Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Не удив­ляй­тесь то­му, что во вре­мя служ­бы на­хо­дят по­мыс­лы раз­лич­ные: ког­да вы при­ни­ма­е­тесь за ору­жие про­тив вра­гов, т.е. мо­лит­ву, то и они на вас во­ору­жа­ют­ся силь­нее при­ло­га­ми по­мыс­лов. При­бе­гай­те ко Гос­по­ду на них мо­лит­вою и не сму­щай­тесь: они ис­чез­нут, а ког­да бу­де­те сму­щать­ся, ви­дя, что оные не ос­тав­ля­ют вас, то сим боль­ше их на се­бя во­ору­жа­е­те, а ког­да со сми­ре­ни­ем стоя во­пи­е­те на них к Бо­гу, то и ус­по­ко­и­тесь.

преп. Макарий

Иног­да ухо­дят из хра­ма из-за по­мыс­лов. Это, ко­неч­но, не­ра­зум­но. Враг по­ды­ма­ет брань по­мыс­лов с целью вы­вес­ти из хра­ма. Не долж­но под­да­вать­ся вра­гу. В боль­ши­н­стве слу­ча­ев у мо­ло­дых бы­ва­ют блуд­ные по­мыс­лы, а у ста­рых – по­мыс­лы гне­ва, вос­по­ми­на­ние ста­рых обид. Враг как бы го­во­рит: „Ты пом­нишь, та­кой-то вот те­бя ос­ко­рб­лял при всех, а ты смол­чал, ни сло­ва ему не ска­зал. Эх ты! А ты ему вот что, да вот что ска­зал бы..." Иног­да от по­доб­ных по­мыс­лов иной весь вспых­нет от гне­ва. На­до бо­роть­ся.

преп. Варсонофий

Ког­да бес­по­ко­ят по­мыс­лы, или сму­ща­ют, или тре­во­жат, то не на­до вхо­дить в раз­го­вор с ни­ми, а прос­то го­во­рить: „Да бу­дет во­ля Бо­жия!" Это очень ус­по­ка­и­ва­ет.

преп. Варсонофий

Святых мучеников Сергия и Вакха Суббота 21-ой седмицы по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня у нас такой день памяти святых мучеников Сергия и Вакха, которые как раз нам напоминают о том, кто мы такие, и в чем смысл нашей жизни. Зачем мы вообще пришли в этот мир? Потому что люди, к большому сожалению, прожив даже долгую жизнь, в сединах, в медалях, в орденах, спрашивают: батюшка, а зачем мы живем, я до сих пор не понял цель своей жизни.

Вот эти святые мученики Сергий и Вакх. Кстати, наш преподобный Сергий игумен Радонежский был назван как раз в честь мученика Сергия. Поэтому сегодня у преподобного Сергия Радонежского именины, день Ангела. И посмотрите, как жизнь святого мученика отразилась не только на жизни нашего преподобного святого, но и на всей жизни нашей России. Какая нагрузка, какая ответственность легла на плечи нашего великого святого. Вы знаете, на какие подвиги он благословлял наших ратных воинов, именно потому, что сам был под покровительством ратного воина. То есть святые мученики Сергий и Вакх были воинами и служили у императора. Но в те времена не то, что сейчас, совершенно было запрещено называться христианином. Они не побоялись этого. И когда пришло время, и у них спросили: а вы что стоите в сторонке, почему вы не приносите жертвы идолам? Ведь вы же воины императора, принесите жертву. Они отказались, во всеуслышание всему миру сказали, что они христиане. Их начали пытать. И вот когда первого святого замучили, он ночью явился второму, который еще оставался живой, и сказал: брат, завтра тебя будут мучить, и уже завтра мы с тобой увидимся. И этого святого, который остался в темнице, на следующий день военачальник надел на него железные сапоги с гвоздями внутри и заставил его с ним ходить. И он ходил весь израненный за ним по тем делам, которые выполнял военачальник. А военачальник, который их пытал, это был тот человек, который устроился на эту работу, на эту службу именно благодаря святым мученикам Сергию и Вакху.

Вот такая благодарность у людей. Вот так люди живут. У этих людей, которые ставят для себя целью своей жизни родить кучу детей, кучу домов построить, кучу деревьев посадить – и все, а потом в землю и превратиться в прах. Вот у этих людей будущего нет. А откуда ему у них быть, если человек не считает вообще, что у него будущее есть. Горька такая жизнь, потому что нет у человека смысла жизни. Но мы-то, христиане, мы совершенно другие. Да, может быть сейчас говорят, вас христиан мало в мире совсем. Вон сколько людей других вер, других национальностей, да и язычников полно, да и сатанистов полно. А вас, христиан, верующих в Бога, говорящих о смирении, о кротости, о воздержании, о послушании, совсем мало. Но не в количестве сила, а в качестве. Поэтому может быть наш русский народ, который взял на себя бремя нести веру православную, защищать ее до конца времен, может народ наш и мал, но почему-то об этом народе говорит вся планета. И именно православие является тем стержнем, который держит весь этот народ. И пока этот стержень есть у нашего русского народа, нас никто не сможет сдвинуть с места. Пусть они пляшут вокруг нас, пусть они клевещут на нас, пусть они всякими санкциями кидаются, обличениями, ругательствами. Нам это все нипочем, потому что с нами Господь.

Нам нечего бояться. У нас на Руси есть такая пословица: Если Бог с нами, то кто против нас. Это даже что-то подобное написано в Священном Писании: «Если Бог за нас, то кто против нас» (Рим. 8, 31). Нам некого бояться. Мы пришли в этот мир не для того, чтобы бояться, а для того, чтобы полюбить. И вот это мы должно говорить: смысл жизни христианина – это любовь, любовь к Богу. Мы не боимся Бога, потому что Он нас побьет, как в других верах учат. А мы боимся Бога, потому что боимся оскорбить Его любовь к нам. Вот об этом надо говорить. Да, это не все из нас достигнут, это не всем по плечу, но к этому надо стремиться. Надо ставить для себя высокую планку и всеми силами своей жизни стремиться к этому. Да, тяжело полюбить Бога, просто полюбить, и все. Как святые отцы говорят, что есть три степени любви к Богу. Одна из них рабская, наемническая и сыновняя. То есть рабская – Господи, я все буду делать, только не наказывай; вторая – Господи, я буду делать добрые дела, а Ты уж мне там, может быть, где-нибудь местечко приготовишь. То есть это наемническая. И третья – Господи, мне ничего от Тебя не надо только дай мне Тебя любить, буду делать все, чтобы Тебя не оскорбить, не опозорить перед другими людьми и перед всем миром. Только дай мне силы это делать.

И вот об этом надо детям вашим и говорить. Это наш смысл. И когда у ребенка будет как раз этот смысл жизни, во-первых ему будет легко идти по жизни, во-вторых он будет заботиться и о вас тоже, потому что это будет вам награда за то, что вы правильно воспитываете ребенка. Господь обязательно не оставит вас без этой награды. И будете не только вы счастливые и ваши дети, но и ваши бабушки и дедушки, потому что благодарный ребенок будет платить вам тем, что вы ему дали. Вы ему дали любовь, а не подзатыльники и затрещины, не пинки и упреки, а любовь. И эту любовь он будет дальше сеять вокруг, потому что, что посеешь, то и пожнешь. Мы это постоянно и неустанно говорим, но почему-то делаем все прямо наоборот. И еще нужно знать: не о себе нужно заботиться, а о других. Это второе, что нужно говорить своим детям. То есть все, что мы делаем, мы делаем ради других людей. И все это ради Бога. Если так ребенок воспитывается, да и мы сами, все по-другому будет. И на мир совершенно другими глазами будем смотреть.

Поэтому мы вспоминаем жития святых. Кстати, чтобы вы знали, что жития святых это самые лучшие поучения, какие могут быть. С этого надо начинать свою христианскую жизнь. Если в еще не начали, начните, потому что пример, как нужно жить, как нужно исповедовать веру Христову, как нужно встречать скорби и болезни, с каким настроением души, с какой силой и отвагой, с какой решимостью. Там у них все это есть. До нас уже это сделали другие люди. Не нужно придумывать ничего нового. Уже все придумано до нас. Нам нужно только повторить. А если мы повторяем что-либо, усовершенствуя, то честь вам и хвала.

Вот так мы и живем, православные. Это наша самая главная цель. Молитвами святых мучеников Сергия и Вакха любовь ко Христу и ко всем людям да пребудет в наших сердцах во веки веков.

Аминь.

Иеромонах Силуан (Межинский)