Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

В ка­ком мес­те наз­на­че­но от Гос­по­да че­ло­ве­ку уме­реть, то, хо­тя бы был он за гра­ни­цею за мно­гие ты­ся­чи верст, неп­ре­мен­но при­бу­дет он к мес­ту сво­е­го наз­на­че­ния, и в свое вре­мя, ибо по­ве­ле­ние Бо­жие вы­пол­ня­ет­ся в точ­нос­ти.

преп. Антоний

Мы не мо­жем пос­тиг­нуть, по­че­му мо­ло­дой преж­дев­ре­мен­но уми­ра­ет, а ста­ри­чок иной ску­ча­ет уже са­мой жиз­нию и от бес­си­лия то и де­ло оха­ет, но не уми­ра­ет. Гос­подь же Бог всеп­ре­муд­ро, че­ло­ве­ко­люб­но и не­до­ве­до­мо нам всем и каж­до­му по­лез­ное уст­ро­я­ет и да­ру­ет.

преп. Антоний

Гос­подь Бог глу­би­ною муд­рос­ти Сво­ея че­ло­ве­ко­люб­но все стро­ит и по­лез­ное всем по­да­ет, т.е. ес­ли чью жизнь про­дол­жа­ет, бла­го­де­тель­ству­ет; и ес­ли чьи дни сок­ра­ща­ет, то то­го ра­ди, да не зло­ба из­ме­нит ра­зум его или лесть прельс­тит ду­шу его. Так Гос­подь Бог ис­тин­но че­ло­ве­ко­люб­но все стро­ит и по­лез­ное всем по­да­ет. А наш долг – и в том и в дру­гом слу­чае с детс­кою по­кор­нос­тию ко От­цу Не­бес­но­му долж­ны го­во­рить: От­че наш, да бу­дет во­ля Твоя!

преп. Антоний

Блаженной Матроны Московской  Преполовение Пятидесятницы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня не простой день, не обычный, потому что сегодня вся Церковь православная, особенно наша русская православная Церковь, вспоминает ту, которую когда-то святой праведный Иоанн Кронштадтский при встрече в Санкт-Петербурге назвал восьмым столпом России. Эту святость, это величие души, ее чистоту, любовь увидел святой и праведный Иоанн Кронштадтский в слепой девочке, у которой не было даже глаз. Сегодня память святой блаженной Матроны Московской. Совсем недавно она была прославлена – буквально всего каких-то 14 лет назад, а в святой Покровский монастырь к ней стоит огромная очередь из грешников и всех нуждающихся в помощи, в молитве, в утешении. Толпы людей.

Родилась эта девочка в 1885 году. Ее крестили с именем Матрона. И не как в укор, а наоборот, как в милостивое утешение всем тем женщинам России, которые сейчас боятся нести материнский крест, должен быть пример ее матери, у которой родилась дочь совсем без глаз. И сначала первый помысел, как у любого человека – ведь мы все равно трусим когда-либо в жизни, и она тоже струсила, но только на одно мгновение. А потом поняла, а кто же позаботится об этой слепой маленькой новорожденной девочке больше, чем она, ее родная мать. И никуда она не отдала, и ни с кем она ею не поделилась, а взяла на себя крест кормления, воспитания и всего-всего остального над этой слепой девочкой. И Господь не посрамил чаяния и труды этой женщины. Ее дочь стала восьмым столпом России.

Так вот, сколько же таких столпов губят женщины нашей России, мы даже не представляем. Каждый год, каждый день, каждый час и даже сейчас, пока я буду говорить, кто-то где-то такой же девятый столп России будет убивать абсолютно просто и легко. И вот наши труды и молитвы должны быть, как раз посвящены тому, чтобы таких женщин в нашей стране, я не знаю, что в другом мире не православном не христианском, безбожном они там пусть как хотят, так и живут, но мы молимся и за них тоже. Но чтобы у нас в России этого не было. И в этом никто не виноват, только мы сами. Чтобы как можно больше столпов таких в России, молитвенников было у нас. И не важно, как они выглядят – калеки ли они или не калеки. Любой человек, если ему что-то дать, обязательно отдаст что-то взамен.

Еще с детства святая Матрона стяжала не просто дар молитвы, а дар непрестанной молитвы. То есть на ней исполнились слова апостола Павла: изобилие благодати при крайней немощи плотти. Девочка слепая до 17-ти лет могла еще ходить слепой, а уже в 17 лет полностью лишилась даже возможности ходить, как она сама говорила, даже предсказывала. Пришла женщина в храм, мимо не прошла, и видимо такая злоба, такая зависть была в этой женщине, что у святой Матроны отнялись ноги. Но она приняла это со спокойной душой, потому что она предчувствовала, даже не предчувствовала, а знала. И вот это знание о том, что с нами произойдет, спокойное упование на помощь Божью и на промысел Божий отличает нас от всего нехристианского мира. Мы, православные, верим и знаем то, что Бог ни за что не попустит с нами чего бы то ни было более того, что мы заслужили – или наказания или награды. То есть Господь дает нам ровно столько, сколько мы можем понести или радости или горя.

И вот святая блаженная своей жизнью, а не своими словами учила людей, как надо жить. И даже ее сама смерть говорит о том, что жил человек праведной святой жизнью. Ей за три дня до смерти было указано, когда она даже не умрет, а уйдет к своему Отцу Небесному. И она за три дня спокойно отдала все распоряжения, которые надо было сделать, и тихо, спокойно перешла в жизнь вечную. И она оставила некоторые не теряющих свою силу слов. Она говорила так: зачем осуждать других людей? Думай о себе по чаще. Каждая овечка будет подвешена за свой собственный хвостик. А тебе какое дело до других хвостиков.

Вот как она учила любить и прощать старых и немощных. Если вам будут говорить что-нибудь обидное или неприятное старые, больные люди или даже кто из ума выжил, то не слушайте, а просто им помогите. Помогать больным нужно со всем усердием и прощать им надо все, чтобы они нам ни сказали и не сделали. И еще она говорила о снах: не обращайте на них внимания – они бывают от лукавого, чтобы расстроить человека и опутать его мысли. Будем вспоминать слова матушки и передавать их другим людям. А про наше время она говорила так: наступает время прелести; многие впадут в нее через прельщающих их. И если идешь к старцу или священнику за советом, молись, чтобы Господь умудрил его дать правильный ответ. Вот, матушка говорит, что не надо бегать с одним и тем же вопросом по всем. Подошла, помолилась, спросила – и все, вопрос решен и закрыт. Нечего бегать, потому что дальше за твое неверие (за наше неверие) будет неправильный ответ. И не Бог тут виноват, а мое сердце виновато, которое неверующее и лживое.

Мир лежит во зле и прелести, враг подступает – надо обязательно молиться. И чаще креститесь. Крест – такой же замок на двери. А то бывает, приезжают люди из Иерусалима, и у всех на руках красные веревочки. Я спрашиваю: а это что такое? Это что крест такой специальный на красной веревочке? Нет, это там на всех вешают, это … Ну не будем сейчас углубляться, что это такое. У нас единственная защита на шее – это крест на веревочке. Выше этой защиты нет ничего, никакие веревочки от сглаза, никакие амулеты. Крест наша защита и спасение. Матушка говорила так: Бог только тогда исцелит человека, когда сам человек уверует в Него и захочет исправить свою греховную жизнь. И не нужно думать, что это все касается другого, а у меня все будет по-другому. Нет, это касается, конечно, и всех нас.

И вот почему же она так жила? А потому что она жила по заповеди любви. Да, у нее не было глазок, но у нее было сердце, у нее был ум. Она соображала все, и она любила так, как не любит какой-либо другой человек, который видит все величие этого мира, хотя вроде бы нам, видящим, ходящим видно все, как вокруг все прекрасно, какой прекрасный мир создал Бог для нас. А мы все равно не верим в Него так, как должны были бы верить. Потому что, к сожалению большому, у нас все перепутано. Мы не можем отличить любовь от страсти. Так что же такое любовь, и чем она отличается от страсти? Страсть, она временная, короткая. Понравилось – мы восхитились; потом что-то другое понравилось, другим восхитились. Это страсть. А любовь – это когда живешь с нелюбимым человеком 40 лет, а все равно живешь. Женщины не верят, как это так? А я говорю: вот так. Вот тебе кажется, что ты не любишь человека, а ты просто не испытываешь к нему страсти, ты просто с ним живешь. Вот это и есть любовь. Это самопожертвование. То есть я делаю не то, что я хочу, а делаю то, что надо делать. Эта ноша любви к другим всем нам по силам. И доказательство этому – жизнь святых.

И вот смотрите, как жила святая. С ее упованием на Бога и на любовь ее за всю жизнь советскую, когда гнали Церковь, разрушали храмы, убивали, калечили, ее ни разу не арестовали. Она не могла ни от кого сама убежать. Сам Господь переносил ее с места на место руками людей. Ни разу ее за 50 лет не арестовали. Какое же это чудо. Где-то кого-то гнали по этапам, убивали, расстреливали, пытали, гонялись, а она ни разу не была даже арестована. Это нам как бы такой знак о том, что если я буду уповать на Бога, ничего он не допустит со мной сделать больше того, что я могу понести. И почему я говорю это сейчас? Потому что у нас такое сейчас страшное время. В нашей славной стране сейчас нет таких гонений, но совсем рядом в других нехристианских странах: в Ливии, в Сирии, в Египте, в Ираке за последние 10 лет из полутора миллиона христиан осталось в живых только около 100 тысяч. А всех остальных просто уничтожили. То есть когда мы видим такие новости, что вот, напали на деревню и сожгли всех, знайте, что в первую очередь сжигают христианские деревни, а потом уже всех остальных. Потому что мы кость в горле сатаны. Он князь поднебесной. И мы здесь жители, которые ему мешают творить зло. Но с нами ничего он не сможет сделать, если на то ему не будет попущено волей Божьей опять же или для нашего прославления, для нашей веры, или для нашего испытания нашей веры, или же для славы христиан.

И вот если мы Христовы, то мы и свою жизнь будем вести так, чтобы все, глядя на нас, говорили: вот истинный христианин. А то бывает, такое слышишь: батюшка, вот мои знакомые перешли в другую веру, в другую религию, потому что у вас здесь ничего нет. Я говорю, что это слабое оправдание, потому что человек, познавший христианство, ни за что не оставит истину. Господь может спасти любого грешника, даже такого, которого общество не может простить, потому что сила Божия простирается на всех нас. И вот этому и учила святая блаженная Матрона. Один из самых главных ее уроков, которым мы бы довольствовались всю нашу жизнь, такой, что должны быть способны прощать грешников и не осуждать людей. Мы должны быть способными делать добро не только тем, кто делает нам добро, не только тем, кто выглядит как праведник, но и тем, кто таковым не выглядит.

Это и есть исполнение самых главных заповедей Божьих и заповеди любви Христовой о любви к кресту и любви к ближнему, через которую познается Сам Бог и через которую человек входит в жизнь вечную, божественную в Царстве Небесном.

Аминь.

Иеромонах Силуан (Межинский)