Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Вна­ча­ле мо­лит­ва Ии­су­со­ва всег­да бы­ва­ет тяж­ка и не­чис­та, а пос­ле ус­ла­ди­тель­на.

преп. Анатолий

Что прек­ра­ти­лась мо­лит­ва – то­му, ко­неч­но, есть при­чи­на: или са­мом­не­ние, или осуж­де­ние. А глав­ное, что­бы мы бы­ли сми­рен­ны­ми.

преп. Анатолий

Пер­вым ва­шим де­лом, как толь­ко про­сы­па­е­тесь, пусть бу­дет крест­ное зна­ме­ние, а пер­вы­ми сло­ва­ми – сло­ва Ии­су­со­вой мо­лит­вы.

преп. Варсонофий

Неделя 29-я по Пятидесятнице перед Рождеством Христовым, святых отец

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня у нас неделя перед Рождеством Христовым. Сегодня мы все слышали слова Священного Писания, где нам зачитывали родословную Господа нашего Иисуса Христа.

Если мы внимательно слышали то, что читали, что там не было имени «Иисус», хотя в ветхозаветном народе было правило называть своих детей в честь своих отцов или дедов. Но этого не было в родословной Иисуса Христа. Почему? Потому что имя это «Иисус» переводится, как «Бог спасает». И это имя мог иметь только тот человек, Богочеловек, который в себе нес три вида служения. А именно это и нес наш Господь Иисус Христос. Он нес три служения: как пророк, как первосвященник и как царь. И еще чему нас учит эта родословная? Это родословная не чьего-то народа, какого-то другого, который куда-то исчез. Это не было в веках. Это говорит нам о том, что мы являемся тоже семьей Божьей. Это наша родословная, потому что в этой родословной перечисляются имена и праведников, и грешников. Вспомним пророка Авраама. Многих, с кем разговариваешь, смущает то, что он сделал. И люди, из языческого мира приходящие, слышат это место, когда он повел своего сына на заклание, не усыпляя его, а просто сказав: Сын, опустись на колени (см. Быт. 22, 9-10). И занес над ним руку для жертвоприношения, показывая этим свою беззаветную верность и праведность Богу.

Для людей это безумие – как так можно убить своего собственного сына. Но это дико слышать от людей, которые легко убивают во чреве детей. То есть, оказывается, что убить взрослого тяжело, а убить маленького – ничего страшного в этом нет. Но мы убиваем. Цифры, которые лучше не произносить в этом священном храме, сколько же детей погибают в нашей стране каждый Божий год. Трудно в это поверить, но это делают наши с вами сородичи – тети, дяди, соседи, живущие с вами в одном доме. И когда они слышат про Авраама, который хотел убить своего сына ради Бога, они возмущаются, как же это могло быть. Но еще больше поражает смирение и покорность Исаака. Отец над ним занес руку для жертвоприношения, но сын знал, зачем это надо, и смиренно никуда не убежал, не кинулся на своего отца, а смиренно ждал выполнения воли Божьей. И это и вменилось ему в праведность.

Да, я не призываю, чтобы мы себя так вели. И Господь от нас не требует такого поведения. Господь требует от нас одного – исполнения заповедей Его (Ин. 14, 15). То есть, все мы Его семья. А как же мы докажем Ему и покажем миру, что мы Его семья? Исполнением заповедей Христовых, которые, как в Священном Писании написано, не тяжки суть (1Ин. 5, 3). Вот люди говорят, что мы свободны. Да, мы свободны только в одном, чью волю исполнять каждый Божий день – Божью или бесовскую. В этом заключается наша с вами свобода. И когда мы абсолютно с радостью, легко, с любовью идем и исполняем волю Божью, вот это как раз делает честь нам как народу Божьему, как членам семьи Божией и как попрание всей нечисти, которая вокруг нас.

Ничего не изменилось с тех времен, как жил Христос. То есть как народ тогда жил, а вокруг его окружал языческий мир, так и сейчас посмотрите, что творится в мире вокруг нас. Вот народ Божий стоит в храме, подготовив себя к причастию покаянием, постом, молитвой, а рядом с нами миллионы людей живут, которые не только не хотят прийти сюда, а даже слышать о распятом Христе не хотят. Даже слышать. Это их совершенно коробит, потому что у них другая жизнь, другие цели. И почему человеческая жизнь без Бога пуста? Потому что в ней нет Христа. То есть можно заполнить ее машинами, домами, отдыхом, путешествиями по всему миру, как слышишь от молодых. Так что же ты хочешь? Путешествовать, иметь много машин, квартир, иметь карьеру, славу? Но слова Христа не слышно. То есть, нет от молодых людей слов: я хочу быть истинным сыном Божьим, мне больше ничего не надо.

Вот на фресках этого храма изображены люди, которые в большинстве своем даже с детства хотели быть со Христом. И они показали своей жизнью, что можно быть со Христом, просто исполняя Его святую волю, показывая всему миру свою любовь к Богу. Да, мы Его не видим, но мы знаем, что есть люди, которые увидели: святой праотец Адам, святая Ева. Они видели Господа и оставили нам знание об этом. Все Священное Писание, вся Библия говорит о том, что были люди, которые даже видели Господа. Вспомним святого пророка Моисея, когда он попросил Господа: Господи, а можно ли Тебя увидеть? На что ему был ответ, что человек не может видеть славу Господа, падший человек (см. Исх. 33, 18-23). Поэтому встань в расщелину, и ты увидишь только славу проходящую. И он встал в расщелину и увидел Господа, как будто тень Его. И даже от вида этой тени как Моисей жил? Он накрывал лицо всю жизнь капюшоном, потому что он светился. От него исходил божественный свет.

И что же видим мы? Да иногда дети в храмах видят во время Святого Причастия, как все освещается и как все сверкает. Вот дети как раз это видят, потому что у них сердце не отягощено преступлениями, преслушанием. Они чисты, поэтому и говорят, что до семи лет у детей совершенно другая жизнь. И задача родителей как можно дольше сохранить в них эту святость, которую они получили даром от Господа. То есть первые семь лет своей жизни ребенок живет и славит Бога так, как нам даже и не снилось. Дети смотрят и видят совершенно другими глазами, не отягощенными грехом, как мы. Поэтому нам многое что непонятно, что делают наши дети. Они это делают, потому что они видят Христа, видят Ангелов в храмах, видят святых угодников Божьих, разговаривают с ними. И таких свидетельств достаточно много. А потом исполняется семь лет, наступает исповедь. Он видит, что живет в лживом мире. Он видит своих родителей, которые в храме ведут себя по одному, а при выходе их храма совершенно по‑другому. И он понимает, что все вокруг него лгут. И этим самым не кто-то, а мы, родители, убиваем веру в своих детях.

Да не будет этого с нами и с нашими детьми. Поэтому нам нужно и не очень-то много усилий предпринять. Надо просто поверить в то, что Священное Писание – это истинная правда, это истина. Поверить в это и исполнять и научить этому своих детей. Есть такой миф в народе, который появился даже в наши советские годы: как встретишь Новый Год, так его и проведешь. Все собираются, сами знаете, что все делают: смотрят телевизор до утра. А потом они удивляются, что весь год у них прошел насмарку. А как же ему не пройти, если как встретил, так и провел. Поэтому семья, в которой нет мира, и у нас очень много таких семей, где мать ходит в храм, а отец проклинает Бога и не пускает даже мать с ребенком в храм. Или наоборот. Все бывает. В такой семье очень тяжело найти мир. И праздник Рождества Христова не приходит в такую семью. И как радостно видеть, особенно в последние годы, что все больше и больше в храмах стоят мать, отец и не один даже ребенок. Много детей, которые видя святую жизнь своих родителей, которые живут в этом мире. То есть все меняется. Мы вольны поменять все. Наши дети, которые сейчас живут, видят, как мы поменялись. И они с нами в храмах славят Бога.

Поэтому помоги нам всем, Господи, слышать Святое Писание, слушать Святое Писание и исполнять заповеди, которые дал нам Господь в Священном Писании, потом у что эти заповеди как бы путь, вехи на нашем пути в Царствие Божие.

С праздником!

Аминь.

Иеромонах Силуан (Межинский)