Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Да­ро­ва­ний ни­ка­ких не ищи, а луч­ше ста­рай­ся ус­во­ить ма­терь да­ро­ва­ний – сми­ре­ние,– это проч­нее.

преп. Амвросий

Сми­рен­ные не вни­ка­ют в глу­би­ну не­до­ве­до­мых, но сми­ря­ют свой по­мысл, и по вре­ме­ни Бог вра­зу­мит их.

преп. Макарий

В слу­чае ка­ко­го-ли­бо по­по­лз­но­ве­ния в де­лах, сло­вах и мыс­лях не­об­хо­ди­мо тот­час рас­ка­и­вать­ся и, поз­на­вая свою не­мощь, сми­рять­ся и по­нуж­дать се­бя ви­деть свои гре­хи, а не исп­рав­ле­ния; от рас­смат­ри­ва­ния гре­хов при­хо­дит че­ло­век в сми­ре­ние и серд­це сок­ру­шен­но и сми­рен­но стя­жа­ва­ет, ко­то­ро­го Бог не уни­чи­жит.

преп. Иларион

Неделя 6-я по Пятидесятнице Преподобного Никона, исповедника, старца Оптинского

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодняшний день, дорогие отцы, братья и сестры, святая Церковь предлагает нам отрывок из евангелиста Матфея, где повествуется об исцелении расслабленного (Мф. 9, 2-8).

После того, как Господь был изгнан из страны Гергесинской, Он сел в лодку с учениками, переправился на другой берег и пришел в Свой город. Конечно, как Сам Господь говорил, что не имеет где главу преклонить (Лук. 9, 58), это был удел Его земной жизни. Но тем не менее Он стремится везде благодетельствовать человеческий род. И вот узнав, где Он находится, принесли к Нему расслабленного, носимого на одре. Как часто мы видим порой такую картину, когда какие-то близкие родственники или просто близкие люди, знакомые, друзья несут кого-то или к врачам или к святыням, желая получить облегчение, исцеление своему близкому человеку. И это премудро устроено Творцом так, чтобы мы могли упражняться в любви, чтобы любовь никогда не иссякла. И потому и семья по постановлению Божьему должна пребыть до конца веков. И как только мы видим, что семья на наших глазах все менее устойчива, все больше количество разводов в нашем обществе. Люди утрачивают понимание семейной жизни, ее смысл, ее предназначение, не готовые в чем-нибудь себе отказывать, желая лишь потребления каких-то благ, используя других людей как источник удовольствия всего лишь, но не как форма служения другим. Мир катится к своему закату таким образом. Любовь, иссекая в человеческом сообществе, приводит его к концу, о чем и сказал Господь.

И вот эти люди являют нам любовь, что и мы должны по их образцу совершать. Не случайно Господь показывает это. И евангелисты упоминают об этом в Евангелии. То, что было так недавно, понятно, очевидно, так просто, не очевидно для современного человека. Люди все больше обособлены и разобщены. Каждый думает лишь о собственной выгоде и о своих каких-то удовольствиях и утехах. Но Господь обращает нас к другому, показывая, что ближний может стать если не смыслом жизни, то удивительным средством к обретению этого смысла и обретения Бога через любовь к ближнему во Христе Иисусе.

И вот эти люди настолько трепетно принесли этого человека, который был безропотен также, что Господь, видя веру их, сказал этому человеку: Чадо, дерзай, отпускаются тебе твои грехи (Мф. 9, 2). Удивительно это проникновенное слово «чадо». Очевидно, в душе этого страдальца расслабленного были те качества, которые Господь усмотрел, как способность сделать его чадом Божьим. И поэтому Он так обращается к нему, к человеку, который должно быть имел и смирение в своем сердце, терпеливо перенося этот тяжелую вероятно долгую болезнь.

Но тут мы видим столкновение неизбежное, которое собственно и привело к богоубийству этих окружавших фарисеев, которые в сердцах своих мыслили: Он богохульствует (ст. 3). По-человечески конечно же, если кто-то из людей сказал бы кому-то: отпускаются тебе твои грехи, это было бы богохульство. Но в их сознании не умещалось, что это говорил не человек, а Богочеловек. И говорил по Своей божественной природе как имеющий власть разрешать и связывать. И вот Господь, видя помышления их, говорит им: Почто мы мыслите худое в сердцах ваших (ст. 4). И это слово Господне обращено и к каждому из нас, потому что Господь взирает не на внешность, а на сердце человека – что в нем, какие сердечные мысли и расположение сердца, к чему человек преклоняется, чего он хочет и что он любит. И чтобы мы не говорили своими устами, как бы мы кому-то не улыбались и не говорили приветливые слова, наше сердце обличает нас. Если мы не имеем любви, то все это становится сплошным лицемерием. Все это словно бы плохой театр, где мы исполняем эти худые роли. Но Господь хочет от нас искренности, простоты, чистоты в отношениях. И к этому мы должны стремиться, чтобы наши слова и наши дела соответствовали тому, что говорит и что творит наше сердце. И Господь напоминает нам об этом, говоря: почто помышления худые входят в ваши сердца (ср. Лук. 24, 38).

Это есть обращение к каждому из нас, чтобы мы стояли на страже своего сердца и чтобы эти мысли не завладевали нами с такой легкостью, для чего нам и дано это оружие – молитва, которой только и возможно противостать этом разожженным стрелам лукавого демона, которым только и может человек противиться им, чтобы сердцем своим прилепиться к Богу этой молитвой, наиболее часто употребляемой и произносимой. И когда сердце его будет обращено вниманием к Творцу покаянным прошением, благодарным сердцем в молении о ком-либо, то тогда в этом внимании сердечном это становится входом в наше сердце благодати Божьей. И тогда враг человеческий, враг Божий не может обладать нашим сердцем. И Господь показывает это нам как путь к тому, чтобы избавляться от худых помышлений. Это предстояние перед Богом в молитве со всяким прошением, молением, покаянием и благодарением.

И вот Господь, чтобы уверить этих маловерных фарисеев, а точнее не верующих в Его божественную силу, в Его Божество, в Его не отмирность, говорит им: что проще сказать: отпускаются тебе грехи или встань, возьми одр твой и иди в дом твой (Мф. 9, 5). Конечно же, проще сказать то, что никто не проверит: отпускаются тебе грехи. И как это можно узнать? Это можно сказать безответственно по-человечески. И именно видя, что фарисеи предполагают именно так, как было сказано Господом, чтобы уверить их, что Он имеет власть отпускать грехи, говорит: возьми одр твой и иди в дом твой. И этот расслабленный, которого принесли, который с трудом на постели лежал, перенося страдания, встает совершенно здравым, берет свою постель и идет в дом к радости и тех, кто его принес, и к собственной радости. И к радости Творца, Который благодеет человеческому роду. И для Него это есть совершенно естественно и необходимо по Его всеблаженству, Его всеблагости и неизреченной всемерной любви к Своему творению – к человеку.

И Господь дает нам возможность также сорадоваться с Ним, чтобы не подобно этим фарисеям исполняться злобными худыми мыслями. Но чтобы как этот расслабленный получить отпущение грехов, которое всегда сопряжено с какими-то нашими неправедными делами. Но важно не только здравие, которое получил этот расслабленный, важно здравие нашей души. К чему и будем мы стремиться, шествуя со Христом и за Христом, исполняясь благодати из силы в силу, трезвясь и бодрствуя своим сердцем, чтобы и нам услышать некогда этот блаженный глас Господа в сердце своем: Дерзай чадо, отпускаются тебе твои грехи.

Аминь.

Иеромонах Назарий (Рыпин)