Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Же­ла­ю­щий об­рес­ти бла­гую со­весть и чест­ность не дол­жен доз­во­лять се­бе ни ма­лей­ше­го лож­но­го и лу­ка­во­го сло­ва ни в боль­ших де­лах, ни в ма­лых.

преп. Никон

Чувство люб­ви ко Гос­по­ду при­хо­дит по ме­ре ис­пол­не­ния за­по­ве­дей Его.

преп. Никон

Лю­бовь к Бо­гу преж­де все­го вы­ра­жа­ет­ся в соб­лю­де­нии за­по­ве­дей Бо­жи­их.

преп. Никон

Память Святого Апостола Тимофея Суббота 33-ей седмицы по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня мы вспоминаем память святых угодников Божьих – святаго апостола Тимофея, одного из семидесяти, и преподобного Макария Жабынского, святого соседней с нами области Тульской. Насколько же, как говорят в миру, нам повезло. Люди в миру все больше надеются на удачу.

И нам действительно повезло. Мы находимся в православной церкви, ни где-либо. Не шатаемся по дебрям и селам, по разным учениям. У нас все четко, у нас все ясно, у нас известны и начало и конец, и для чего мы живем, и ничего мы не ищем более, того, что написано в Священном Писании. А вокруг нас мятущийся мир, который постоянно чего-то ищет. Все в миру говорят о каких-то свободах во всех странах. Люди всех званий и должностей говорят свободе. Что же такое свобода? Какое-то призрачное слово: «Ради свободы боремся за свою независимость!», «Ради свободы», то есть набор пустых фраз. И народ их слушает. Даже удивляешься, как могут слушать люди такой бред. Свобода может быть только во Христе Иисусе, и больше нигде и никак. Если я живу с Богом, если я доверяюсь Ему во всем, что Он мне дает, я поучаю полную свободу, как хочу жить. Как написано в Священном Писании: для кого закон? для подзаконных.

Вот в апостольских посланиях апостола Тимофея так и написано, что для кого закон? Для лжецов, для клятвопреступников, для воров, для лиходеев, для скотоложников, ну и так далее всех мастей. Он для них написан. А человек, живущий по законам Божьим и выполняющий закон, он свободен от закона, потому что он над законом. Он под благодатью и над законом. И вот святой апостол Тимофей это пример такой жизни свободного человека, именно жизни во Христе. Он был постоянным сотрудником апостола Павла, разделяя с ним не только апостольские труды, но и всю его жизнь и страдания. И святой апостол Павел так его и называет: мой духовный сын. И в послании к Филиппийцам делает такой отзыв о своем духовном сыне: «Надеюсь же в Господе Иисусе вскоре послать вам Тимофея, Ибо Я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас, потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу. А его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании» (Фил. 2, 19-22). Так вот смотрите, любой человек, который говорит вам в миру о каких-то свободах, следуя Священному Писанию, заботится о себе, а не о вас. О вас ему нет никакого дела. Вы для него инструмент для использования в своих корыстных целях. И только человек, говорящий о свободе во Христе, думает о вас.

Как вот недавно слушал проповедь священника Андрея Ткачева. Он говорит: не осуждайте нас, священников, ибо кому вы нужны, кроме нас. Бывает даже собственная мать идет против собственной дочери, а собственная дочь идет против собственной матери. А как Церковь может пойти против тех, для кого она стоит, ради кого она воздвигнута Богом. То есть Господь не просто установил Церковь, как многие говорят, что это орган для собирания дани и опиум для народа и для того, чтобы действовать на толпу и держать ее в узде. Вот так говорят многие враги Церкви. Ну, у вас есть свободный выбор. Вы можете выбрать слушать этих лжеучителей и врагов Божьих, или слушать священников. Да, все ошибаются. Отец Андрей говорит, что да священники грешные люди, но вы не смотрите, как мы живем. Мы такие же грешные люди, как и вы. Но то, что мы говорим – исполняйте. Об этом прямое упоминание в Священном Писании, как нужно жить. Так вот, для себя каждый человек должен решить, в чем он свободен, и где он свободен, и когда он свободен.

И вот святой апостол Павел, как любящий отец всегда заботился о своем сыне. Он пишет: «Если же придет к вам Тимофей, смотрите, чтобы был он у вас безопасен; ибо он делает дело Господне, как и я. Посему никто не пренебрегай его, но проводите его с миром, чтобы он пришел ко мне, ибо я его жду с братьями». Вот как свою жизнь посвятил апостол Тимофей, так и мы должны посвящать свою жизнь Богу. И вот святой апостол, свято исполняющий волю своего великого учителя, которому подражателем был во всем, как смиренный, искренне желающий спасения, слушатель непосредственно наставника своего, и успевает в доброе. А кто по самонадеянности или по своей рассеянности пренебрегает обыкновенным наставником, каковых мы все считаем. Ибо часто слышишь такие слова: старцев нынче нет, наставников нынче нет. Все это кануло в Лету. А сейчас в монастыре как в миру; в монастыре как в аду. Этими пустыми глупыми словами человек оправдывает свое беззаконие. И не нужно слушать этих слов, потому что если человек не довольствуется тем, что есть, как он может получить лучшее.

В святых житиях описан такой случай. Пришел на приход священник или епископ. Народ возмутился: что же нам такого нерадивого поставили. Он вышел на амвон и говорит: простите дорогие братья и сестры, всех хороших разобрали, а меня послали к вам. Кто остался, тот к вам и пришел, принимайте с милостью. Других нет. То есть кого вы заслужили, того вам Господь и посылает. И вот сомнительно, когда мы не слушаемся простых слов священника, которые он произносит с амвона, а надеемся на какие-то святые благовествования святых старцев, бегаем, гоняемся за словами и чего-то ждем. А не может такого быть. Господь никого не разделял на лучших и на худших. Для него все лучшие. И Сам Господь, смотрите, поставил апостолов. Разве это не самые лучшие были? Больных исцеляли, бесов изгоняли. Не превосходные ли они были наставники? И посмотрите, слушали ли их люди? Нет. Может быть, некоторые и слушали, но в основном-то нет. Поэтому не нужно себе искать оправдания в том, что иные наставники не так хорошо живут, как учат.

Даже здесь знаю таких мирян, которые приходят и говорят: батюшка, мне наставник, не нравится; я найду другого. Ну, ищи. Потом второй не нравится, третий. Потом старец не нравится. А потом приходит и говорит: и Патриарх у наc еретик. Как же так. Вчера ты был такое верное чадо. Все, у тебя был выбор – не бегать никуда, а начинать с того, что есть. Вот какой есть наставник, таким и довольствуйся. А доходит до чего! У нас пошли ереси какие-то, секты. Это все из-за чего? Потому что человек принимает помысел, что тот, кто ему дает наставления, не тот, за кого он себя выдает. Но простите, священники это не те люди, которые себя выдают. Нет такого, что священник сам хочет стать священником и вот он им становится. Господь поставляет всех. Человек идет против Бога и доходит до хулы на святейшего Патриарха и духовно на Самого Бога, потому что кто их поставил – священников, епископов? Господь. И кто мы такие, чтобы подниматься до таких высоких далей. Кто нам давал право? Никто не отменял слова Священного Писания: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7, 1). И вторая фраза, которую люди забывают, а вторая фраза после этой звучит так: «Ибо, каким судом судите, таким судят и вас» (Мф. 7, 2). И вот об этом надо всегда помнить, потому что вторые слова гораздо более страшнее, чем первые. Мы будем осуждены, если живем недостойно подаваемому нам учению. Но и вы будете также осуждены за то, что осуждаете ближнего вопреки запрещению Самого Иисуса Христа. Истинный судья мира Христос-Спаситель строго осуждал жизнь и дела фарисеев, и только Он имеет право судить. Но опять же Он повелевал уважать и исполнять преподаваемое ими учение. «Вся убо елика аще рекут вам блюсти, соблюдайте и творите, по делом же их не творите. Глаголют бо и не творят» (Мф. 23, 3).

Вот сегодня в Евангелии у нас говорилась притча о вдове, которая просила у неправедного судьи. Кого они называют неправедным судьей? Господа они называют неправедным судьей. Потому что если бы Он нас праведно судил бы, то мы должны бы были все казнены. Раньше в Российской Империи за убийство собственного ребенка сколько давали? 25 лет каторги. Что еще говорить! У нас вся страна сейчас должна сидеть на каторге, потому что виновата не только женщина, но и мужчина, но и врач, и все те, кто способствует этому. А Господь милостив. Вот как сейчас за рубежом происходит? Там если убил одного человека – 25 лет; двух – 50, троих – 75. Знаю людей, которые сделали тридцать убийств, и ничего, живут. Правда, Господь нам послал такое спасение, как онкологию, потому что многие святые говорят, что болезнь эта даже не к исправлению, но ко спасению души. Потому что человек, с терпением перенося эту тяжелейшую болезнь, очищает свои грехи. И вот эта мольба, с которой вдова обращалась к этому неправедному судье, была услышана. Судья сказал: ну, лишь бы она не доставала, исполню ее просьбу. О чем эта притча говорит? О том, чтобы нам обо всем просить у Господа и не переставать в этих просьбах.

Часто слышишь: батюшка, я прошу у Господа, прошу, прошу, прошу, а ничего не получается. Но вспомните пример блаженной Моники, которая молилась за своего сына Блаженного Августина. Они приходила к святителю Амвросию Медиоланскому и просила: отче, мой сын погибает, помоги. Он говорил: молись. Так она молилась двадцать лет изо дня в день. И чем это закончилось? Ее сын спасся, то есть он отвернулся от нечестия, в котором находился, и стал святым епископом и получил даже чин – Блаженный Августин. То есть вот что значит непрестанная непрекращающаяся молитва. Для чистого все чисто. Господь как чистейший видит в каждом человеке малейшее проявление чистоты и малейшую искорку добра и любви. А мы доброе-то не можем воспринять, не говоря уже о каком-то тонком движении души. Все говорим о нечистоте своей. И ближнего мы не можем терпеть, потому что все, что видим в себе, видим и в нем. И терпит Господь нас, бесконечно терпит. Сколько раз было так у нас: обещали что-то сделать, и не делали. Но Господь показывает нам в другом человеке, которого мы осуждаем, самого себя. Поэтому увидели что-то, помолись за него, глядишь, и тебе Господь простит то, что ты сделал сам.

Некоторые считают, что святой апостол Тимофей разделил темничное заключение со своим апостолом. Потом, когда апостол Павел был уже усечен мечем, а Тимофей, освобожденный из уз, возвратился в Ефес, он еще после этого около пятнадцати лет проводил свое пастырское служение для людей и был увенчан в девяностых годах первого столетия мученичеством. Его побили камнями за то учение, о котором он говорил. Много конечно можно говорить об учении, которое нам оставил святой апостол Тимофей, но ограничимся хотя бы двумя: то есть тем, что надо молиться и не переставать в своих молитвах; и нужно слушать своих наставников, которых дал нам Господь, и быть довольным этим. И уже этого нам будет достаточно для спасения нашей души.

Молитвами святых угодников Божьих, Господи, спаси нас и сохрани.

Аминь.

Иеромонах Силуан (Межинский)