Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ве­ра не в том толь­ко сос­то­ит, что­бы ве­ро­вать, что есть Бог, но и во всеп­ре­муд­рый Его Про­мысл, уп­рав­ля­ю­щий тва­ря­ми Сво­и­ми и все на поль­зу ус­т­ро­я­ю­щий; вре­ме­на и ле­та по­ло­же­ны суть в Его влас­ти (Де­ян. 1, 7), и каж­до­му из нас пре­дел жиз­ни оп­ре­де­лил преж­де бы­тия на­ше­го, и что без во­ли Его ни пти­ца не па­дет, ни влас гла­вы на­шей не по­гиб­нет! (Мф. 10, 29; Лк. 21, 18).

преп. Макарий

Бог пе­чет­ся и про­мыш­ля­ет об нас бо­лее, не­же­ли са­ми мы, Он уст­ра­и­ва­ет на­ше спа­се­ние, од­на­ко ж не хо­щет, что­бы мы ис­ка­ли оно­го в здеш­ней от­ра­де, но в скор­бях, в тес­но­тах и в бо­лез­нях. Со ос­ла­бою ли вош­ли в Царство Не­бес­ное от­цы и ма­те­ри на­ши? Не па­че ли тес­ным и прис­ко­рб­ным пу­тем при­об­ре­ли оное? Они скор­бе­ли, но не сту­жа­ли и не ма­ло­ду­ше­ст­во­ва­ли, и сие слу­жи­ло им от­ра­дою в лю­тей­ших скор­бях, ду­шев­ных и те­лес­ных, по пре­тер­пе­нии ко­их и со­вер­шен­ном сми­ре­нии по­лу­чи­ли и со­вер­шен­ное ус­по­ко­е­ние и да­же ду­хов­ное да­ро­ва­ние.

преп. Макарий

Див­ны де­ла Бо­жии и не­пос­ти­жи­мы для на­ше­го пом­ра­чен­но­го ума, но, сколь­ко мож­но, поз­на­ем из Пи­са­ния и из опы­тов, на на­ших гла­зах быв­ших, что Гос­подь по­сы­ла­ет бо­лез­ни, скор­би, ли­ше­ния, гла­ды, вой­ны, мя­те­жи, или на­ка­зуя за гре­хи, или пре­дуп­реж­дая, что­бы не впа­ли в оные, а иных ис­пы­ту­ет ве­ру. Итак, мы долж­ны бла­го­го­веть пред Его всеп­ре­муд­рым Про­мыс­лом и бла­го­да­рить за все Его к нам не­из­ре­чен­ное ми­ло­сер­дие.

преп. Макарий

Неделя 14-я по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. «Много званных, но мало избранных» (Мф. 20, 16). Сегодня, дорогие братья и сестры, вы слышали за Богослужением прочитанное евангельское зачало, где повествовалось о притче, где Господь объяснил не только апостолам, но и всем нам, каково наше призвание, цель христианской жизни, цель каждого разумного человека. Цель, как вы прекрасно знаете, дорогие братья и сестры, является весь смысл нашей жизни не только временной, а весь смысл вечного бытия заключается в Самом Боге, в поиске Его в этом мире, пока мы еще живы. Он необычайно близок к нам. А если быть верными слову, то Он проходит сквозь нас — дух, который везде присутствует и все наполняет, «везде сый и вся исполняяй».

Мы читаем молитву «Царю Небесный» Читая эту молитву, мало кто из нас вдумывается, насколько Господь близок к нам. Но почему так долог путь каждого человека, который пытается найти Бога? Не потому что это какое-то большое расстояние, а потому что это следствие косности нашей природы и нашего падшего состояния, привычка грешить, привычка жить земным, страстным, потому что это более располагает человека к творению зла, чем добродетель. К сожалению это является главным препятствием, которым лишается наше умное сердечное зрение возможности лицезреть своего Бога, Творца и Создателя.

В начале этой притчи Господь объясняет, что был один владыко, который устроил пир по случаю брака своего сына, и пригласил всех желающих. Но посыльные к кому только не обращались, эти желающие не только не ответили добром, а многих посыльных избили, унизили, а некоторых убили. Тогда господин разгневался и повелел слугам разрушить этот город и убить всех жителей неблагодарных. Что это такое? Святитель Феофилакт Болгарский, он так толкует, так объясняет это место: это ветхозаветный неблагодарный иудейский народ, и вообще древний мир неблагодарный. Потому что Господь к ним посылал праведников, пророков, совершая перед ними великие знамения и чудеса. Люди, которые пророчествовали, давали знамения, убеждали людей силой духа, что Бог Единый есть спаситель человечества. И в результате, что мы видим? Слуг одних избили, пророков убили. В конце концов, весь труд, который заложил Господь для спасения человеческого рода, был уничтожен. Поэтому Господь посылает Своих слуг, чтобы они разрушили этот город.

Что за город, дорогие братья и сестры? Этот святитель так и толкует, что этот город — Иерусалим. Иерусалим иудеям неблагодарным. И как мы знаем по истории, так оно и совершилось спустя, чуть более сорока лет после Вознесения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, когда народ иудейский не только раскаялся, но ожесточился еще, и более того, избрал себе нового мессию — сына звезды, так называемого, вместо Христа. Ну конечно они провозгласили его царем, чуть ли не мессией, потому что он выполнял все их желания — грабить, убивать, бунтовать, жить за счет чужого труда, постоянно противиться законной власти, пусть она иностранная. Ну и что ж!? Заработали такую всласть. Они, видите, попытались в безумии своем все-таки победить непобедимый Рим. И что Господь попустил, мы видим. Многие из вас были в Палестине и посещали святой град Иерусалим. И даже спустя две тысячи лет видно, каков был гнев Божий. Остаток только цокольного этажа от храма Иерусалимского сохранился, а выше даже камня на камне не осталось. Вот братья и сестры, каков гнев Божий.

Бог бесстрастен по Своей природе, но когда люди безумствуют и переступают черту уже невозможного, Господь просто отпускает на свободу людей. Пусть они делают, что пожелают. Чем это заканчивается? Огнем, мечем, смертью, голодомором и безумием. Вот чем все заканчивается. 

В Новом Завете вторая часть притчи: Господь вновь посылает Своих слуг и повелевает всех собрать — и достойных и недостойных; и хромых и увечных. Святитель Феофилакт объясняет, что значит хромые и убогие. Господь тем самым показывает Свою благость, что призывает всех без исключения, как и в Ветхом Завете, и даже недостойных, потому что многие, если не большинство, через покаяние слезное и через милосердие Божие стали достойны милости Божьей. Господь, послав новых проповедников — апостолов, собирает вновь этот пир. И когда, в конце концов, этот пир наполняется, это уже конец времен и начало суда. И Господь входит в брачный пир, осматривая всех гостей, и вдруг видит одного сидящего, который не имеет брачной одежды.

В древние времена, как и сейчас, на брачный пир обязательно одевают самую лучшую одежду. В древности была специальная ритуальная одежда, которая совершенно отличалась от обычной или праздничной одежды, которая предназначалась исключительно только для брака. Это не только в отношении жениха и невесты, это в отношении всех присутствующих. Но видите, Господь видит одного из присутствующих, что у него не брачная одежда, и обратившись к нему, говорит: друг, как ты посмел войти на этот пир не в брачной одежде?

И обратившись ко своим слугам Господь говорит: возьмите, ввергните его в огонь вечный, там будет плач и скрежет зубов.

Почему такое наказание? Что это за удивительная брачная одежда, за которую пострадал этот человек? Опять же святитель Феофилакт Болгарский как толкует это место. Господь обращается к этому человеку «друг». Что это значит? Этот человек был верующий, он знал Христа, может и любил Христа. Возможно внешне он был христианин, а вот эта брачная одежда души, увы … Это значит, что тот человек никогда не каялся, не исправлял свою жизнь. То есть внешне он был христианин, а тайно был развратник, преступник, вор, обманщик и так далее. То есть надеялся, что одной лишь только верой, как древние иудеи или как современные протестанты спасутся. Вот видите, как они хорошо устроились: я верю — я уже спасен. Нет, дорогие братья и сестры. Горе-то какое! Милостивый Господь ...

До какого безумия дошли целые общества и народы. Это прелесть сатанинская, когда люди сами себя убедили, что если кто поверил во Христа, то он уже спасен. Так и бесы веруют, святой апостол Иаков говорит. Бесы веруют и боятся Бога. Почему они стали бесами? Потому что воли Божьей и заповедей Божьих не творят. Поэтому мало верить во Христа.

Мы видим, западная цивилизация, к чему она пришла. Вот это безумие, что я уже спасен, а потом уже и Бог не нужен в средневековье. Человек стал центром мира. Эгоцентризм. Вот он сатанинский гуманизм. Не во имя Христа, не во имя Божие, а во имя страстей и безумия, к чему это привело. Изначально атеизм английский — Бог как механизм запустил этот мир и забыл о нем. А потом что? Антропософия, в конце концов, Ницше сумасшедший безумный сказал, что Бог умер. Его поганая, мерзкая, скотская, быдливая душонка в аду горит теперь.

Бог жив во веки веков! А посмотрите, эту мразь делают учителями человечества. Во всех ВУЗах мира их изучают. До чего мы дожили. А потом удивляются, почему сумасшедшее поколение нарождается. В Европе, пожалуйста, уже почти все правительства сатанинские. Там если ты не извращенец, то уже не человек. Тебя уже во власть не пустят. Это что? Провозглашение сатанизма, это прямая война против Христа. Это, братья и сестры, окончание человеческой истории, если миром управляют и заставляют пропагандой и силой делать сатанинские вещи, поклоняться дьяволу через грех — это конец мира.

У преподобного Антония Великого, когда ученики у него спросили, когда будет конец мира, он только две вещи сказал, братья и сестры. Это 1800 лет тому назад. Две вещи. Первая — когда люди перестанут каяться; и вторая — когда женщина потеряет стыд.

Братья и сестры дорогие, да не смущается сердце ваше. Какие вы блаженные, какие вы счастливые и какие вы радостные и благодатные, будучи православными христианами. Потому что вы знаете Закон Божий и истину и стараетесь хоть как-то жить хоть на малую толику ради Христа. Вы меня поймите, я ни в коем случае говорю это в превозношении. Я говорю, что ради крови наших предков мы до сих пор храним истину православия. Ради этого будем живы и мы, и может быть, какое-то время и человечество. Если добьют православие, а мы видим: уже почти во всем мире оформилось царство сатаны, причем это на уровне гуманитарных явлений, государственных, электронного контроля. Все как написано. Вот поразительно, все пророчества, написанные две тысячи лет тому назад, тысячу лет тому назад, люди знают, читают пророчества, и как сумасшедшие не видят исполнения знамений и времен. Вы что думаете, Господь будет терпеть это безумие долго? Благо нашим предкам, что посмотрите, 70 лет назад кровью была залита наша страна. Ради крови новомучеников мы живем до сих пор. Весь мир неблагодарный. Посмотрите, те, кого освободили, они пляшут безумные скоты на могилах наших воинов. А это мощи святых мучеников, проливших кровь за этих мерзавцев. Они теперь пляшут на могилах мучеников. Чем это кончится? Правильно.

Только представьте себе, какой гнев Божий был только 70 лет назад. Четыре с половиной года адской войны. 200 миллионов погибло во всем мире. 38 стран мира воевало. А теперь опять люди до чего с ума по сходили, перестали не только Бога бояться, просто совесть потеряли все. И главное, друг на друга показывают: а этот вот такой, а тот вот такой, и я тоже стал таким. Глупые бестолковые деятели. Ну, а по телевизору показывают … Да разбейте его! Сделайте что-нибудь. Тогда будет толк в вашей семье. А то все смотрят, прости Господи, не скажу что, а потом проблемы в семье. Муж налево, жена направо, дети по кустам. А потом бегут в монастырь или в церковь: Батюшка, помоги миленький! А как помочь, когда вы сами создаете сатанинскую среду. Вы меня только поймите правильно. Я не то, что призываю, как латифундисты уничтожать технику, электронику. Я просто говорю: дайте правильное русло, показывайте полезное, возьмите под контроль родительский. Вы же видите, в чьих руках это находится. На наши деньги сняли фильм сатанинский, богохульный, ругают русского святого. И хоть бы что, все молчат. Братья и сестры дорогие, надо молиться всем, читайте псалмы, кто какой сможет — 34-ый, 36-ой, можно 108-ой. Все читайте, всех призывайте, чтобы Господь нас защитил, потому что всех нас подставляют под удар гнева Божия. Молчанием предается Бог. Эти подонки снимают, мерзейшие скоты, за наши деньги, ругают русских святых. И чем все это кончится?

А чтобы не была на нашей совести вина, как верующих людей, все читайте Псалтирь каждый день посильно три псалма и своими словами просите Господа: Господи, защити нас от врагов видимых и всех клеветников, и воздай им всем по делам. Бог поругаем не бывает. Если мы с Богом, как апостол Павел говорит. Но нас специально подставляют эти подонки. Мало им убийства царской семьи, так они, спустя 70 лет, обратите внимание, в год столетия революции шабаш очередной устроили, рыла у них довольные, ходят они, создали прецедент. Дорогие братья, молитесь, и Господь всех их сокрушит, всех до одного. Господь не в силе, а в правде. Если ругают правду Божию, посмотрим, кто сильнее. Самое главное — не молчите, а наше не молчание это молитва. Понимаешь, не понимаешь — прочитай, потому что Господь примет твой труд. И побольше делайте друг другу добра. Вот тогда будет толк. А то мы живем, стадо из нас сделали, когда все друг друга ненавидят, друг друга не знают, все попрятались. Ну что, им и нужно было.

Но есть средство опять объединения, нового совершенного святого — опять же это молитва, братья и сестры. Молитву у нас никто не может отнять. А это есть сила Божия. Там где молитва, там Бог. Что говорит пророк? Отверзу уста мои и привлеку Дух. Дух Божий приходит на молитву, слышите. Обязательно, дорогие братья и сестры. Потому что, к сожалению, мы долгие уже столетия, я уж не буду вас пугать, но многие из вас тоже это прекрасно знают и понимают, мы не десятилетия лишены, ну как вам сказать, национальной самостоятельности, а на несколько сот лет. Лет на триста уже, если не больше. Поэтому наша задача — не имеем мы сил и возможности защищаться. Отняли у нас князя, отняли у нас оружие духовное и телесное. Духовное вернее не отнимут никогда — молитву. Наша теперь задача, как во Второзаконии сказано, когда на женщину нападают преступники, пытаются над ней надругаться, если она кричит, то она не виновна. А если она молчит — она соучастница. Нам только и осталось кричать: Господи, помоги нам. Милосердный, прости нам вольные и невольные грехи наши, Господи, помоги! Исцели наши немощные души. Чтобы Господь нам помог, а не так, как нас гонят, как баранов в одном направлении.

О Боге не забывайте. Даже если вы не верите, попробуйте молиться хоть чуть-чуть, хоть по три псалма читайте. Это не мои слова. Иоанн Кронштадтский праведный в свое время говорил, что почему Россия отходит от Бога? Потому что перестали молиться, потому что в молитве, таинстве причастия, в покаянии три фундамента несокрушимых. В покаянии, в православной вере, в причастии и в молитве Бог познается лично. Откуда берется живая вера, братья и сестры? От покаяния, безусловно, в православной Церкви, от молитвы и от причастия и от доброделания, безусловно.

Вот эта притча о чем? О том, что он не только не убелил свои ризы, а явно не имел за своей душой никакого добра, потому что мало покаяться. Нужны еще обязательно плоды покаяния. Как святитель Иоанн Златоуст тоже объясняет параллельную притчу о десяти девах. Он говорит: почему Господь не ввел их на свой брачный чертог, хотя они были девы, путь знали православный, все, казалось бы, имели. Почему, что не хватило в этом елее благодатном? Доброделания и милости к ближним. Это говорит святитель Иоанн Златоуст и преподобный Ефрем Сирин. Преподобный Серафим Саровский говорит: помимо доброделания еще и благодать Святаго Духа, который стяжается через покаяние и молитву. Преподобный Феофан Затворник также повторяет эту мысль, ссылаясь в свое время на преподобного Макария Великого. Это благодать Святаго Духа, которая созидается, собирается у человека через доброделание, через покаяние, через молитву. Вот откуда этот благодатный багаж берется драгоценный, который ни в этом веке не сокрушим, ни в будущем, дорогие братья и сестры.

Вот какая притча, которую вы сегодня слышали за Богослужением. Насколько она глубока, и насколько она помогает нам разобраться. Еще есть одно удивительно важное параллельное место в Апокалипсисе. Иоанну Богослову ангел показал неисчислимое множество людей, которые стояли перед престолом Божьим с вайями, облаченные в белые ризы. Святой апостол спросил у ангела, а кто эти люди, неисчислимое воинство этих людей. Ангел сказал ему: это те люди, которые очистили одежду своей души кровью Агнца. Что такое кровь Агнца? Причастие Тела и Крови Христа. Но смотрите, еще одна очень важная деталь. Он дальше говорит: и они пришли на это место, очистив себя Кровью Христовой, через большие скорби. Видите, как важно. Поэтому не удивляйтесь, что если мы скорбим, значит, Бог забыл. Это наоборот признак сопричастности Христу. Поэтому это не должно нас расстраивать, а воодушевлять. Помоги всем вам, Господи. Аминь.

 

Архимандрит Владимир (Милованов)