Неделя 28-я по Пятидесятнице
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Дорогие о Господе братья и сестры, сегодня на Божественной Литургии мы с вами слышали евангельское чтение об исцелении женщины, которая 18 лет пребывала в недуге (Лук. 13, 10-17). Она была сгорблена и не могла распрямиться. Конечно, можно представить себе, какие страдания были связаны с такой болезнью. И вот из сегодняшнего Евангелия мы с вами узнаем, что причины болезни иногда бывают не физиологические, а в связи с дьявольским действием, как Господь сказал: дщерь Авраамля, которую связал сатана (ст. 16).
В начале чтения там было сказано, что она имела «дух недужен», то есть этот дух, который приводил ее в такое положение. То, что болезнь бывает по наущению дьявола, мы знаем из книги Иова многострадального. Но сейчас речь пойдет совершенно не об этом. Это так, к слову. Мы в Евангелии многократно в этом чтении и во многих других местах Евангелия видим реакцию фарисеев на те чудеса, которые совершал Господь, что этой реакцией была всяческая злоба, неверие, недоброжелательность, осуждение, ропот, обвинения под самыми разными предлогами. Особенно наиболее распространенный предлог в том, что Господь часто исцелял в день субботний, в тот день, когда было запрещено работать. Почему на этот момент сегодня нужно обратить внимание? Потому что нам Господь дал заповедь блюстись от кваса фарисейского (см. Мф. 16, 6).
Этот квас свойственен, наверное, любому человеку и представляет опасность для всех нас. Этот квас – это яд, проникающий разнообразно и глубоко в душу человека и действующий. И чтобы блюстись, надо в этом вопросе немножко разбираться. Здесь это не то, что, например, иногда изучают какие-то ереси, чтобы дискутировать с еретиками. Это как раз не всегда нужно и обязательно, потому что часто с еретиками дискутировать смысла нет, или с какими-то раскольниками. Потому что цель дискуссии с их стороны бывает не найти какую-то истину, а просто доказать свое. И что толку тратить время с человеком, не стремящимся найти Бога, правду и пытаться в чем-то его убеждать, когда у него и намерений таких нет. Здесь другое. Квас фарисейский всегда может нас коснуться. И если мы с вами поразмыслим, разберем, по какой причине негодовали книжники, фарисеи, всякие начальники синагог и прочие на Господа, то, что Он в субботу совершал чудеса или что-то другое делал, что возбранял закон. Главная причина этому даже не законничество, не буквоедство, а просто неверие. Причина неверия — это тоже фарисейское законничество. Но здесь вопрос очень глубокий. И конечно в рамках проповеди мы подробно сейчас не сможем его разобрать, только в том смысле, в каком возможно.
По какой причине книжники, фарисеи и нынешние, которые осуждались в то время, почему они не верили в Господа? Когда Господь спросил у Своих учеников, что кого Меня люди глаголят быти, то есть что о Мне люди говорят, кто Я? Апостолы ответили, что может быть Ты Илия или какой-то из пророков (см. Мф. 16, 14). Вот так думали многие люди. А вы кого Меня глаголете быти, сказал Господь? И апостол Петр ответил, что Ты еси Христос, Сын Бога Вышнего (ст. 16). И на что Господь дал ему ответ: Блажен ты Симон, вар Иона, яко не плоть и кровь открыли тебе, но Отец Мой, иже на небесех (ст. 17). В этом ответе Господа заключается огромный смысл веры и спасения. Сам Господь говорит: Сия есть воля, Пославшего Мя, — то есть воля Отца, воля Божия, — да видяй Сына и веруяй в Онь, имать живот вечный (Ин. 6, 40). То есть вера в Сына, вера, что Господь Иисус Христос есть истинный Бог, есть воля небесного Отца. И этот человек, который верует в Сына, имеет живот вечный.
Апостол Иоанн Богослов говорит вот такие еще слова: «Кто есть лживый, точию отметаяйся, яко Иисус несть Христос? Сей есть антихрист, отметаяйся Отца и Сына» (1Ин. 2, 22), то есть тот человек, который Иисуса Христа считает не за истинного Бога, а за какого-то даже пророка, он есть лживый, он есть антихрист. Дух Божий и дух лестчий как различаются: дух, который исповедует Господа Иисуса Христа, пришедшего во плоти, — это дух Божий. Вот фарисеи они в Господа не веровали, что это есть Сын Божий. И это служило главной причиной осуждения — не законничество, а именно это неверие, что Иисус есть Христос. Почему Небесный Отец им не открыл это? По какой причине? Конечно, это делается Святым Духом, то есть Святой Дух возвещает. Вот апостол первомученик архидьякон Стефан Синедриону сказал: Вы присно Святому Духу противитесь (Деян. 7, 51). То есть вот эти фарисеи, которые многократно осуждали, обвиняли, а в конце концов распяли Господа, они всегда противились Святому Духу, противились Богу. Это были богоборцы, богопротивники.
Почему Бог им не открыл, что Иисус есть Христос? Почему они Его считали кем-то другим, неважно кем, пророком или просто кем-то еще. Не важно. Почему они не веровали, что Иисус есть Господь? Почему им это не было открыто? Вот здесь та же самая причина, почему многие люди у нас сейчас неверующие. Мы всегда задаем себе вопрос, почему наши какие-то родные: родители, братья, дети, — почему они не веруют или почему они веруют формально, а по вере не живут. Формальная вера это не есть вера. Это есть вера мертвая. Вера без дел мертва есть, – говорит апостол Иаков (Иак. 2, 20). От дел совершится вера (ст. 22). И вот те люди, которые теоретически, пусть даже не отрицают, что Иисус есть Сын Божий. Пусть они это признают. Ведь одно дело апостол Петр сказал, а Господь ему сказал: блажен ты Симон вар Иона. Но апостол Петр он же по жизни не на словах признавал, как ныне так называемые верующие крещеные признают: да, там Господь был, родился, Он Бог. А то, что жить, как Господь повелевает, в церковь ходить, исповедоваться, причащаться, соблюдать заповеди, изучать хотя бы заповеди. А из них Евангелие никто не изучает. Поди, начни говорить заповеди этим людям, они скажут: да разве так можно, вот ударят меня по правой щеке, а мне подставлять левую? Мне тогда вообще на шею сядут. Ну, и так далее.
Вот это люди, которые отметают слово Божие. То есть если Бог сказал, они не соглашаются с этим, значит это суть неверия в Бога. Потому что Бог это не просто понятие. Сознанием человека мы так созданы. Бог есть Бог. Он Вседержитель. И Его слова не могут быть не истинны и не исполняться. Апостол Петр не так веровал: он все оставил и пошел за Господом, как и другие апостолы. Это следование было не очень легкое. Вот мы с вами, слава Богу, ради Господа ездим в паломничество. Здесь даже Оптина для кого-то ближе, для кого-то дальше. Все-таки надо ехать, надо останавливаться где-то в гостинице. Там условия не такие удобные, как дома. И человек ради Господа в меру своих сил терпит эти неудобства. Он проявляет веру. Но апостолы веру большую проявляли, потому что у них там гостиниц не было, не всегда было, где поесть. Часто они лишались необходимого отдыха, изнемогали от усталости, от голода, холода и жары. Господь не разрешал им брать с собой ничего: ни хлеба, ни денег, ни одежды, ни сумы. И они, тем не менее, следовали за Господом. Это есть проявление настоящей живой веры, истинной веры, которую дарует Бог.
А многим, так называемым верующим, такой веры Бог не дал. Бог Себя не явил ни этим фарисеям-богоборцам, о которых в Евангелии вы читали в сегодняшнем месте, а в очень многих местах Евангелия много об этом говорится. Более того, там говорится, что их Господь как называл? Фарисей слепой и безумный (Мф. 23, 26). Действительно безумие жить эту жизнь подготовительную к жизни вечной не ради того, чтобы подготовиться, а жить в своей слепой злобной гордыне. Что может быть безумнее прожить эту жизнь и обрести вечную нескончаемую страшную муку. Мы стараемся быть все-таки не такими безумными. Но вот этот квас неверия, фарисейства и формализма, который от неверия происходит, он в нас, к сожалению, тоже есть. И у нас веры не достаточно. Слава Богу, Что Господь дает нам малую веру, чтобы жить не как современные неверующие.
Но почему им Господь не открылся? Причина здесь одна единственная. Господь являет Себя только тому человеку, который осознано хочет иметь над собой Бога. Вот в этих совсем коротеньких словах сказано очень много. Иметь над собой Бога, это значит себя признавать Его созданием, Его рабом, хотя мы будем возведены, кто спасется, в достоинство Божие. Но здесь нам все-таки уместнее считать себя рабами Божьими, и, следовательно, стараться находиться в воле Божьей во всем. А это означает ничего своего не иметь. Вот мы прекрасно знаем, что в Евангелии много об этом говорится: притча о талантах, о мнасах, которую читали в пятницу (см. Лук. 19, 12-26). Вот дал Господь нам таланты. Это не так как люди думают, что это какие-то особые способности. Это есть данное нам время, это есть мыслительные способности, которыми мы пользуемся. Это есть те или иные какие-то наши возможности, средства материальные, все, что угодно, что Господь нам дает для того, чтобы из них, из этого неправедного сокровища, приобретать сокровище вечное, чтобы делать куплю.
Вот как в притче о сокровище, которое человек нашел на поле (см. Мф. 13, 44). Он нашел на поле сокровище. Чтобы купить это поле, он все продает и покупает это поле, чтобы завладеть сокровищем. Давайте внимательно вдумаемся в смысл этих слов. Все он продает. Что он продает и кому? Вот нам Господь дал время, мысли, физические силы, материальные средства, зарплату и все прочее имущество. И человек все это продает. Кому продает? Он этим пользуется, тем, что ему Господь дает:, тратит время, направляет мысли, употребляет силы, употребляет данное ему имущество, все, что у него есть, во имя Божие, и делает этим куплю. То есть продает, приобретая то, что ради чего мы здесь находимся, Божью благодать, благодать Святаго Духа. И он этим не пользуется как своим, а пользуется как не своим, а тем, что ему дал Бог.
Вот как живет верующий человек. Он и зарплату не потратит как ему хочется, а потратит так, чтобы был прибыток благодати. Он употребит ее для семьи, кому-то даст милостыню, что-то в церковь – купит свечку или даст какую-то помощь, так как Господь ему внушит. И он получит благодать, он делает куплю, чтобы купить то сокровище, которое на поле он нашел, то есть Бога истинного, Который Себя явил. А являет Он себя когда? Когда человек захочет иметь над собой Бога, то есть поймет, что я есть раб Божий, я Его создание, что все, что у меня есть, это не мое, а Божие. Я не могу этим пользоваться так, как хочу я, а должен пользоваться так, как хочет от меня этого Бог. Потому что наша здесь цель научиться послушанию Богу, чтобы наша воля, наша человеческая воля, здесь научилась полностью предаваться воле Божьей, чтобы в будущей жизни мы с Богом полностью соединиться. Это еще здесь начинается. А в будущей жизни соединиться воедино, Бог в нас вселился. А это возможно только при единении воли. Именно от воли зависит. Естественно, что воля человеческая должна быть покорна воле Божьей. И это должно быть совершенно произвольно, добровольно с нашей стороны. А иначе не будет блаженства.
И вот когда человек все это захочет, тогда Бог Себя ему являет. И тогда он становится верующим, имеет благодать, чтобы ее умножать. А вот эти фарисеи они были неверующими. Почему? По гордыне, потому что они не хотели иметь над собой Бога. И так это прекрасно изображено в истории с Гергесинским бесноватым, когда Он избавил от беды эту страну, а жители сказали: Господи, отойди от нас (см. Мф. 8, 34). Потому что Бог им мешал быть богами самим себе, пользоваться тем, что они там имели в своей стране так, как хочется им. Безусловно, все вот это в какую-то меру присутствует в нас, в нашем сердце.
Для чего все это говорилось сейчас? Для того, чтобы мы это осознали и с этим боролись. Способы борьбы известны. Это церковная жизнь. Сами мы ничего не можем. «Без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15, 5). Это восприятие благодати через церковную жизнь. Церковная жизнь это: …вот многие думают, что можно пропустить воскресную Литургию по какой-то причине занятости. Только если совсем по совести должны. А так какие-то дела, даже болезнь не позволяют нам не пойти на воскресную Литургию. Пусть даже температура не очень высокая, человек должен идти на воскресную Литургию в церковь. Какой же он верующий, если так не сделает. Если совсем плохо, то конечно в этом случае допустимо не пойти. Насчет исповеди тоже. Вот не случайно святитель Игнатий говорит, что это главное оружие в нашей жизни. А чтобы оружием этим пользоваться, надо постоянно к исповеди готовиться, то есть каждый день записывать то, что в нас вылезло этого, что против нашей веры, против Бога, греховное и смрадное. А если не запишем, ясно, что это небрежное отношение к тому, что не запомним, что не сможем исповедать.
Вот мы это должны понять. Мы давали обет при крещении сочетования с Господом. И поэтому должны сочетоваться, если мы люди верующие. Вера – это жизнь. И вот сейчас сегодня мы от всей души, кто приехал в Оптину, молимся Господу, Матери Божьей, всем Оптинским старцам, чтобы они нас укрепили усердно (ничего там сверх великого не надо, подвигов каких-то сверхъестественных. Мы не сможем), жить церковной жизнью, стараться жить по совести, не поступать по своей воле ни в чем, всем уступать, со всеми мир хранить и жить полноценной церковной жизнью, ни в коем случае не допуская малейшего упущения. Не поисповедались в конце недели, значит и не моетесь, значит будет тело смердеть, чтобы знать в каком состоянии душа, стараться это не забывать. Если будем проявлять любовь и усердие ко Господу, обязательно Господь нам даст благодать, поведет нас Своим промыслом, избавит нас вот от этого состояния женщины сгорбленной, распрямимся мы. И будем все душой искать истинного единого Бога, соединяться с Ним, спасаться. И в вечности пребудем с Ним и со всеми в неизреченном блаженстве.
Аминь.