Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Ин суд Бо­жий, ин че­ло­ве­чес­кий; о ве­щах, близ­ких на­ше­му серд­цу, мы час­то су­дим про­ти­ву страс­тей на­ших, во­ю­ющих на нас, или про­ти­ву нас, а по­то­му и суд наш не­ред­ко бы­ва­ет прев­ра­тен, и то, что ка­жет­ся нам тя­го­ст­но, скорб­но в нас­то­я­щем,– впос­ле­д­ствии ра­до­ст­но, лег­ко, бла­жен­но.– Ко­нец все вен­ча­ет.

прп. Лев

Ес­ли солн­це всег­да бу­дет све­тить, то в по­ле все по­вя­нет, по­то­му ну­жен бы­ва­ет дождь. Ес­ли все бу­дет дож­дить, то все поп­ре­ет, по­то­му ну­жен ве­тер, что­бы про­ду­вал. А ес­ли вет­ра не­дос­та­точ­но, то нуж­на бы­ва­ет и бу­ря, что­бы все про­нес­ло. Че­ло­ве­ку все это в свое вре­мя бы­ва­ет по­лез­но, по­то­му что он из­мен­чив.

прп. Амвросий

Пос­то­ян­но от­рад­ная жизнь при­во­дит к не­от­рад­ным весь­ма пос­ле­д­стви­ям. И в при­ро­де ви­дим, не всег­да при­ят­ная вес­на и пло­до­род­ное ле­то, а бы­ва­ет и дожд­ли­вая осень, и хо­лод­ная снеж­ная зи­ма, и по­ло­водье, и раз­ные вет­ры и бу­ри, и сверх то­го не­у­ро­жай и го­лод, и раз­ные смя­те­ния и бо­лез­ни, и иные мно­гие бе­ды. Все это пот­реб­но, что­бы че­ло­век на­у­чил­ся бла­го­ра­зу­мию, тер­пе­нию и сми­ре­нию. Так как в бла­го­по­лу­чии боль­шей час­тию он за­бы­ва­ет­ся, а в раз­лич­ных скор­бях де­ла­ет­ся бо­лее вни­ма­тель­ным к сво­е­му спа­се­нию.

прп. Амвросий

Проповедь в Пяток Страстной седмицы, перед Плащаницей

«Солнце позна запад свой» (Пс. 103, 19). Наше Солнце, наш Христос, через тьму Голгофы, через мрак 9 часа, познал запад человеческой жизни – ее смерть, и ныне восшел в покой Своей Субботы.

Перед нами на Плащанице образ мертвого Тела Христова. Мы не видим ужасающих следов Его страданий, не видим язв, следов от ударов бичей, перебитого носа, сгустков крови, недавно кровоточащих ран. Если бы мы в действительности увидели Его Тело, то, возможно, не смогли бы думать ни о чем другом. Мать-Церковь щадит наши чувства. Она хочет, чтобы мы устремили ум к ГЛУБИНЕ СМЫСЛОВ этой ВЕЛИЧАЙШЕЙ ЖЕРТВЫ ЗА ГРЕХ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Да, НАШ ГРЕХ ПРИВЕЛ СЮДА ХРИСТА. Грех безобразит душу, искажает даже тело. И если страшен грех одного человека, то сколь ужасен совокупный грех всего человечества. Лишь ЛЮБОВЬ БОЖИЯ способна взять на себя эту ношу. Однако Сам Носитель Любви изнемогал и ужасался: «Отче, аще возможно, да мимоидет от Мене ЧАША СИЯ» (Мф. 26, 39). Чаша всей нашей ненависти, нашего лукавства, нашего равнодушия, нашей гордыни.

Андрей Критский, Ефрем Сирин и другие отцы, составившие скорбные песни Поста, этого Великого Плача о душе, оплакивают ее, «скотские похоти произволившую паче Царства Небесного».

И Книга Жизни вопрошает нас в эти дни: не ты ли предаешь Христа вместе с Иудой? Не ты ли отрекаешься от Него, с пением петуха? Не ты ли умываешь руки? Не ты ли вбиваешь гвозди? Не ты ли возглашаешь: «Повинен есть смерти» (Мф. 26, 61)? И мы замираем, сознавая, что в темной части нашей души, НА ГОЛГОФЕ НАШЕГО СЕРДЦА, РАСПЯТИЕ ВСЕ ЕЩЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ.

Но душа сотворена в свободе! Она может стоять и может падать, может предавать Христа и может хранить Ему верность, восходить на Его Крест.

Как жизнь Христа – лишь крохотная искра от всеобъемлющего бытия Божественного Логоса, так и эти краткие дни Его земного подвига несравненно меньше Его существования В БЫТИИ ЦЕРКВИ.

Сегодня мы вспоминаем и другую жертву. В праздник Своего Воскресения 93-го года Христос призвал трех братий нашей обители – иеромонаха Василия, иноков Ферапонта и Трофима – взойти на их голгофу. Перед этим они соединились с Ним в Причащении Его Плоти и Крови. Поэтому, когда сатанинский меч пронзал их тела, Сам Христос принимал удары, Сам умирал в них. И уже не в символе, не в иконе, над их покрытыми ранами телами мы прочувствовали всю силу и всю немощь смерти. Тяжелейшая скорбь утраты соединилась с радостью Пасхи и была вытеснена ею. СКОРБЬ БЫЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ, А ПОБЕДА БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ.

День памяти братий у нас всегда особо праздничный, но сегодня скорбь о Распятом вытесняет всякую радость. И в этот День мы говорим только о Христе. Нет в мире больше НИЧЕГО, что было бы достойно хотя бы еще одного нашего слова.

Великий Пост подобен ВОСХОЖДЕНИЮ на горную вершину. Бог сходит к нам, до крайности умаляется в воплощении, а ныне сходит в бездну нашего греха. И Он ждет, что мы пойдем навстречу, на вершину сердца, чтобы там прикоснуться к ТАЙНЕ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛЮБВИ.

Наш путь к Богу имеет свои этапы. Сначала Он открывает нам лишь Свое бытие. Потом Он приходит к нам в Слове как Бог, Который ГОВОРИТ С НАМИ. Но в конце Он приходит в Своем БЕЗМОЛВИИ, поскольку ТАЙНА БОГА выше любых слов.

«Самое реалистическое поведение перед лицом тайны – говорит святой Григорий Нисский, – это молитва, когда НАША ВЕРА ПРИСЛУШИВАЕТСЯ, когда она ВСЕЦЕЛО ОЖИДАЕТ, ничего не опережает, ничего не предваряет».

Перед нами лежит «ЗАМОЛКШИЙ» В СМЕРТИ Христос. Но вечно Живой, Предвечный Логос мироздания, хочет, чтобы мы УСЛЫШАЛИ МОЛЧАНИЕ ЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

И если сегодня мы не сможем отбросить все суетное и мелкое в себе, то когда сможем? «Тако не возмогосте и единаго часа побдети со Мною?» (Мф. 26, 40) – кротко укорил Своих учеников Христос в Гефсимании.

Путник, поднимающийся на гору, часто изнемогает перед самой вершиной. И мы подошли к вертикальному подъему Великой Пятницы. Нам нужно принести сюда ХРИСТА НАШЕГО СЕРДЦА. Чтобы в УМНОМ БЕЗМОЛВИИ, когда «наша вера прислушивается», мы смогли ощутить незримый поток Божественной Жизни, текущий за «завесой» Его Плоти… ТЕКУЩИЙ В НАС самих.

И тогда из-за нам начнет открываться неизмеримая, ЧУЖДАЯ ВСЯКОЙ СМЕРТНОСТИ, ГРОМАДА ЕГО БОЖЕСТВА. Имя которой – ЛЮБОВЬ! Аминь.

Игумен Филипп (Перцев)