Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Мы с детс­кою по­кор­нос­тию все долж­ны пе­ре­но­сить, и при­ят­ное, и неп­ри­ят­ное, и за все прос­лав­лять бла­го­го Бо­га, т.е. приш­ла на нас ка­кая скорбь или бо­лезнь, бу­дем го­во­рить: сла­ва Те­бе, Гос­по­ди! Ум­но­жи­лись ли скор­би и бо­лез­ни, опять: сла­ва Те­бе, Гос­по­ди! Бе­зот­рад­ные скор­би и бо­лез­ни уси­ли­лись и ве­дут ко гро­бу, опять: сла­ва Те­бе, Гос­по­ди!

прп. Антоний

Бо­гом так оп­ре­де­ле­но, что­бы каж­дый че­ло­век имел в жиз­ни сей ка­кой-ли­бо крест, т.е. прис­кор­бие ду­шев­ное, ко­то­рый дол­жен он бла­го­душ­но несть, ибо от ма­ло­ду­шия и не­тер­пе­ния ни­ка­кой поль­зы нет. И ког­да мно­ги скор­би и пра­вед­ным лю­дям в жиз­ни сей слу­ча­лись, то мы, лю­ди не­­без­г­реш­ные, коль­ми па­че все долж­ны тер­петь.

прп. Антоний

Ка­кое бы ни пос­тиг­ло те­бя огор­че­ние, ка­кая бы ни слу­чи­лась те­бе неп­ри­ят­ность, ты ска­жи: стерп­лю это я для Ии­су­са Хрис­та! Толь­ко ска­жи это, и те­бе бу­дет лег­че. Ибо имя Ии­су­са Хрис­та силь­но – при нем все неп­ри­ят­нос­ти ути­ха­ют, бе­сы ис­че­за­ют; утих­нет и твоя до­са­да, ус­по­ко­ит­ся и твое ма­ло­ду­шие, ког­да бу­дешь пов­то­рять слад­чай­шее имя Его. Гос­по­ди! Даждь ми тер­пе­ние, ве­ли­ко­ду­шие и кро­тость! Гос­по­ди! Даждь мне зре­ти моя сог­ре­ше­ния и ни­ко­го не осуж­да­ти!

прп. Антоний

Неделя 28-я по Пятидесятнице пред Рождеством Христовым, святых отец

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Вот, дорогие отцы, братья и сестры, мы с вами вступили в Год Новый — 2017 год. Человек все время ищет чего-то нового, ожидает обновления, чает, что что-то изменится в его жизни. Мы постоянно ищем новизны, и это естественно для человека. Но, тем не менее, с распадом, который вошел в жизнь человека с грехопадения Адама, который мы ощущаем, ощущаем, что каждый из нас совершает год от года, что смерть все больше и больше подтачивает наши внутренние и физические силы, подтачивает, словно бы подбираясь к каждому из нас, все более пытаясь овладевать нашим естеством — через болезни, какие-то немощи человеческие, все новые и новые симптомы, человек ощущает на себе все больше это дыхание смерти. И как человек устрашается: что ожидает его, каким будет его исход из этой жизни, что ожидает его за гробом? Но Господь дает нам вечные перспективы, дает нам возможность стать вечно новыми. Как Он говорит в Божественном Откровении: «Вот, все новое творю» (Откр. 21, 5), давая нам возможность приобщиться этой подлинной новизны.

Все то, что ищет человек настоящего, чего бы он хотел — тот идеал постоянной радости, вечного блаженства, вечной жизни, — все это готов дать нам Христос, который ныне рождается, который полагается во ясли, рождается как один из земнородных, чтобы привлечь человека к Себе, чтобы дать нам эту вечную новизну, чтобы каждый из нас стал вечно молодым, имея эту «юность духовную» и одновременно зрелость духовного мужа или жены.

И нам дается эта возможность во Христе. Только в Нем человек может приобрести эту подлинную глубину своей жизни, ее подлинную радость, истинное раскрытие, полноту всех наших человеческих свойств, которые Господь заложил в каждого из нас, а все это внешнее, изменяющееся, тлеющее — оно не постоянно. И нам невольно нужно задаться вопросом: Так почему же мы промениваем Христа — эту нашу подлинную радость, наше счастье, наше обновление, наше сокровище, сокровище вечное, тот, с Кем мы рассчитываем, надеемся соединиться навеки?. Того, Кто дарует нам все и Кто есть вся наша жизнь — жизнь грядущая и присноблаженная! Почему же мы постоянно меняем Его на путях своей жизни на что-то иное, на какую-то суету? Мы, уткнувшись в какие-то устройства, всевозможные экраны, постоянно ищем чего-то нового, но совершенно не того, чего хочет дать нам Христос: каких-то новых фильмов, песен, обновлений, всевозможной суеты и подмены той духовной новизны, которую желает дать нам Христос, который грядет в этот мир, чтобы даровать человеку жизнь вечную, которой Он привлекает нас с вами, не ложно, но реально, лишь бы человек по-настоящему захотел этого подлинного своего счастья.

Поэтому в этот день, когда мы уже совершаем предпразднство Рождества Христова, неделя пред Рождеством, и слышали сегодня родословную Христа, обстоятельства Его Рождения. В этот день и Нового Года вдумаемся и всмотримся в свою жизнь — как мы живем, чем мы живем и ради чего мы живем? Соответствуют ли провозглашаемые для нас самих, порой внутренне, лозунги реалиям нашей жизни, ее составляющим. Как это согласуется: что мы говорим и думаем с тем, что мы по-настоящему делаем и чем мы живем. И, если в этом есть большая разница и большое несоответствие, постараемся осознать это, признать себе эту внутреннюю неправду, несогласованность наших мыслей, слов и дел.

И принесем в этом покаяние пред Богом, который таким беззащитным и малым полагается во ясли, с тем, чтобы в этой беззащитности показать, что Он доверяет нам с вами, желая, чтобы и мы доверились Ему, показывая нам, что Он не гнушается всем этим списком разных предков, жизнь которых не только была святостью и благочестием, но, порой, и падениями, и отступлениями, и всевозможными грехопадениями.

Он показывает нам, что как эта родословная, которую Он принимает от Своего нареченного отца Иосифа (потому что это была его родословная), Он принимает и весь род человеческий и желает нас усыновить Себе, соединить с Собой и это должно ободрить нас, дать нам тот смысл жизни, вечной жизни, которого нам, порой, не хватает. Дать нам дерзновение вновь приступать к Богу, к Богу живому, но Богу любящему этот мир, умаляющемуся, чтобы спасти этот мир и привести его к Себе.

И в этом смирении непостижимом Господь показывает нам Свою божественную любовь, чтобы и мы дерзали приступать к Нему, но не были неразумны, безрассудны и не предавали Его вновь и вновь, не променивали Его на эту суету жизни, которая пытается поглотить нас с вами.

Господь, рождающийся в Вифлееме, да подаст нам этот разум и эту ревность быть счастливыми, обновленными и вечно молодыми и живыми в юности Духа во Христе Иисусе. Аминь. Спаси вас Христос.

Иеромонах Назарий (Рыпин)