Проповедь в Великий Четверток.
Воспоминание Тайной Вечери
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Дорогие о Господе братья и сестры, всех поздравляем, что Господь сподобил нас в этот большой, великий день, Великий Четверг, быть здесь, в храме, на Святой литургии.
Мы все знаем, что этот день – установление самой Божественной литургии. Но, прежде чем об этом что-то сказать, хотелось бы сделать небольшое предисловие…
Наша жизнь, вообще жизнь любого человека, можно сравнить с дорогой, с дорогой в транспорте, который никогда не останавливается. Он идет только вперед-вперед-вперед-вперед, идет для того, чтобы привести нас на одно место, где будет очень важная встреча.
Вот так же наша жизнь: время – оно не останавливается, не идет тем более назад, оно идет только вперед. И мы каждый день, каждую минуту, каждый час приближаемся к этой встрече.
Первое, конечно, – это встреча с Богом, частный суд. И второе – это когда Господь сотворит новое небо и новую землю, прежде чего будет второй Страшный Суд, уже определяющий окончательно участь каждого человека.
Вот хочется привести сравнение такое... Как-то к отцу Иоанну (Крестьянкину) ехали духовные чада. Ехали они очень весело, дорогой много разговаривали, много шутили, а когда приехали к отцу Иоанну, он их принял очень строго, и буквально через короткое, самое такое официальное общение, которое ограничилось только строгим приветствием, он отправил их обратно.
Для них это был очень большой урок. И когда они ехали в следующий раз, а ехали они, конечно же, за пищей духовной, и у них было очень много вопросов, они всю дорогу благоговейно молчали, старались молиться и размышлять о чем-то более важном – о том, какие у них внутренние, душевные, духовные проблемы.
И когда они приехали к старцу, он уже принял их совершенно по-другому, с большой любовью, со вниманием, утешил, ответил на все вопросы так, как, наверное, редко кто может ответить, только святой человек с большим духовным опытом.
В чем же здесь урок? В том, что очень важно наше устроение. Есть устроение, которое не может принять ничего духовного, а есть устроение, которое может принять это духовное.
И вот мы, когда на этой дороге жизни в этом транспорте движемся, важно, в каком устроении мы пребываем. Для этого очень важно вникнуть в Евангелие, вообще в жизнь нашего Спасителя Иисуса Христа и в то, о чем Он учил.
Одним таким большим потрясением для иудеев, к которым в первую очередь пришел Христос, потому что их Господь выбрал как богоизбранный народ, и спасение и избавление должно было начаться с них, а дальше уже пойти по всей Вселенной, – для них было большим потрясением слова Христа: Царство Мое не от мира сего (Ин. 18, 36).
Почему же «не от мира сего»? Он сказал законы, по которым живет это Его Царство. Эти законы оказались людям не просто неприятны, они вызвали в них такую вражду, что они Его убили, распяли на кресте. Скоро мы эти события, уже в преддверии буквально стоим, будем вспоминать.
Какие же это законы? Христос сказал: Научитесь от Меня, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 11, 29). Сказал: Если кто тебя ударит в правую щеку, подставь левую; если кто будет требовать твою верхнюю одежду, еще отдай нижнюю (Мф. 5, 39-40). Еще сказал: Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас; будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 44).
Когда была Тайная Вечеря, апостолы ужаснулись от того, что сделал их Божественный Учитель. Он препоясался и умыл им ноги. И вот это крайнее смирение – оно вызвало, конечно же, ужас. И Апостол Петр сначала даже отказался, говорит: «Нет, Господи, вовек не умоешь моих ног». Но Спаситель сказал: «Если не примешь этого, то не будешь иметь части со Мною» (См.: Ин. 13, 8).
И вот это новые законы, по которым будет жить человечество в Царстве Небесном, то, что нас подготавливает к этой важной встрече с Богом – применить вот это слово Христа на себе. И когда мы все это будем применять, мы увидим, что человеческих сил для этого недостаточно.
Господь дает эти сверхчеловеческие силы, дает нам, устанавливая Таинство Святаго Причащения, соединяя нас с Собой и через это нам давая сверхъестественные силы.
Как-то Господь сказал, и это, наверное, был самый большой соблазн для всех, кто был рядом с Ним. Он сказал: «Я хлеб, Который сошел с небес. Если вы не будете есть Плоть Мою и пить Кровь Мою, то жизни в себе не имеете» (См.: Ин. 6, 51-53).
И люди сказали: «Как можно это слушать?», – хотя перед этим они видели множество чудес, но они не имели в себе любви и были очень горды. Никто даже не додумался спросить: «Господи, как же это? Нам очень непонятно, как же все это будет?», – и размыслить, если Он может воскресить мертвых, если Он творит только добро и любовь, то, естественно, как-то же управит все, что это будет нетрудно. И это оказалось нетрудно. Он взял хлеб, преломил, сказал: Ядите: сие есть Тело Мое (Мф. 26, 26). Взял вино, благословил и сказал: Пейте: сия есть Кровь Моя (Мф. 26, 27-28).
Мы причащаемся Тела и Крови Христа, и апостолы причастились Тела и Крови Христа. И все разбежались. Что же тогда, получается, что не работает, что ли? Да нет, просто это только семечко, которое бросается в нашу душу, а дальше его еще надо возрастить.
И по мере того, как мы возделаем свою почву, ровно в эту меру Господь нам дает, чтобы раскрылся плод Святого Причащения. И подобает потрудиться, без труда ничего не получится, потрудиться на почве возделывания заповедей Христовых, через которые познается человеческая немощь.
Человек смиряется пред Богом, а Бог говорит, что Он «гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4, 6). Если мы почитаем жизнь подвижников, подвижников последнего времени, их всегда выделяло крайнее глубочайшее смирение. И когда они в таком состоянии служили Святую Литургию, вот тогда-то и открывалась сила и мощь того, что совершается.
И нам это непонятно, пока мы не войдем в эту меру. А в эту меру, может быть, мы никогда не войдем, но по крайней мере должны двигаться, двигаться в этом направлении вперед, сколько Господь нам даст.
Есть такой подвижник, Ефрем Катунакский, ученик Иосифа Исихаста. И когда старец Ефрем служил Литургию, он переживал следующее. Он молился так: «Ангелы и Архангелы, расступитесь, чтобы мне увидеть Христа – Любовь мою». Человек, который никогда этого не переживал, конечно же, не поймет.
Иеросхимонах Тихон, наставник преподобного Паисия Святогорца, во время Литургии поднимался на воздух, совершал ее много часов и много-много плакал. Почему же он плакал? От горя? Да нет, плакал от умиления. Он просто созерцал любовь и смирение нашего Спасителя, и его сердце плакало от этого.
Поэтому, дорогие о Господе братья и сестры, вот ровно в ту меру, в которую мы будем возделывать смирение, ровно в ту меру Божественная сила будет раскрываться в нас, в нашей душе и в нашем теле тогда, когда мы соединяемся со Христом.
И в будущей жизни Бог даст человеку ровно столько, сколько человек сможет понести. Столько получишь блаженства, сколько имеешь в себе места. Если вообще не имеешь в себе места, то тогда понятно, куда ты пойдешь.
Божьей помощи всем в этих трудах, на все это направлена вся наша жизнь. Будем трудиться, не будем ни при каких условиях опускать руки, потому что, когда мы опускаем руки, это признак гордости. Надо, что бы ни случилось, смиряться и всегда говорить: «Господи, помоги! Господи, дай сил! Господи, имиже веси судьбами помоги мне исполнить Твою святую волю и всегда быть с Тобой».
Божьей помощи всем. Аминь.