Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Прис­ту­пая к Та­ин­ству ис­по­ве­ди, долж­но пред­с­тав­лять се­бя со стра­хом, сми­ре­ни­ем и на­деж­дою. Со стра­хом – как Бо­гу, прог­не­ван­но­му греш­ни­ком. В сми­ре­нии – чрез соз­на­ние сво­ей гре­хов­нос­ти. С на­деж­дою – ибо прис­ту­па­ем к Ча­до­лю­би­во­му От­цу, пос­лав­ше­му для на­ше­го ис­куп­ле­ния Сы­на Сво­е­го, Ко­то­рый взял гре­хи на­ши, приг­воз­дил их на Крес­те и омыл пре­чис­тою Сво­ею Кро­вию.

преп. Макарий

Бо­ять­ся сра­ма при ис­по­ве­ди – то­же от гор­дос­ти; об­ли­чив се­бя пред Бо­гом при сви­де­те­ле, по­лу­ча­ют ус­по­ко­е­ние и про­ще­ние.

преп. Макарий

Свя­тые от­цы не со­ве­ту­ют гре­хов чувствен­нос­ти изъ­яс­нять под­роб­но, что­бы па­мя­тию под­роб­нос­ти не оск­вер­нять чувств, а ска­зать прос­то об­раз гре­ха, а про­чие гре­хи, на­во­дя­щие стыд са­мо­лю­бию, долж­но по­яс­нить под­роб­нее, с об­ви­не­ни­ем се­бя.

преп. Макарий

Неделя 8-я по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие братья, отцы и сестры, сегодняшнее евангельское чтение было посвящено чудесному насыщению хлебами и рыбой Господом нашим Иисусом Христом пяти тысяч людей (Мф. 14, 15-21). Как помните, семью хлебами и двумя рыбами Господь насытил громадное количество людей, показав, во-первых Свое чудо, а во-вторых большую и великую заботу, любовь и милосердие к роду человеческому, к тем, кто Его сопровождал. Ведь кто сопровождал Его, эти пять тысяч мужей, а помимо пяти тысяч мужей там были и жены и дети, не все были Его учениками. Это было еще начало проповеди Господа нашего Иисуса Христа, и поэтому многие сопровождали Его из любопытства, многие хотели поехидничать даже, понасмехаться. Не все считали, что это Учитель великий, что это Пророк. Разные были люди. И, тем не менее, Господь насыщает всех, потому что милости Его и любви Его хватает для каждого из нас. Не зря сказано, что Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми, и посылает дождь на праведных и неправедных. У Матфея в пятой главе есть такой стих (Мф. 5, 45).

Господь о каждом из нас печется и каждому посылает на пути жизненном нашем множество чудес. Подчас мы этого не замечаем. Чудеса мы не замечаем, потому что слепы мы с вами, закрыты наши духовные очи. Мы не замечаем чудес природы, которая вокруг нас. На самом деле Господь все сотворил чудесно: рождение на свет ребенка, вообще любого живого существа – насколько это таинственно и чудесно. Мы это начинаем со временем забывать, забываем о рождении в природе. Допустим, весна, все расцветает, все изменяется. Эти чудеса нас перестают удивлять. Нам нужно чего-то сверхъестественного. Господь давал Свое учение. Но Ему, чтобы показать, что оно истинное, требовались какие-то чудеса, чтобы наши сердца растаяли и расположились к Богу.

Господь нас учит этим чудом, прежде всего милостыни, что мы должны творить милостыню, заботиться о ближних своих, не разбирая, кто перед нами добрый или злой, хороший или плохой. Мы в человеке должны видеть, прежде всего, человека, потому что все мы грешны и все изменены этой греховной природой. Поэтому осуждение – это когда мы осуждаем конкретного человека. Мы не осуждаем грех в нем. Грех сам по себе осудить нам как бы не положено. Мы должны видеть грехи, чтобы самим не впадать в них, чтобы переживать за человека, который впал в грех, молиться о нем. И поэтому с таким же сердцем, милующим мы должны и подавать какую-то милостыню. В частности, мы подаем нищим, подаем, в церковь идя. Церковь вообще-то в основном за счет милостыни живет, за то, что вы оставляете за поминовение, за свечи и за все остальное.

Милостыня Церкви – это та десятина, которую Господь заповедовал давать нам всем. И не зря святые отцы очень высоко ценили эту добродетельную милостыню. Так Иоанн Златоуст писал: «Милостыня – царица добродетели, весьма скоро возводящая людей в небесные своды, наилучшая защитница». Другой святитель Киприан Карфагенский про милостыню писал так: «Как фатою спасительного крещения погашается огонь геенский, так милостынею и делами правды удушается пламя грехов». Видите, как высоко суждение. Когда мы подаем милостыню, наши грехи тушатся, то есть пламень прекращается, и мы выходим из этой геены наших грехов, выходим постепенно в какую-то праведность, в какую-то светлую зону.

Сегодняшнее Евангелие также нам показывает важную роль апостолов, их апостольского служения. Как мы помним, ученики-апостолы просили Господа отпустить народ, чтобы они пошли в ближайшие села и веси и приняли пищу. Но Господь остановил и сказал, что вы дадите им есть и пить, то есть через вас. И Он вот эти имеющиеся семь хлебов и две рыбы, преломив и благословив, отдал через учеников. А под этими числами многие святые понимают, как пять книг Моисея, а две рыбы – это пророки, Иоанн Креститель, как пророк нового времени, либо две книги: Ветхий и Новый Заветы. То есть Он Свое учение, если так иносказательно понимать, передал Своим ученикам, и через них просвещает и нас.

Ну не могу не сказать о сегодняшнем событии. Событие особое. Неделю назад был Священный Синод, и наместником Оптиной Пустыни впервые за всю историю Оптиной Пустыни выбран епископ. Епископское служение особое. Это апостольское служение. Поэтому это и большая ответственность для всей братии монастыря и конечно для самого епископа. Он уже приехал в Обитель. И сегодня будет представление его братии монастыря. «Жатвы много, делателей мало». Жатвы много уже и у нас в монастыре. Много братий собралось в Обители – около двухсот. Но не все еще являются уже зрелыми колосьями. Многим следует дозревать до молочной спелости, чтобы Господь в Свое время пожал плоды, чтобы мы были готовы войти в Царство Небесное, а не в ад кромешный. Поэтому конечно просим ваших молитв для того, чтобы Господь дал силы и укрепил на этой должности епископа Леонида Можайского, и чтобы нам тоже было на пользу, на утешение братии и на назидание. Потому что именно апостольское служение – это служение назиданием, служение словом, служение делом.

Помоги и укрепи вас Господь. Аминь.

Иеромонах Амвросий (Пархетов)