Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Так уст­ро­е­но Гос­по­дом Бо­гом, пе­ку­щим­ся о ду­шев­ном спа­се­нии на­шем, что­бы вся­кий че­ло­век в жиз­ни сей имел крест, ко­то­рый и дол­жен он с дет­с­кою по­кор­нос­тию ко От­цу на­ше­му Не­бес­но­му несть, взы­вая к Не­му из глу­би­ны сво­ей ду­ши: „От­че наш! Да бу­дет во всем Твоя свя­тая во­ля, то­чию не ли­ши мя Не­бес­но­го Царствия Тво­е­го!"

преп. Антоний

Крест есть не од­них ви­ди­мых и внеш­них скор­бей но­ше­ние, но и внут­рен­нее ду­шев­ное: мрак, том­ность и то­му по­доб­ное на­доб­но пе­ре­но­сить. Ибо Бог по­сы­ла­ет это к унич­то­же­нию на­шей гор­дос­ти и к снис­ка­нию сми­ре­ния.

преп. Макарий

Мы ищем и же­ла­ем сла­до­ст­но­го ду­хов­но­го нас­лаж­де­ния; не спо­рю, оно при­ят­но,– но ни­же крес­та, крес­том и оно нам да­ро­ва­но, и без крес­та проч­но быть не мо­жет. Оно при­хо­дит и ос­тав­ля­ет нас по ме­ре то­го, как идем пу­тем крес­та и сми­ре­ния.

преп. Макарий

Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне

Христос воскресе! Воистину воскресе! Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Дорогие братья и сестры, пятый воскресный день после святой Пасхи мы совершаем память евангельского события, когда Господь наш Иисус Христос в жаркий день остановился у кладезя Иакова, чтобы испит воды. И у этого колодца к Спасителю подошла местная самарянская женщина. И Господь попросил у неё воды, чтобы напиться. Она, когда черпала воду и передавала Спасителю, чтобы Он напился, она с удивлением спросила у Него: вот ты иудей, шедший на Пасху, а сообщаешься с нами, самарянами, так что между ними всегда был конфликт (Ин. 4, 9). И Господь говорит: если бы ты знала, Кто обращается к тебе, ты просила бы у Меня воды, которая течет в жизнь вечную.

О какой воде Господь наш Иисус Христос здесь сказал? Это благодать Святаго Духа, животворящая сила третьей Ипостаси, которая дает силы и бытие и сохраняет жизнь каждого творения, тем более человека. Та сила, которую потеряли наши праотцы Адам и Ева.

В Библии написано, что после грехопадения, когда Адам и Ева согрешили, они увидели, что они нагие. Поверьте, здесь нагота особого порядка. Это не просто отсутствие одежды, это потеря животворящей силы Бога.

Главной их одеждой, их одеждой будущего века, дорогие братья и сестры, мало кто над этим задумывается, являются не тряпки, как в этой жизни, а является живая сила Самого Бога, Сам Господь наш, источник жизни, и Он наш покров. Вся сила состоит в Нем и красота, и совершенство.

И поэтому, как только к величайшему сожалению и преступлению, которое совершили наши прародители, когда они избрали путь сатаны, а не путь Бога: а зачем слушаться, зачем смиряться, зачем трудиться, зачем идти той дорогой, которой наметил для вечной жизни и совершенства Господь? Проще, видите, послушаться сатану: укради, и будешь жить вечно. Ну как можно! Посмотрите, при том величии разума и силы, которой они обладали, как легко и подло поймал сатана первых людей. Это как равносильно сегодня какая-то на улице шпана подойдет к ребенку и скажет: зачем тебе слушаться родителей; укради у них деньги, и живи, как хочешь. И вы знаете, чем это закончится, эти свободные деньги и лживая свобода. Ничем, кроме канавы, пьянства, разбоя и смерти. Самой низкой позорной смерти.

Вот духовной смертью были поражены наши прародители. И эта порча перешла всем нам. То есть недаром в народе говорят: все из одного теста, к сожалению, теста, которое является падением, грехом и преступлением. Эта порча передается наследственно генетически духовно из поколения в поколение. И поэтому каждому из нас предстоит задача, вопрос жизни и смерти — исправимся ли мы с Божьей помощью или нет. Если нет, то это вечная погибель. Если мы с Божьей помощью Его силой, Его благодатью, которая дается в таинстве веры, молитвы и в таинствах Церкви во всей полноте, если мы приложим усилия над собой, мы можем не только исправиться, а даже в этом веке можем прийти к определенной степени совершенства. То есть, находясь в теле здесь, мы можем уже жить вечной жизнью, как многим праведникам было открыто, и многим старцам Оптинским. Многие во время богослужения достигли такой чистоты, что находясь в храме, они душой видели многих старцев, которые уже там душой находились. Не удивляйтесь, это не только дано право быть такими монахам, но это дано всем, если человек от всей души ищет Бога, от всей души ищет смысла этой жизни. А весь смысл не только в этой жизни, а вопрос вечности — это Сам Господь, потому что Он Бог, Он Отец, Создатель, Родитель. Он источник всесовершенства и красоты безгранично.

Посмотрите, почему Господь так достаточно быстро открыл Себя, кто Он этой самарянке? Потому что он увидел у нее живое сердце. Посмотрите, какое счастье. Он не увидел, не взирая, что она жила достаточно греховной жизнью. Но посмотрите, какое у нее было искреннее сердце. Да, она согрешала, да, она заблуждалась, но то, что у нее сердце было достаточно добротное, и поэтому Господь, представляете, достаточно быстро ей сказал, что Он есть Мессия, плод обетованный, Спаситель, Который должен прийти, чтобы спасти весь мир. Посмотрите, когда Господь три с половиной года находился среди иудеев, Он никому никогда не сказал, что Он Мессия кроме апостолов, никому. И Господь более того, что их обличал, что они ищут знамения, требуют от Христа покажи нам чудо, чтобы мы убедились, что Ты Мессия, что Ты истинный Христос. Господь сказал: никакого знамения Я вам не дам, кроме знамения пророка Ионы. Как Иона был три дня и три ночи во чреве китове, так и Сын Человеческий подобает пребыть три дня, умереть и на третий день воскреснуть. Вот знамение. Это неверующим. А тот, кто может слышать, даже невзирая на все свои грехи, мы все имеем грехи, в разной степени, но у нас одна и та же порча. Но если человек хотя бы искренне настроен в доброте своей души он всегда рано или поздно найдет Христа, потому что все пророчества, дорогие братья и сестры, Ветхого Завета, не только иудейские, все пророчества мира всех народов они говорили только о Христе. Потому что Он Единый Бог, Единый Спаситель, Один от Святой Троицы. Других богов не существует.

Конечно, во всей полноте Сам Господь в этой же беседе с самарянкой подтвердил, что спасение от иудеев. Да и все пророки, основной базис божественных откровений и пророчеств даны иудеям. Но и многим другим народам. Это так называемое первое евангелие или протоевангелие. В третьей главе книги Бытия сказано кратко, что семя жены сотрет главу змия. То есть в этом одном кратком предложении дана информация для всех народов земли. Что значит семя не мужчины, а семя жены? Это родившийся Христос, Спаситель сверхестественно от Девы. А что за змий? Это дьявол. И вот это Семя, которое родится от Девы, поразит главу змия. То есть разрушит царство сатаны, разрушит дьявола, всякую неправду и беззаконие. Поэтому все пророчества привели ко Христу, почем и говорит Господь, обращаясь уже ко своим ученикам-апостолам: вот вы говорите, что еще четыре месяца, и будет жатва; а Я вам говорю: посмотрите, насколько поспела эта драгоценная человеческая пшеница. Сам Господь объясняет им, что Он имеет в виду, обращаясь к апостолам: вы вошли в труд там, где вы не трудились; до вас пророки этот совершили труд.

А в чем этот труд виден? В том, что видите, в кратчайшей беседе с самарянкой, она не только услышала и увидела в Нем Бога. А посмотрите, какое у нее живое сердце, живой ум и живая душа. Насколько она добродетельна и добросердечна. Она на себе эту беседу не закрыла. Она говорит: я побегу, всем скажу. Она сказала, что да, у меня мужа нет. Господь и это ….. Посмотрите, в чем она тоже увидела необычайный промысел и явление Бога в этом мире. Во Христе она узнала истинного Бога и Спасителя, Отца. Посмотрите, Господь ее не обличает, а показывает рану — истинный Врач душ и телес. Да, ты правду сказала, что у тебя мужа нет, потому что у тебя пять мужей было. Но посмотрите, Он не обличает, не унижает ее, а помогает выйти из этой ямы грехопадения. Вот Он Родитель, вот Он Врач настоящий. Не тот, кто унижает, оскорбляет, а Тот, Кто руку помощи протягивает и не обличает. Сам Господь о Себе говорит: Я пришел, чтобы спасти этот мир, а не погубить. И мы видим, как Он это делает. Как в одном послании апостол Павел так сказал, что я так забочусь о вас, как мать заботится о своем грудном ребенке. С какой нежностью! Вот так всегда и Бог поступает с безграничной нежностью и осторожностью, чтобы не смутить, не напугать человека, а помочь ему осознать свою ошибку, избавиться от греха и исправиться.

И посмотрите, насколько она необычайно добрейший человек. Она заботится, она приглашает всех жителей этого города, чтобы они видели чудо, что пришел, наконец-то, настоящий обетованный Мессия. И когда Господь пробыл у них еще два дня, они потом этой самарянке уже говорили, что, действительно, мы не только из твоих слов убедились, что это истинный Бог, пришедший во плоти, а то, что мы сами познали, что это Спаситель обетованный, Который должен был прийти в мир. И Он пришел для спасения всего человечества. Видите, иудеям, видя их лукавство, злобу, ненависть … . Они прекрасно знали, что это Христос, потому что более семисот пророчеств, которые исполнились на кресте, представляете, такие подробности, что быть другого варианта не может. Они знали, что это Христос. А то, что Он такой им не нужен был, они ждали страшного завоевателя, победителя всех народов, чтобы Он стер с лица полмира, все богатства мира им отдал. Вот кого они ждали. А пришел Бог, настоящий единственный Бог, Который обращается ко всем с миром и безграничной жертвенной любовью, чтобы все примирились во Христе. Как апостол Павел и говорит, что Он мир наш. И там, где Христос, там всегда мир, всегда покой, милосердие, кротость, вера, правда, целомудрие. Вот источник благодати, вот признаки, дорогие братья и сестры, когда мы узнаем, где истинный Бог. А где сатана, там всегда ссора, ненависть, вражда, злоба, преступление, беззаконие, блуд, нечистота, скверна, ненависть. Вот оно из сатаны.

Там, где мир и покой, я вам перечислял предварительно, там Христос. И Господь, принесший мир для нашего спасения и исцеления, Он является смыслом жизни. Вот опять же вспоминая величайшие слова святого Блаженного Августина, он так говорил: Господи, Ты нас создал со стремлением к Себе; и не успокоится наше сердце, пока оно не успокоится в Тебе. Потому что, видите, настолько оскорбили, настолько унизили и растоптали понятие Бога, что приходится объяснять как детям на пальцах, что это не просто какое-то аморфное понятие. Понятие Бога это понятие единственного Отца и Родителя. То есть сатана пытается отобрать у нас одного Отца, пытается отнять у нас Родителя, чтобы мы были ничтожествами. То есть, если у нас нет Создателя, то кто мы тогда? Поэтому пришедший в мир Господь наш Иисус Христос первую радость приносит, опять же на примере самарянки, что Он является Спасителем, надеждой и утешением, потому что вся красота и совершенство заключается в Боге. И обратите внимание, что она не только в этой ситуации поверила и приняла всей душой Христа, но это стало всей ее жизнью. Потому что церковное предание сохранило, что впоследствии она пострадала как святая мученица вместе со своими сыновьям, то есть закрепила свою веру мученическим венцом. Не просто она послушала эту беседу, и на этом все закончилось. А видите, ее душа настолько через веру во Христа преобразилась. Ее милующее сердце.

Вот удивительно, апостол тоже очень важно об этом говорит: благой человек из благого сокровища сердца своего износит благое; злой человек износит злое. Очень важно. В другом месте Сам Господь в Евангелии говорит, что от сердца исходят лжесвидетельства, убийства, хула и так далее. То есть источником благих либо злых мыслей является сердце. И вся наша жизнь, дорогие братья и сестры, направлена на то, чтобы через веру и таинства Церкви изменить свое сердце в положительный результат. В противном случае, если наше сердце будет источником зла, невозможно войти человеку в будущий мир, потому что наша задача здесь сейчас на земле себя исправить по евангельским заповедям. Средства даны в Церкви, чтобы это могло произойти. То есть сам человек без Божьей помощи себя исправить не может. Через таинства Церкви все это возможно. На это уходит вся жизнь, дорогие братья и сестры. Это не только год, два, три, двадцать, тридцать лет. Вся жизнь. У кого-то, конечно, это бывает по воле Божьей, что достаточно быстро человек созревает и в этом мире для будущей жизни. А в основном у всех уходит труд всей жизни, чтобы хоть в какой-то степени себя исправить. Вот это очень важно. И одной из главных причин, святитель Иоанн Златоуст говорит, что раствори веру твою делами милосердия, и благодать Божия тебя покроет и в этом веке и в будущем. Вот нет ничего ценного в этом мире после веры и нравственной чистоты во Христе, нет ничего ценнее милости и милосердия. Вот обратите внимание, опять же та же самарянка, почему она достаточно быстро привлекла к себе спасительную благодать? Потому что у нее было такое открытое сердце, добрейшее. И чем искреннее человек, тем ему проще верить во Христа. И мы множество имеем случаев, опять же в евангельском повествовании, что тот же самый Нафанаил искренне открывал свою душу, и апостол Петр и Андрей, и все апостолы ко Христу. То есть они не только уподоблялись прямому общению, как и мы можем через молитву иметь прямое общение с Богом. Но они, видите, получили какую славу на земле и на небе.

Поэтому совершая память этого евангельского события, будем просить, чтобы Господь всех нас укрепил, потому что кладезь Иакова, вот он — все православные храмы открыты. В какое мы живем удивительно благодатное время. Оно сложное, но в этом, как мы сейчас имеем то, что все храмы открыты, дана всякая свобода. К сожалению не все умеют пользоваться свободой. Кто-то пользуется свободой к добру, кто-то к злу, но мы будем, как православные христиане или же те, которые уже приближаются к порогу православной церкви, что будем просить и молиться, чтобы Господь дал нам силы, чтобы нам быть достойными христианского звания. Чтобы всегда радоваться не только в этой временной жизни, воспевать пасхальную радость, но и в вечной жизни, чтоб всегда видеть Спасителя и благодарить Его и воспевать со всеми праведными пасхальную песнь — Христос воскресе! Воистину воскресе!

 

Архимандрит Владимир (Милованов)