Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Змея, ког­да нуж­но ей пе­ре­ме­нить ста­рую свою ко­жу на но­вую, про­хо­дит чрез очень тес­ное, уз­кое мес­то, и та­ким об­ра­зом ей удоб­но бы­ва­ет ос­та­вить свою преж­нюю ко­жу; так и че­ло­век, же­лая сов­лечь свою вет­хость, дол­жен ид­ти уз­ким пу­тем ис­пол­не­ния Еван­гельс­ких за­по­ве­дей.

преп. Амвросий

На­ша жизнь уст­ро­я­ет­ся не са­мо­чин­но, а Про­мыс­лом Бо­жи­им, ус­по­ко­е­ние об­ре­та­ет­ся в от­ре­че­нии сво­ей во­ли, пол­но­го удоб­ства ни­ког­да нель­зя най­ти, не­воз­мож­но­го Гос­подь не тре­бу­ет от нас, и по­силь­ное ис­пол­не­ние за­по­ве­дей Бо­жи­их воз­мож­но вез­де и всег­да. За по­силь­ное по­нуж­де­ние се­бя в дан­ном мес­те и по­ло­же­нии ко бла­го­чес­тию Гос­подь, уви­дев че­ло­ве­ка при­у­го­тов­лен­ным, ис­пол­ня­ет во бла­гих же­ла­ние его.

преп. Никон

Ли­чи­ною доб­ра, ос­тав­ше­го­ся в пад­шем ес­те­ст­ве, враг ста­ра­ет­ся всех отв­лечь от Хрис­та, до­ка­зы­вая зло­хит­ро, что пад­шее доб­ро есть един­ствен­ное доб­ро, ибо оно та­ким и ка­жет­ся то­му, кто не зна­ет уче­ния Хрис­то­ва. Кто, нес­мот­ря на все оболь­ще­ния вра­га, бу­дет дер­жать­ся еван­гельс­ко­го уче­ния, тот дол­жен не­из­беж­но пе­ре­жить борь­бу внут­ри се­бя. Пад­шее ес­те­ст­во лю­бит се­бя и лю­бит мир сей, а Еван­ге­лие тре­бу­ет са­мо­от­вер­же­ния и люб­ви к Бо­гу. По­э­то­му сог­ла­сия меж­ду ни­ми не мо­жет быть ни­ког­да.

преп. Никон

Навечерие Рождества Христова Рождественский сочельник

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Святитель Афанасий Великий говорил, что поскольку люди ниспали в чувственное, и мысли их были целиком сконцентрированы на земном, на вещественном, то Бог, чтобы уврачевать эту немощь их чувств, явился им в чувственном образе. Ему надлежало обратить на Себя внимание иудеев, погрязших в обрядах. Они имели величественный храм, имели священство, имели писанный закон, но при этом сердца их уклонились от невидимого Бога. Потребовалось воплощение Христово не только для того, чтобы победить смерть и грех, но и для того, чтобы восстановить истинное богопочитание. И через Свои чудеса, через власть над бесами, над стихиями Господь утвердил их мысли, что Он есть Сын Божий.

И вот сегодняшнее время характерно тем, что мы с вами словно бы снова находимся перед Рождеством, ибо современное общество снова погрязло в земном, вещественном. И даже мы, христиане, зачастую живем больше обрядом и в меньшей степени следим за своим внутренним состоянием, состоянием своего сердца. Мир снова нуждается в воплощении Христовом, чтобы Он пришел во плоти. И снова Господь явится во втором пришествии во плоти. Но Его явление будет уже для суда. Его явление будет во славе, как сказано в Писании. Он явится как молния от запада до востока. Но мы с вами христиане. И нам Христос дарован в Церкви. Если для внешних Христос – это идея, которая отжила свое, и мир нуждается в напоминании о Христе через чудеса, через исцеления, то Христос для нас, христиан, сокровенно пребывает в Церкви.

Мы не должны жить воспоминанием только о том событии, которое было 2000 лет назад. Христос должен рождаться, прежде всего, в нас самих, в нашей душе, в нашем сердце. Мы с вами сегодня собрались и стоим перед закрытыми дверями алтаря, ожидая выноса даров Христовых. Таким образом, мы с вами снова как бы перед Рождеством. И мы с вами как волхвы, которые пришли за путеводной звездой, чтобы принести рождающемуся Богомладенцу свои дары: веру, надежду и любовь. Сам Христос в Откровении говорит про Себя, что Аз есмь утренняя звезда и денница (Откр. 22, 16). Апостол Петр говорит о том, что Христос – вот эта звезда Христова, должна зажечься в душе каждого христианина. Если звезда не загорается от соединения со Христом, то значит сердце наше нечисто, ибо материальная звезда не может светить на небе, которое пасмурно, которое закрыто от нас тучами. Так и наше сердце, в котором пребывают страсти, заботы мира сего, стяжание, оно не может просветиться светом Христовым.

И как мы видим, Божья Матерь, Она ушла из города, в котором Ей не досталось места, ушла, чтобы родить Христа в вертепе, в пещере со зверьми. Город – это образ страстей, место многих забот, место суеты земной. И Божья Матерь уходит за пределы города, уходит в бедную пещеру. Так и мы с вами должны устраняться сердцем своим от страстей мира сего, устраняться от суеты, многозаботливости, которая пожирает наше сердце, нашу душу. Христово Рождество не для того, чтобы мы с вами жили воспоминанием о том, что было 2000 лет назад. Христово Рождество прежде всего для того, чтобы в нас Христос рождался, рождался всякий раз, когда мы подходим к Чаше Христовой, когда мы принимаем в себя Святые Дары. Если мы с вами живем только воспоминанием о том, что было две тысячи лет назад, то чем мы лучше иудеев, у которых тоже было свое воспоминание о Моисее, с которым говорил Бог, был писаный закон и пророки. Если Рождество для нас это только праздничный стол, это елки дома и в храме. Это снег и мороз – все то, что ассоциируется у нас с Рождеством, то мы несчастнее всех людей. Ибо Христос в первую очередь должен родиться в нас. И тогда свет этого рождения, соединившись с внешним праздником Рождества Христова, с воспоминанием об этом, наполнит сам праздник радостью и смыслом. Ибо Христос до сих пор в Церкви.

Церковь до самого конца времен и мира будет рождать человека к вечной жизни. Но главное, чтобы Христос рождался в нас.

Аминь.

Иеромонах Димитрий (Волков)