Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

К ближ­ним мы долж­ны ока­зы­вать вся­кую ми­лость, вся­кую снис­хо­ди­тель­ность, а от се­бя ис­тя­зы­вать вся­кую ис­ти­ну, вся­кую прав­ду.

преп. Амвросий

Свой­ство ми­лос­ты­ни есть серд­це, сго­ра­ю­щее лю­бо­вию о вся­кой тва­ри и же­ла­ю­щее ей бла­га. Ми­лос­ты­ня сос­то­ит не в од­ном по­да­я­нии, но в со­стра­да­нии, ког­да ви­дим срод­но­го нам соз­дан­но­го че­ло­ве­ка в ка­ком-ли­бо злост­ра­да­нии и, ес­ли мо­жем по­мочь ему чем-ли­бо, по­мо­га­ем.

преп. Макарий

Ми­лос­ты­ня ду­хов­ная боль­ше ве­ще­ст­вен­ной; кто не уде­ля­ет ближ­не­му, сам поль­зу­ясь, тот скуп есть и не­ми­лос­тив.

преп. Макарий

Неделя 3-я по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Смерть всегда спешит убедить, что встреча еще не скоро. И человек пытается отгородиться от нее всеми способами, которые у него существуют, строит житницы, служит мамоне, пытается утопить себя в алкоголе или в каких-то еще вещах, как говорит преподобный Иустин Сербский: возводит тленное земное царство, где тучами роится моль. Человек не понимает, что пространство от двери роддома и до крышки гроба – это единый огромный большой поступок, который называется жизнь. И за этот поступок каждому из нас естественно, конечно, надо будет отвечать.

Один современный подвижник, отец Гавриил Бунге, архимандрит, который живет в Европе, отшельник. У него есть замечательные слова. Он говорит, что современный человек живет в мире, лишенном отцовства, и ощущает это как освобождение. Что значат эти слова? Человек не признает существование Небесного Отца. И вся его вот эта несчастная жизнь превращается в бесконечный огромный постоянный побег от Бога. И вот эта жизнь такого человека превращается в пищу для свиней. Жизнь человека становится обыденной неинтересной. Бога для него нет, и каждый день он как бы зарос этой сорной травой. Полевые лилии, о которых сегодня говорится в Евангелии, которые краше одежды Соломона, вот этими полевыми лилиями любви, смирения, покаяния, кротости человек пренебрегает, и они так засыхают на подоконнике его сердца. А если бы человек взглянул вокруг себя внимательным взглядом полным любви и смирения, то конечно бы человек увидел вокруг себя, сколько удивительного божественного и прекрасного света, вокруг него, вокруг его жизни.

И все равно случается так, что человек выбирает вот эту тьму, которая внутри него. Он поднимает глаза, видит птиц небесных, которые не сеют, ни жнут, ни собирают житницы, он видит их и все равно уподобляется червяку, который все ползает и ползает, не хочет летать, не хочет научиться воспарять к Богу. Ему все хочется ползти и ползти по этой жизни, и пить и есть, и добиваться бесконечно этого корма. Человек ищет покоя, ищет какой-то защищенности, особенно мы, современные люди, как об этом говорится. Но все равно он не убегает от страха. Страх догоняет его. Его догоняет суета, беспокойство, догоняет бесконечное думание только о земном. Человек делает свою жизнь максимально удобней, максимально комфортней, технологичней, но все равно не находит счастья. Благодаря каким-то совершенно фантастическим последним современным успехам медицины человек пытается продлить свою жизнь. Ему это удается, до 90 лет, ему хочется еще продлить эту земную жизнь, но все равно он умирает.

Человечество внутри себя задает этот вопрос, живет постоянно каждый день этим вопросом: что нам есть, что нам пить, во что нам одеться, чем нам одеждеться, как по-славянски это сегодня звучало (см. Мф. 6, 31). Господь показывает человеку красоту, гармонию, удивительную красоту окружающего мира и говорит как бы человеку: знаешь, посмотри на эту красоту, приди ко Мне, узнай, что есть Господь. А человек все равно отвечает как бы в невидимое, запутавшись в этой чисто земной красоте, отвечает невидимому Богу: Ты знаешь, мне некогда, у меня тут поля, у меня тут волы и много других проблем: нужно посеять, испытать, и мне не до этих высоких материй. Мне некогда (см. Лук. 14, 19). Тогда Господь касается души человека уже колокольчиками скорбей, неожиданностью каких-то болезней, кризисом искушений, который находит на человека. Тогда вздохнет человек от боли, вроде о чем-то задумается, когда это его уже прижмет. Как преподобный Амвросий говорил: как жука его прижмет к этому листку. Но как только обстоятельства отпустят, боль пройдет, что-то рассосется, долги простятся, муж вернется в семью, сын перестанет курить наркотики, как бы все нормально. И тогда человек опять же говорит: мне некогда. Опять у него дела. Господь ему помог, а ему все равно к Богу идти некогда. Он побросает свои костыли и помчится опять покорять мир.

А потом приходит внезапно одна гостья, которая приходит к любому человеку, живущему на этой земле, неожиданная гостья – смерть. Тогда тихо она прикоснется к плечу человека и скажет: давай собирайся, пора нам отправляться в этот путь. А человек взглянет в ее холодные глаза, в эти бездонные глаза и скажет: да ты, что шутишь что ли! У меня еще столько незаконченных дел, сколько бизнес-проектов, столько нераспаханной земли, столько всего мне нужно еще сделать. А смерть возьмет его за руку и скажет: собирайся, мне некогда; ты все время говорил, что тебе некогда, а теперь некогда мне. Вот эти слова сегодняшние: не заботьтесь, что для души вашей есть что пить и во что одеться. И мы внутренне для себя задаем этот вопрос, когда мы слышим эти слова: не заботьтесь. Что же это значит? Это значит перестать трудиться, все побросать? А как же маленькие дети, как же престарелые родители и вообще вся наша земная жизнь? Куда деться и чем заниматься? Как все это надо выбросить из своей жизни? И вообще в мире от голода даже умирает огромное количество людей – сорок тысяч человек в день. Полторы тысячи детей на планете в день умирают из-за отсутствия питьевой воды.

И что же получается, Господь что-тот говорит, а в то же время Он что, забыл об этих людях, о детях, полторы тысячи которых в день умирает, потому что у них нет воды? Что же Он забыл? Или быть может, есть такое учение у дуалистов, которые говорят, что Бог есть, но Он просто завел как часовщик вселенную и удалился. Он как бы создал, Он Творец, но сейчас Он не интересуется судьбами мира. Он далеко и абсолютно ничего не видит и не знает, не интересуется? Конечно же нет, конечно же это не так, потому что сегодня, если мы внимательно слушали эти слова евангельские, Сам Христос говорит: Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем (Мф. 6, 32). Господь знает любую нужду. Ищите же, прежде всего, Царство Божие и правды его, а это все приложится вам (33). То есть мы все абсолютно, каждый из нас, мы в промысле Божьем находимся. И те, которые доживают до глубокой старости в роскоши, в каком-то своем придуманном земном рае, в этом земном придуманном счастье, и те, кто умирает от голода и жажды в Центральной Африке, все абсолютно в промысле Божьем. Господь не говорит и не призывает к какому-то бездействию, к лени, к безразличию. А к чему призывает Господь?

Господь очень деликатно, очень смиренно, очень тонко напоминает каждому человеку, живущему в этом мире, об акцентах, об этих приоритетах в жизни, что сначала – Бог или мамона, что сначала – небо или этот земной построенный рай. Помните, что говорит Господь: прежде, то есть впереди, сначала всех своих жизненных усмирений ты поставь Бога своего, доверься Ему, и Той тя препитает (Пс. 54, 23). И как еще в Евангелии говорится, что у вас на голове все волосы сочтены; не бойтесь, вы даже дороже многих малых (Лук. 12, 17). Получается, что надо не только верить в Бога, но и доверять Богу. Как один современный греческий афонский старец молился и говорил так и учил своих учеников молиться такой молитвой: что Ты, Господи, хочешь, и как Ты хочешь, Господи. Я просто глина в твоих руках, лепи из меня, что хочешь. А в дневниках нашего новомученика отца Василия есть такие слова, он говорит, что необходимо каждому из нас уверить себя, что Бог управляет участью мира и участью каждого из нас. И вот эти слова сегодняшние: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно» (Мф. 6, 22).

Святитель Афанасий Великий говорит, когда мы думаем, что это значит, отцы по-разному толкуют, с разным ударением какую-то деталь выделяет. Святитель Афанасий Великий говорит, что слыша о лукавом оке, разумей не око в голове, но лукавый помысл в лукавом сердце. А блаженный Иероним Стридонский как бы вторит ему и тоже говорит: подобно тому, как тело совершенно погружается во тьму, если глаз не будет прост и душа будет держать все чувства в непроглядной тьме, если она утратит свое первоначальное сияние. А Блаженный Августин под этим глазом евангельским, под этим оком он понимает намерение. Он говорит, что намерение, с которым мы совершаем наше дело, как святые отцы говорят, что Господь даже намерение наше целует. У человека что-то не получилось, он начал что-то делать с добрым намерением, но не получилось. Но Господь видит это намерение. И Блаженный Августин говорит, что если это намерение было чистым, правильным и обращено на то, что следует, то все наши дела, которые мы совершаем согласно этому намерению, непременно благие. И конечно очень трудно сохранить в своей душе это первоначальное сияние, о котором говорит Блаженный Иероним. И если свет, который внутри нас тьма, то какова же тьма, которая внутри нас?

И эта божественная красота, которая отражается во всей вселенной, когда человек выйдет утром, увидит прекрасный рассвет, посмотрит на росу, которая выпала утром, на каждый маленький цветок или на крыло бабочки, и вот эта любая птица, любой маленький цветок, любой вздох этой вселенной благовествует о Творце. И если кто-то, может быть, видел фотографии созвездий, которые сделаны с помощью телескопа Хаббл, и поражают своей красотой, и думаешь, какая действительно красота небесная. А простой цветок или крыло бабочки тоже удивительно прекрасны нам и повествуют, рассказывают и благовествуют о Творце. Но ярче всего красота сияет в чем? Она сияет в живой иконе Бога. Живая икона Бога – это мы с вами, это человек. И человек действительно красив, но красив он не тогда, когда лжет, ненавидит, гневается, ворует, делает какие-то греховные дела. Красив он, когда молится, смиряется, когда он прощает, любит. Человек красив, когда он ищет Царства Божия, о котором говорится в сегодняшнем Евангелии, когда он ищет правды, этого небесного смысла, а не тогда, когда он ищет шанс накопить, обмануть, обыграть, насладиться и так далее.

И вот у нас, у абсолютно любого человека, мы же все люди, у каждого есть какие-то различные материальные потребности. Без этих потребностей совершенно не обойтись. У нас семьи, какие-то стройки, дела, но ведь мы живем на земле пока мы здесь в теле. Но вспахивая эту землю земную, то есть наши устроения какие-то, наши дела, мы не должны забывать вспахивать землю своей души. И покоряя прекрасный космос, который вокруг нас, мы не должны забывать о космосе своего сердца. И собирая урожай, помнить о внутреннем духовном урожае, который тоже нужно вовремя собрать. И это очень важно, собрать этот душевный, сердечный внутренний урожай. То есть нужно жить не хлебом единым.

Один старец рассказывал, вспоминал, что когда он был еще молодым человеком очень-очень давно, у него был друг. Семья этого друга была очень бедная, буквально нищая. Однажды они вдвоем гуляли и зашли к родителям этого друга в эту нищую семью, где были отец, мать. Просто к себе на чай пригласил его друг. И тогда его друг купил и подарил своей матери букет цветов. Старец вспоминал, что когда он увидел, что его друг купил букет цветов, принес его и подарил матери, он сказал: Ты что сумасшедший, посмотри, в доме куска хлеба нет, а ты приносишь цветы, тратишь на это деньги. Мать друга услышала эти слова и сказала: не ругайте моего сына, я могу прожить без хлеба, но не могу прожить без цветов.

А Господь краше всех цветов. И нужно собирать этот божественный букет прежде всего. Как блаженная Степанида Сербская, святая, она восклицала и говорила, что я без всего могу, и я без всех могу, но без любви Христовой я никак не могу. И вот это «без любви Христовой никак не могу», наверное, должно стать самым главным в нашей жизни. Душа ли не больше пищи, тела и одежды (Мф. 6, 25)? И, кстати, когда-то очень давно в письмах он сказал одну очень мудрую и важную мысль. Он сказал, что Россия опасна мизерностью своих потребностей. Что значат эти слова? Россия опасна, оказывается, для кого-то мизерностью своих потребностей. Он, наверное, имел в виду, что русских очень трудно победить из-за того, что они не цепляются так жадно за земное, как западный человек, обходятся малым, умеют терпеть какой-то недостаток, который может быть в каких-то продуктах, внешних делах, не страшатся санкций. И Россия это единственная в мире страна, где не прерывается Божественная Литургия. Посмотрите, начинается она на Дальнем Востоке глубоким утром и заканчивается уже в Калининграде. То есть в России молятся круглосуточно. И Россия это огромный божественный прекрасный престол. И мы, конечно, должны этим дорожить и должны учиться, об этом нам сегодняшнее Евангелие говорит, смотреть на мир детским простым радостным чистым оком.

Преподобный Паисий Святогорец, наш великий святой, говорит: отдайте земле руки и ноги, но никогда не отдавайте земле своего сердца. И об этом же сегодняшние слова евангельские, которые мы должны вложить в свое сердце. Они, наверное, одни из самых важных, самых необходимых, самых насущных, которые мы должны знать наизусть: «Ищите же прежде всего Царствия Божия и правды его, и это все приложится вам» (33).

Аминь.

Игумен Тихон (Борисов)