страшном Суде во Святом Евангелии сказано, что христианину подобает делать и чего христианину подобает не делать, от чего христианину подобает ограждаться. Когда будет читаться Святое Евангелие в следующее воскресенье, постараемся как можно внимательно слушать эти евангельские слова.

Евангелие – это не просто книга, которую мы можем прочитать для информации. Это та книга, от которой зависит наша вечная с вами судьба: от того, насколько мы будем стремиться исполнять святые заповеди евангельские или, наоборот, насколько мы будем им противоречить в жизни своей.

Будем помнить главную заповедь: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всей душею твоей и всем помышлением твоим. Сияет первая и главная заповедь. И вторая заповедь, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. И еще сказал Господь наш: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга. И еще сказал Господь: Будите милосерды, якоже Отец ваш Небесный милосерд есть.

Дорогие братья и сестры! Будем любить Бога и будем любить друг друга, чтобы прощать друг другу согрешение, быть милостивым к грешникам, чтобы и Господь наш милосердный по разлучении души нашей от тела нашего и на Страшном Судище Христовом – чтобы Господь наш милосердый отпустил нам грехи наши и принял нас к Себе, в Царствие Небесное. Аминь. С праздником!

Иеромонах Иннокентий (Павлов)