Проповедь в неделю сыропустную.
Воспоминание Адамова изгнания.
Прощеное воскресенье
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня наша Церковь воспоминает изгнание Адама из рая. Для чего нужно подчеркнуть это трагическое событие из истории рода человеческого? И вот почему Церковь перед Великим постом воспоминает это событие. Ответ на этот вопрос мы найдем, если представим человека, который оказался на чужбине.
Мы знаем по опыту, что это одно из самых тяжких испытаний, которое существует на свете. Люди, которые оказались на чужбине, если есть у них любовь к Родине (а у всякого нормального человека такая любовь есть), то они там, оказывается, начинают очень сильно страдать. И даже есть специальный термин, название этой болезни, называется «ностальгия», которая мучает тех, кто покинул свою Родину и оказался на чужбине.
Может быть, они имеют все необходимое для счастливой жизни, но им необходимо что-то главное, не хватает главного: им недостает Родины, которая издалека кажется раем. Кажется, что там, где я родился и вырос, прошло мое детство и юность, там все было по-другому. Может быть, эти люди покинули Родину, на то были какие-то причины или по своему легкомыслию, но несмотря на достаток или обеспеченность, им там немило.
Как бы они хотели вернуться на свою Родину, но не могут, потому что не могут оторвать те корни, которые там проросли. И могут даже удивляться, как они могут идеализировать Русь, говоря, что у вас там ведь Святая Русь, а у нас здесь, в Америке, все очень плохо.
Страдания о той Родине, которая была их жизнью, где прошли годы, – и эти страдания мучают их всю жизнь. Говорят, что кто страдает без своей Отчизны, Родины, не могут найти успокоения до самой смерти. Конечно, не все люди так одинаково привязаны к своей Родине, но вот такое явление из истории бывает очень часто.
И вот образ этих людей, которые оказались на чужбине и свои взоры обращают в свое Отечество, в родную землю, – этот образ напоминает нам сегодня Церковь. Мы сегодня должны вспомнить, что мы изгнанники на этой земле, что эта земля, на которой мы родились и выросли, страна, которая стала для нас нашей Родиной, в действительности не является для нас Родиной.
Мы должны вспомнить, что земля не устроена и не назначена нам в удел. Господь создал человека иначе, дал ему другой удел, другую землю обетованную, которая, несомненно, превосходит все то, что мы имеем в этой жизни на этой земле. В той земле Бог приходил к Адаму как друг и с ним беседовал. Там не могло быть никакого зла, ничего скверного, нечистого, никакого уродства там не могло быть. Там во всем была красота, была любовь.
Человек был создан, чтобы жить в этой Божьей любви, жить в этой Божьей благодати. И грех, который изгнал человека из этой райской земли, он постоянно губит нас. Здесь никогда не устраивается наша жизнь как должно, здесь невозможно человеческое счастье, к которому мы так стремимся, мы здесь на чужбине.
И Церковь сегодня нам напоминает об этом для того, чтобы мы свой взор устремили к Царству Небесному, Царству, которое Господь уготовил любящим Его. Нам Евангелие говорит о том, что каждый из нас может быть чадом Божиим в Царстве Небесном и там вечно, навсегда остаться с Богом, там всегда пребывать в любви и красоте. Но для этого нужна борьба со страстями, потому что никакой грех, никакую страсть невозможно принести в Царство Небесное.
Мы думаем, что будущая жизнь должна быть после смерти. А что такое смерть, мы знаем. Эта смерть постоянно кого-то уносит из наших рядов. Вот сегодня мы живы, беседуем друг с другом, а завтра из нас кто-то уже окажется мертвым. И окружающие близкие люди начнут страдать, плакать, а может, нет. И потеря близкого, родного или любимого человека, и что будет с ним дальше, какова будет его судьба – это остается для нас тайной.
Мы вполне можем говорить с вами, что Церковь учит, что есть вечная жизнь, что есть душа, и она бессмертна, она никогда не умрет и, может быть, она будет с Богом, нужно молиться, подавать милостыню… Мы об этом знаем, но все остальное остается для нас тайной. И Царство Небесное невозможно сопоставить с нашей жизнью.
Есть такая удивительная закономерность в жизни падшего человека: он узнает и понимает ценность того, что имеет, только тогда, когда у него отнимают эту ценность. И тогда он начинает думать, соображать: а что случилось? Как он потерял свое богатство? Он начинает каяться и плакать, что он был таким неразумным, теперь лишен всего того, что было для него так дорого.
Вот это свойство падшего человека оправдывает эту страшную меру: изгнание из рая, лишение бессмертия. Как это можно соединить с Богом, Который есть любовь, Который прощает всегда, всегда милует? Так почему же в этот раз Он не простил? Почему Он так тяжело наказал человека? Вот такие вопросы могли бы у нас возникнуть.
Но в действительности это есть уврачевание души человека. Если бы он, Адам, не был бы изгнан из рая, он так бы и не оценил те дары, которые получил от Бога. И только тогда, когда он оказался вне рая, вне райской жизни, вечной жизни, вот тогда он мог понять, что он потерял, и стал просить прощения у Бога.
В нашей жизни случаются часто ситуации, которые были подобны этому событию – изгнанию Адама. Сейчас изгнано множество, много миллионов украинских граждан из своей страны. Можно вспомнить, как было изгнано огромное количество русских людей, вся Белая армия была из России изгнана. Вот только тогда, когда они оказались за рубежом, когда графы и князья стали зарабатывать там, что становились шоферами такси, – вот тогда они опомнились.
Вот тогда они стали сознавать: а что же случилось, что когда-то они имели в России, что Россия была их Родиной, это была их жизнь, и теперь они не знали, где им можно как-то притулиться в этой загранице. И тогда они вспомнили, что они были когда-то православными, и там, за рубежом, в гаражах стали строить храмы, потому что храмов там почти не было, не было церквей православных.
И когда они повернулись к Богу лицом, то стали просить прощения за то, что они делали. Очень многие труды, написанные нашими эмигрантами, особенно Парижской школы, они посвящены тому: а что же случилось? Не только эмигранты, не только Белая армия все потеряла, но потеряли и те, кто остался в России.
Вспомним монахов, которые были изгнаны из своих монастырей, священников, которые были изгнаны из своих храмов вместе с прихожанами, были изгнаны также духовники вместе своими чадами. Множество русского народа было изгнано на Крайний Север, в Сибирь, в Казахстан. И почти все были изгнаны в этом XX веке, относительно совсем недавно.
А почему это случилось? Почему это изгнание оказалось необходимым для всех? Потому что люди не ценили то, что они имели. Они в сердце своем не имели никакой благодарности, они не умели использовать ту милость, которая им была дана. Они присвоили себе все свое благополучие, они думали, что это их богатство навсегда. Они, может, не говорят таких слов, но смысл этих слов такой: ешь, гуляй, веселись, у тебя много жита на многая лета.
Это состояние такого превосходства, самодовольства, независимости, самодостаточности. Они жили не для Бога, не в меру, а жили страстями и пороками. И у Бога не было другого способа исцелить их, как только отнять, изгнать, отлучить в силу того, что они имели. И когда отняли святыню, отправились на Крайний Север, в тюрьмы, в лагеря, вот там они и опомнились, там они поняли, что они имели. И поэтому не случайно произошла эта трагедия.
Вот поэтому изгнание, которое люди получили из благополучия, оказалось вынужденным лекарством, необходимым для человека. Вот так свершилось изгнание Адама из рая. Мы не знаем с вами этого рая, но начало этого рая находится здесь, у нас, в Церкви.
Мы сегодня имеем удивительно благополучную жизнь, мы можем жить абсолютно свободной жизнью. Если мы не будем жить по-христиански, смиряться, молиться, терпеть, прощать, то мы можем потерять то, что мы имеем, и будем из храмов изгнаны. И это изгнание – оно будет еще страшнее прежнего.
И неужели снова закроются храмы, монастыри будут разрушаться, превращаться в склады, потому что мы называем себя христианами, но мы недостойны этого имени и «не суть таковы», как говорил еще апостол Павел, и, глядя на нашу жизнь, на нас, люди не хотят идти в Церковь.
Глядя на нас, на наши сердца, искаженные подделками, профанацией, лицемерием, люди не могут нам до конца поверить, а такие страсти и грехи разлучают нас с Богом. Если это будет дальше, то те, которые еще надеются остаться, они могут уйти из Церкви. И вот так мы будем из храмов изгнаны. Если не исправимся и не просветимся, то будем превращены в рабов. Вот что значит изгнание.
Очень удивительно, оно является падением для падшего человека, который грешит и не исправляется. И мы стоим как Адам на пороге этого изгнания. Каждый из нас может быть изгнан. От Бога нельзя откупиться, спрятаться или уехать. Он – вездесущ, всемогущ. Он ни перед кем не отчитывается, ни с кем не советуется. Он действует без «почему». Он не изменяется.
И вот Церковь нас зовет покаяться прежде изгнания, напоминает нам о том, что ждет человека, который не собирается исправляться. Покаяние состоит в том, чтобы исправиться, начать какую-то новую жизнь, стать другим человеком, свое сердце очистить.
Если бы ты был смиренным человеком, то ты бы не обижался ни на кого, а молился и радовался, что ты не обижаешь. И дай Бог, чтобы этот пост не напрасно прошел для нас: так мы бы потрудились над собой и встретили Святую Пасху, и приняли бы в свое сердце благодать Божию и радость жизни с Богом. Аминь.
