Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Бо­лез­ни те­лес­ные по­сы­ла­ют­ся че­ло­ве­ку от Бо­га не всег­да за грех в на­ка­за­ние, но иног­да и по бла­го­во­ле­нию для ос­во­бож­де­ния или для пре­дох­ра­не­ния нас от не­ду­гов ду­шев­ных, ко­то­рые не в при­мер опас­нее те­лес­ных.

прп. Антоний

При­у­чись боль­ше мол­чать, тог­да гре­шить и осуж­дать не бу­дешь. Ког­да пе­рес­та­нешь роп­тать, усерд­ней бу­дешь ра­ди Бо­га слу­жить боль­ным, то из­ба­вишь­ся от сво­ей бо­лез­ни не толь­ко те­ла, но и ду­ши. Ес­ли же при исп­рав­ле­нии бо­лезнь и не ос­та­вит, то зна­чит, это для то­го, что­бы за тер­пе­ние дать ве­нец в бу­ду­щей жиз­ни на бес­ко­неч­ное вре­мя.

прп. Иосиф

Жизнь на­ша есть ду­хов­ная вой­на с не­ви­ди­мы­ми ду­ха­ми зло­бы. Они воз­му­ща­ют нас за­ло­г­ствен­ны­ми на­ши­ми страсть­ми и по­буж­да­ют к прес­туп­ле­нию за­по­ве­дей Бо­жи­их. Ког­да вник­нем и расс­мот­рим вни­ма­тель­но, то най­дем, что на вся­кую страсть есть вра­че­в­ство — за­по­ведь, про­ти­во­по­лож­ная оной, а по­то­му вра­ги и ста­ра­ют­ся не до­пус­тить нас до се­го спа­си­тель­но­го вра­че­в­ства.

прп. Макарий

Неделя 14-я по Пятидесятнице

Дорогие братья, отцы и сестры, в сегодняшнем евангельском отрывке, который был зачитан за воскресным Богослужением, Господь и Бог наш Иисус Христос рассказывает нам притчу. Рассказывает Он её ученикам. А притча — это, вы знаете, повествовательное иносказание, в котором глубокий смысл имеется. Притча эта получила название «О званных и незванных» (Мф. 22, 2 - 14). Говорится в ней о брачном пире, который устраивает царь в своем дворце и зовет на этот пир, где брачуется его сын, пир сына, и зовет гостей. И вот эти гости, почему-то не хотят прийти.

Речь, конечно, здесь идет о народе иудейском, избранном народе Господнем, и о пророках, которые призывают брачеваться с Господом нашим Иисусом Христом, ибо иносказательно подразумевается, что пир — это Царство Небесное. Жених — это Иисус Христос, а званные, которых зовет Отец, — это Церковь Христова и каждая душа, наши души. И вот дважды призывает Бог-Отец избранных своих. И оба раза они не приходят. Первый раз — пир еще не готов, второй раз — пир уже готов, тельцы заколены. Это говорит о том, что Господь уже пришел в наш мир в это время. Его отвергают. Тогда Бог посылает своих гонцов, уже апостолов, к тем, кто находится на распутьях: заблудших, не знающих учения, не имеющих, в общем-то, избрания. Но Он их зовет и дает им шанс быть избранными, войти в этот удел, в царский удел.

Многие из нас вот таким образом и были призваны. Многие не имеют веры с самого рождения. Большинство из нас получило её гораздо позже. Какие-то события в жизни нас заставили задуматься о Боге и прийти к Нему. Но мы часто не думаем, что это и был призыв Божий.

Как часто нас зов Божий посещает, призывает нас идти и творить добро, чтобы войти в Царство Небесное, в Чертог Небесный на этот брачный пир сочетоваться со Христом Господом нашим. Как часто мы отвергаем это, не задумываемся, проходим мимо, или какое-то время, имея зов, а зов это еще и благодать Божия, которая нас окрыляет, помогает нам. И в это время мы особенно должны быть усердны в делании заповедей Господних, потому что в это время нам это делать легко. Господь помогает нам. Многие из вас, наверное, испытывали это состояние какого-то духовного перерождения, когда все становится легко — легко творить добро, легко идти за Христом. Легко читать Евангелие, легко молиться, но потом это отходит, потому что это благодать нас поддерживает в эти моменты. А Господь как бы временно оставляет, благодать-то на самом деле остается, но мы её не чувствуем. И мы должны сами трудиться в это время.

И как тяжело говорить о том рабе, который пришел в Чертог. Господь его увидел и увидел, что он не в брачной одежде. Святые отцы, в частности Феофилакт Болгарский под брачными одеждами подразумевают благость, милосердие и братолюбие. То есть вера без дел мертва, сказано в Писании. Если мы не имеем добродетелей своих, не имеем трудов, то мы служим не Богу, а вероятнее всего мамоне. Потому что невозможно служить двум господам, как вы знаете, Богу и мамоне. Об одном из них придется не радеть. И плохо, что многие из нас, думая, что мы уже избранные, на самом деле не имеют вот этих дел, ходят в храм как бы на всякий случай, чтобы оставаться вроде бы как в миру, удовлетворяя свои желания, похоти, и в то же время быть с Богом. Во это раздвоение наше оно приведет именно к тому, что мы можем быть на месте этого раба неключимого, который вошел в Царство Небесное не в брачных одеждах.

Вы помните, что Господь спрашивает у него: как ты здесь очутился? И ему нечего ответить. В это время сам этот раб осуждает себя фактически, потому что отсутствием ответа он осознает свою вину, что вот этих одежд-то нет на нем, брачных. Ведь к браку-то надо быть подготовленным. Мало быть званным. Надо быть избранным. А избрание зависит как от Господа, Который это избрание подает, так и от нас, от нашего радения, от нашего расположения, от того насколько мы внимательны вот к этому внутреннему голосу зова Божия. Он у нас у всех есть, раз мы все с вами стоим в этом храме. Значит, Господь нас уже призвал. Остается делать, остается немножко потрудиться здесь на земле, для того чтобы войти в Чертог Небесный, приложить усилие. И вот этот зов Божий каждый раз, когда он бывает, хранить его как драгоценную жемчужину. И тогда и мы войдем в царское селение, люди избранные в удел, как сказано в Апостоле, царское священство. Но его надо нам заслужить. Помоги всем вам, Господи, на этом пути.

Иеромонах Амвросий (Пархетов)