Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Ху­лой на Ду­ха Свя­та­го неп­рос­ти­тель­ной и ве­ду­щей к по­ги­бе­ли на­зы­ва­ет­ся упор­ное не­ве­рие и от­ри­ца­ние бы­тия Бо­жия, нес­мот­ря на во­очию со­вер­ша­ю­щи­е­ся чу­де­са, нес­мот­ря на мно­же­ст­во фак­тов, не­оп­ро­вер­жи­мо до­ка­зы­ва­ю­щих су­ще­ст­во­ва­ние Бо­га. Упор­ное от­ри­ца­ние и не­ве­рие яв­ля­ют­ся ху­лой на Ду­ха Бо­жия, не про­ща­ет­ся ни в сем ве­ке, ни в бу­ду­щем, и че­ло­век, умер­ший не по­ка­яв­шись в сво­ем не­ве­рии, по­гиб.

прп. Варсонофий

Хо­ро­шее жи­тейс­кое об­ще­ние мож­но иметь и с не­ве­ру­ю­щи­ми, толь­ко мо­лит­вен­но­го об­ще­ния с ни­ми нель­зя иметь и спо­ров о ре­ли­гии нель­зя за­во­дить, что­бы имя Бо­жие в спо­ре не ос­ко­рб­ля­лось.

прп. Нектарий

Ви­дя свои не­мо­щи, мож­но снис­хо­ди­тель­но су­дить и о не­мо­щах дру­гих.

прп. Макарий

Проповедь в праздник Сретения Господня

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Встречи, встречи, встречи, встречи… Каждый день нас сопровождает множество всяких встреч: и больших, и малых, и нужных, и ненужных, и приятных, и неприятных. Так устроена наша жизнь. И сама жизнь нам дана по большому счету для чего? Для того, чтобы составилась некая встреча, после которой мы должны измениться и последовать в совсем другом направлении.

Бог создал нас из небытия и призвал к этой жизни, чтобы мы познали истину, встретились с ней, и истина изменила нас, и мы стали небожителями. И вот как раз сегодняшний день – праздник встречи с Богом – отвечает на многие вопросы нашей жизни. И в том числе на такой вопрос: почему у многих из окружающих нас – наших сродников, наших знакомых, наших близких – никак не происходит у них эта встреча с Богом? А если и происходит, то не приносит им никакой пользы, а иногда и бывает даже в осуждение. В чем же кроется причина этого?

Когда наши прародители, праотцы Адам и Ева, прегрешили, Бог пообещал, что придет Мошиах, Мессия, и исправит все, все сделает для человека. И через пророков Он все сказал: когда это произойдет, где это произойдет, где родится Мессия, как Его будут звать и где Его надо ждать. Например, у пророка Малахии было написано: Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф, кто выдержит [день] предшествия Его.

Единственный храм на земле, где поклонялись истинному Богу, был у еврейского народа. Он для этого и был построен – для того, чтобы встретить Христа. Вообще, все предназначение Ветхого Завета только для того, чтобы уготовить еврейский народ для этой встречи, для пришествия Мессии. Ожидал этого, казалось, и сам храм. Очень замечательно, что Ветхозаветный храм был обращен алтарем на запад.

У нас храм обращен на восток, а в Ветхом Завете – на запад. Протоиерей Сергий Булгаков говорит: «Встреча Господа должна была произойти в храме. Ему должна была поклониться ветхозаветная Церковь, которая вся только и жила ожиданием “грядущих благ”. Его должно было узнать ветхозаветное человечество, должен был принят и признан человеческим родом. И эта встреча совершилась».

В Соломоновом храме, если у нас алтарь обращен на восток, то в Соломоновом храме, наоборот, вход был с востока. Почему? Пророки часто сравнивали грядущего Мессию с восходящим солнцем или даже просто светом. И храм как бы ожидал своего Владыку, который должен был прийти с востока. Поэтому двери были с востока.

Приведем одно интересное свидетельство, которое нам говорит известный библеист Олег Стеняев. Он говорит: «Один известный еврейский раввин сделал исследование всей жизни Иисуса Христа по четырем Евангелиям и нигде не нашел случая, чтобы Христос нарушил какой-то галахический принцип, связанный с исполнением Божественных мицвот, т. е. заповедей. На основании данного исследования он даже выпустил огромную книгу, получившую название “Кошерный Иисус”, что значит “правильный Иисус”.

И хотя автор не христианин и противник христианства, он не смог придраться ко Христу, проанализировав Его действия и Его поведение. Оно не противоречило галахическим принципам иудаизма. Книга была переведена на английский, немецкий и французский языки и оказалась очень популярной. Он, Христос, даже одевался по закону. И делал это ради нас, неспособных исполнить Закон. И все эти 613 заповедей, мицвот, Он, конечно, исполнил».

Итак, Матерь Божия вместе с Иосифом Обручником пришли в храм (вернее сказать, что не они принесли Христа, а Бог захотел на руках Своих родителей явиться в храм) и принесла жертву, но не как богатые (богатые приносили однолетнего агнца), а всего двух горлиц, что было установлением для самых бедных людей.

Почему? Что, у Нее не было денег? Почему Она это сделала? Были деньги? Откуда, скажем, у Нее были деньги? По преданию, когда к Ней пришли волхвы, они не только подарили ладан, смирну и золото, но и дали огромные богатства Ей, которые Она раздала нищим, а Себе оставила только незначительную часть для путешествия в Египет.

В раннехристианской символике горлица знаменовала Христа, а также была символом супружеской верности. Напоминаем вам, братья и сестры, что все Писание пронизано Христом. Если вы зададитесь простой целью, возьмете и ради интереса прочитаете Псалтирь и каждый псалом с точки зрения Христа, и увидите, и убедитесь, что каждый псалом говорит о Христе.

Итак, Господь пришел в Иерусалимский храм, исполнив этим ветхозаветные пророчества. Встретился Жених с невестой – Господь с земной Церковью. В храме, где каждый день возносились молитвы о Его скорейшем приходе, целый сонм священнослужителей с народом приносили установленные жертвы. На Пасху до миллиона человек приходило в Иерусалим со всего мира. Столько приносилось жертв, что священники, образно говоря, по щиколотку ног ходили в крови жертвенных животных, и все молитвы возносились о ближайшем пришествии Мессии.

И вот пришел Симеон, который 300 лет ждал. Казалось, смерть забыла о нем. Уже умерли все его родственники, знакомые; заканчивались семьдесят седмин Данииловых, скипетр от Иуды перешел к Ироду, Палестина попиралась языческой Римской империей. Происходило падение духовности, люди стали увлекаться мирским, все меньше стали ходить в храм, меньше посещать синагогу, появились цирки, театры и прочие удовольствия языческого мира.

Была и Анна, которая в 17 лет вышла замуж, прожила 7 лет и оставшиеся 60 лет жила при храме и вела строгую жизнь; тоже у которой была надежда, и вся жизнь ее была посвящена пришествию Мессии.

И вот Симеон сердцем почувствовал, что это Тот, о Котором ему было возвещено. И он произносит свою известную фразу, которую мы часто используем на богослужении. Он говорит: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, – свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.

Обращаю ваше внимание, братья и сестры, что в Ветхом Завете словом «спасение», «спасением Твоим», то есть спасением Божьим, часто называли Мессию. Под «спасением Твоим», по толкованию святых отцов, следует понимать самого Христа. То есть принесенный Младенец и есть долгожданный Мессия.

На иврите имя Спасителя – Иисус происходит от слова «иешуа», что значит «спасение». То есть Он публично, в присутствии всех, указывая пальцем, сказал: «Вот, вот Тот Христос, которого вы ждете, вот это спасение». И назвал Его имя, в переводе на русский язык «спасение».

Что происходит дальше? Еще хотим сказать такую вещь интересную, что он был настолько благочестив, что протоиерей Олег Стеняев говорит: «Хотим обратить ваше внимание, что святой старец Симеон настолько был праведен и благочестив, что до сих пор, в XXI веке, почитается в еврейском народе. А его высказывания входят в разные части еврейского Талмуда. А еврейские дети до сих пор заучивают его высказывания, чтобы мудрость его нести в своем сердце».

Его слова о предмете нареканий произошли тут же. А как? Мы знаем, что свидетельств двух человек достаточно для рассмотрения вопроса. И священники по своему служебному обязательству, положению, обязаны были тут же рассмотреть этот вопрос: а действительно это Мессия или нет? А что на самом деле произошло? Об этом пишет святитель Димитрий Ростовский: «Слыша и видя все сие, книжники и фарисеи распалялись в сердцах своих и негодовали на Симеона и Анну за их свидетельства об Отроке».

Они не умолчали, но, образно говоря, наперегонки обо всем случившемся, сказанном в храме, известили, побежали к царю Ироду. И тот послал воинов с приказанием отыскать божественного Младенца – Господа и убить Его в храме. Но святое семейство уже смешалось с толпой и стало покидать Иерусалим на пути в Египет, то есть Спасителя в этот сороковой день должны были убить по указанию Ирода.

И только, как говорит Димитрий Ростовский, «только святой Захария, родитель Предтечи, не участвовал в этом, а пришедшую во храм для очищения Пречистую Деву с Младенцем, взяв за руку, поставил не на месте жен, приходящих для очищения, но на месте девиц, на котором женам, родившим, имеющим мужей, становиться не позволялось.

И когда книжники и фарисеи при виде его начали выражать негодование, Захария, став перед ними, известил, что сия Матерь и по рождестве есть Дева». Она Пречистая Дева была, есть и будет впервые в истории человечества. Именно из его уст эта фраза была произведена публично перед всем народом, перед священством.

«Когда же они не поверили сему, Захария сказал, что человеческое естество, как и всякое создание, должно служить Создателю своему, и в Его всесильных руках находится устроение того, чтобы Дева родила, и по рождестве пребыла Девою: “Посему и я сию Матерь не устранил – сказал он, – с места, назначенного для девиц, потому что Она превыше всех дев (девиц, когда либо живших на земле)”».

Почему? – возникает вопрос, – почему фарисеи, которые знали, изучали, специальные школы были, знали Ветхий Завет в совершенстве, образно говоря, они с закрытыми глазами могли попасть в Талмуде в нужную букву (до того они знали [его] в совершенстве). Почему они не узнали их Спасителя и так повели? Почему это происходит с нашими соплеменниками?

Оказывается, знать о Боге и знать Бога – большая разница. Как в самый яркий солнечный день невозможно увидеть солнца через закопченное стекло, так и страстное сердце, даже имеющее все знания богословские в церкви, не дееспособно видеть Бога даже при наличии каких-либо знаний о Боге.

Как же так, что только два человека узнали Его и поклонились Ему? И ответ мы находим в первую очередь в Евангелии, когда Христос говорит: Блаженные чистые сердцем, ибо они Бога узрят. А в 50-м псалме Давидова говорится: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Святой Соломон говорит: В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху.

Богослов – это кто чисто молится. И поэтому Павел Флоренский, известный наш богослов начала XX века, говорит: «Бога не доказывать нужно, а показывать: Бог не доказуется, а показуется. Но показуется Он только тому человеку, который выполняет условия, при которых возможно видеть Бога». И поэтому известный современный богослов говорит, что более правильно называть предмет не «богословие», а «боговидение».

Ты можешь изучить богословие, но так и не увидеть Бога в своем сердце и в своем уме. И если в духовной жизни мы часто, к сожалению, каждый из нас, здесь стоящих, полагаемся на полученный ум, знания, игнорируя состояние своего сердца, то обязательно столкнемся с проблемой, о которой говорит святой Игнатий (Брянчанинов).

А вот что он говорит, очень поразительные слова, советую вам прислушаться: «Ум человеческий не в состоянии отличить добра от зла; замаскированное зло легко, почти всегда, обманывает его. И это очень естественно: ум человеческий юн, а борющие его злыми помыслами имеют более, чем семитысячелетнюю опытность в борьбе, в лукавстве, в ловитве душ человеческих.

Различать добро от зла принадлежит сердцу, это его дело, – говорит святитель. – Но опять нужно время, нужно укоснение в заповедях евангельских, чтоб сердце стяжало тонкость вкуса к отличию вина цельнаго от вина поддельнаго доколе сердце не стяжет навыка отличать добро от зла.

Очень полезен опытный совет ближнего – воспитанника Восточной Церкви, единой, святой, истинной, – ищущаго и нашедшаго в повиновении ей блаженную свободу. Вне неуклоннаго послушания Церкви, – говорит он, – нет ни истиннаго смирения, ни истинного духовного разума; там обширная область, темное царство лжи и производимаго ею самообольщения».

Поэтому каждому живущему на земле сама наша жизнь дана только лишь для того (и ее предназначение), чтобы человек встретил Бога, и эта встреча состоялась. Если ты обрел весь мир, получил огромные богатства, Нобелевскую премию, чемпион мира и так далее, но не познал Бога, жизнь твоя прошла мимо, ты зря ее прожил. Ты не выполнил свое предназначение, что от тебя ждал Бог.

И человек, встретив Христа, должен прилепиться к Нему благодатью Духа Святаго, возрасти в Нем и пребыть в этом до скончания века. Горе человеку, достигшему всех высот и благ временной жизни, но так и не познавшему Христа. Мы, люди Нового Завета, можем встретиться с Богом через молитву, благодать, причастие Тела и Крови Христовой.

Поэтому, братья и сестры, вот ответ на этот вопрос. Сегодня великий праздник! Пусть встреча с Богом состоится в каждой душе человеческой, и эта встреча будет не в осуждение, а в возрастание благодати и следования за Христом и в этой жизни, и в будущем веке. Очистим свое сердце покаянием, чтобы, угодив Христу, в конце нашего земного пути мы могли сказать так же, как святой праведный Симеон Богоприимец: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром.

Богу нашему слава всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Иеромонах Серафим (Панич)