Аудио-трансляция: Казанский Введенский

По­ка­я­ние тог­да толь­ко ис­тин­но, ког­да че­ло­век, вос­чу­в­ствуя гре­хи свои, ко­и­ми прог­не­вал Соз­да­те­ля сво­е­го, ос­тав­ля­ет гре­хов­ное действо, со­жа­ле­ет об оных и рас­ка­и­ва­ет­ся, и удос­то­и­ва­ет­ся про­ще­ния бла­го­да­тию Хрис­то­вою чрез раз­ре­ше­ние свя­щен­нос­лу­жи­те­ля Церк­ви. А ког­да не ос­тав­ля­ет, хоть и ка­ет­ся, то сие не есть по­ка­я­ние, а да­же и опас­ное, чрез­мер­ное и без­рас­суд­ное упо­ва­ние на бла­гость Бо­жию, ко­то­рое так же, как и от­ча­я­ние, в рав­ной ме­ре су­дит­ся пред Бо­гом.

прп. Макарий

По­ка­я­ние тог­да ис­тин­но, ког­да пос­ле не­го все уси­лен­но бу­дешь ста­рать­ся уже жить как долж­но, а без это­го оно ма­ло действи­тель­но, ес­ли ка­ешь­ся лишь бы про­го­во­рить о гре­хах, а жить по-ста­ро­му.

прп. Иосиф

К смер­ти мы всег­да долж­ны го­то­вить­ся по­ка­я­ни­ем, действи­тель­ность ко­е­го из­ме­ря­ет­ся не чис­лом пок­ло­нов, а сер­деч­ным усер­ди­ем. Пом­ни, что жерт­ва Бо­гу дух сок­ру­шен: серд­це сок­ру­шен­но и сми­рен­но Бог не уни­чи­жит (Пс. 50, 19), и по­то­му, ког­да не ис­пол­нишь пра­ви­ла, по сла­бос­ти ли сил или по дру­гой ка­кой при­чи­не, за­ме­няй сей не­дос­та­ток са­мо­у­ко­ре­ни­ем и сми­ре­ни­ем.

прп. Макарий

Неделя 21-я по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Дорогие братья и сестры, а также отцы, в сегодняшнем евангельском отрывке мы слышали о том, как Господь наш Иисус Христос пришел в землю Гадаринскую и исцелил там бесноватого. Отрадно, что силен и всемогущ наш Господь, что Он может две тысячи бесов, легион целый, извести из человека и направить их по их же просьбе в скот, в свиней, в данном случае. Но больно за тех людей (вы сегодня слышали в отрывке) которые пришли потом, когда лишились своего имущества, вот этих двух тысяч свиней, которые с обрыва направились в море; и не допустили Господа нашего Иисуса Христа в свой город. Не допустили из-за боязни потерять большее.

Как страшно, когда корыстолюбие или какой-то другой грех отводит нас от Господа нашего Иисуса Христа и не дает Ему прийти в наши сердца. О корыстолюбии говорил еще Иоанн Златоуст. Он писал, что с корыстолюбием неразлучна болезнь высокомерия. И чем кто более собирает богатство, тем более усиливается эта болезнь. А то, что это было корыстолюбие, говорит то, что они выращивали свиней. Это животное по Ветхому Завету считается скверным. И свиней тогда выращивали не для себя, не для принятия в пищу, а для продажи каким-то другим народностям, которые не имели Закона Божия, для того, чтобы получить наживу. «Если кто узами страсти корыстолюбия будет связан, без сомнения не может достигнуть очищения своих пороков», — сказал Иоанн Кассиан.

И как страшно подумать, что на месте вот этого народа, на месте каждого из них можем оказаться и мы. Бывает, Господь посещает нас какими-то скорбями, что-то от нас отнимает, тех же самых «свиней», для того чтобы мы одумались, пришли в себя и приняли Его. Ведь как часто наши сердца ожесточенны. Как мы помним, в Ветхом Завете пророку Господь говорил, что весь народ от головы до пят в язвах и ранах; некуда бить уже. А почему Господь бьет-то нас? Да для того, чтобы как-то попытаться нас спасти, чтобы мы пришли к Нему, осознали свою безбожность и бездуховность, пришли к Нему и обратили свои взоры, просили Его о помиловании и изменении, как просил сегодняшний бесноватый. А в повествовании мы не видим, чтобы он сам просил, потому что Господь разговаривал с бесом, находящимся в нем. Настолько их было много, что они овладели полностью волей этого человека. Но по тому благодарению, которое произошло после исцеления, мы можем понять, насколько этот бесноватый все-таки в своей натуре человеческой желал исцеления от Господа нашего Иисуса Христа. Так сподобимся и мы быть на месте вот этого бесноватого, который благодарит Господа, а не хулит и не боится.

Подчас слышишь такие выражения: вот мы начинаем молиться за кого-то, и люди приходят и жалуются: вот я начала молиться, а с человеком пошли какие-то искушения; может мне прекратить эту молитву? Или недавно позвонил один человек и говорит: я молюсь молитвой Оптинских старцев, и что-то у меня проблемы какие-то пошли; может мне прекратить? Но что мы просим в этой молитве? «Руководи моей волей и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить». Господь нам для терпения какие-то испытания и подает. Для того чтобы научились любить, тоже какие-то случаи подает, где у нас есть выбор между любовью и ненавистью. А мы вместо этого говорим: может прекратить нам вообще вот это дело.

Так для чего мы тогда просим? Господь ведь слышит нашу молитву. Через скорби, через несение их, через болезни мы и спасаемся, мы идем потихонечку шажками небольшими к Царству Небесному. Оно открывается для нас все больше и больше. Так чего ж мы ропщем. Если кому-то из нас Господь посылает скорбь, тот начинаем думать, почему мне, у меня и так все плохо. У меня трое детей, недавно разорился, а тут еще эта скорбь. Почему сосед живет в благоденствии, не переживает. Но мы не задумываемся, что может быть Господь послал эту скорбь, потому что у нас какая-то грязь внутри. Ее надо исцелить. Или в другом случае не задумываемся о том, соседу-то нашему уже не безопасно скорби посылать. Он хулить начнет Господа, а нам Господь посылает эту скорбь для нашего испытания, веря, что мы преодолеем себя, преодолеем свой ропот, и все-таки придем к Нему.

Помоги, Господи, это нам хорошо все осознать. Причащающихся поздравляю с подготовкой к святым Христовым тайнам и молюсь о том, чтобы причастились достойно с благоговением и во спасение. Помоги Господи.

Иеромонах Амвросий (Пархетов)