Аудио-трансляция: Казанский Введенский

В скор­бях и ис­ку­ше­ни­ях Гос­подь по­мо­га­ет нам. Он не ос­во­бож­да­ет нас от них, а по­да­ет си­лу лег­ко пе­ре­но­сить, да­же не за­ме­чать их.

прписп. Никон

Гос­по­ду хо­чет­ся, что­бы мы сми­ри­лись и по­хо­ди­ли бы на Не­го, Сми­рен­но­го и Крот­ко­го, и по­нес­ли бы, по­доб­но Ему, скор­би, хо­тя и не та­кие, ка­кие Он нес за на­ши гре­хи, а ма­лень­кие и в ты­сяч­ную до­лю, а мы и сов­сем не хо­тим Бо­жи­е­го, а чтоб неп­ре­мен­но бы­ло – хоть ху­же, да на­ше.

прп. Анатолий

Что­бы скорбь не да­ви­ла му­чи­тель­но, на­до от­ка­зать­ся от сво­ей во­ли и сми­рить­ся пред Бо­гом во всех от­но­ше­ни­ях. Бог же­ла­ет на­ше­го спа­се­ния и стро­ит его не­пос­ти­жи­мо для нас. Пре­дай­ся во­ле Бо­жи­ей, и об­ре­тешь мир скорб­ной ду­ше сво­ей и серд­цу.

прписп. Никон

Неделя о мытаре и фарисее Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодня, в этот воскресный день, дорогие отцы, братья и сестры, Церковь Святая предлагает нам 2 темы — это подготовительная Неделя перед Великим постом, когда начинается уже Триодь Постная: Неделя о мытаре и фарисее, и, одновременно с этим, воспоминание Собора Новомучеников и Исповедников Церкви Русской — того сонма святых угодников Божиих, явленный Русской Церковью в ХХ столетии. Того сонма, который превосходит по количеству всех святых, просиявших в русской церкви за 9 веков до того.

Незаметно мы подходим к поприщу Великого поста. Казалось бы, впереди еще три недели, еще есть время укрепить свои телесные силы двумя сплошными седмицами, но церковь премудро напоминает нам уже к чему мы должны с вами приуготовляться.

«Праведность» фарисея, которую мы сегодня вспоминаем, слушая слова Евангелия, который имел много добрых дел и был действительно ревнителем закона Господня, стараясь тщательно исполнять все то, что в законе написано, — но ошибка его была в том, что он лишь внешне старался исполнять этот закон, касаясь лишь внешних предписаний ветхозаветного Священного Писания. Но Господь смотрит на сердце и ожидает плода внутреннего.

Именно поэтому фарисей, который кичливо величался своими этими внешними добродетелями, и, может быть, справедливо, конечно же, благодарил, что он не такой, как прочие грешники. Ведь вера и праведность — это действительно дар Божий, тому, кто взыскует этого дара. Но он осудил конкретного человека — осудил этого мытаря, который от стыда, от упрека совести, от сознания ужаса своей греховности, не смел возвести очи на небо, лишь бия себя в грудь, с плачем, боясь поднять очи на небо, молился: Боже! милостив буди мне грешному (Лк. 18, 13).

И вот, этот пример фарисея, в каком то смысле, нам приоткрывает тайну церкви новомучеников. Во многом в русском народе, благодаря разным причинам, вера утратила свой глубинный исконный смысл, когда она перестала быть исканием правды Божией, поиском Бога и обретением правды в Нем. Наивно думать, что только лишь какие-то масонские заговоры и происки разных разведок и контрразведок смогли произвести переворот в Великой Российской Империи. Конечно же это не так.

Предпосылок было очень и очень много и не хватит нам очень большого времени, чтобы все это перечислять, в том числе и сам строй монархической жизни, уже перенятый не от Византии, а больше похожий на европейские монархии. Многие, по мысли отца Дамаскина Орловского, многие учреждения, которые уже были внедрены в тело государственное, которые имели антицерковный, антирелигиозный зачастую характер или носили схоластическое назначения, научая внешнему, но не объясняя как проникнуть вовнутрь, и многие другие причины. И в конечном счете перед революцией уже 2 поколения людей были воспитаны не в традиционном народном духе, в духе веры, но восприняв лишь внешнюю букво-образованность, люди возомнили себя способными в чем-то разбираться, что-то оспаривать и что-то судить.

Это беда и нашего современного мира, нашего времени, когда люди едва лишь коснувшись по поверхности каких-то источников информации, уже в праве о ком-то или о чем-то судить. И о политичестких явлениях, и о персоналиях политической жизни, конкретных людях, и о церкви, и о том, что в ней происходит, совершенно, на самом деле, не зная и не понимая каких-то глубинных механизмов власти и процессов, происходящих внутри государственной жизни, и конечно же, прежде всего жизни церковной.

И вот, для нас с вами дана такая возможность, соприкоснувшись с этим сонмом новомучеников, увидеть очень многое в них. Прежде всего это их исповедничество: они были свидетелями веры Христовой, они были теми, кто засвидетельствовал истину присутствия Божественного в этом мире до крови, потому что сложно противостоять было этой системе. Но подвиг исповедников российских сугуб, по отношению с мучениками древними, еще потому что древние мученики страдали публично: их, как правило, терзали, скребли, резали, жгли, изжаривали и убивали перед лицом большого количества людей, это были публичные пытки и попытки отречься.

И эта публичность, в каком-то смысле, помогала отстоять истину Христову, чтобы не соблазнять людей, не искусить никого, но новомученики во множестве, большенство из них, были утесняемы, мучимы тайно, при количестве совсем немногих людей: делопроизводителей, следователей... Один, два, три человека от силы совершали эти всевозможные измывательства, издевательства, унижения и физическое насилия над ними, выбивая из них показания какие-то, признания, доносы на кого-то.

То, что, казалось бы, быть может никто никогда не узнает и поэтому им было, наверное, тяжелее, во многом тяжелее быть верными до конца. На них не смотрели с надеждой другие верующие люди, их примером воочию не мог заразиться кто-то другой, как это было зачастую когда при мучениях древних мучеников очень многие, порой иногда сотни, даже тысячи людей веровали во Христа, обращались к Нему. Им было очень нелегко в этих тесных застенках исповедовать Христа до конца, перед этими совсем немногочисленными палачами, откровенными врагами церкви и Бога. По крайней мере на тот момент, может быть кто-то из них, конечно же, потом и покаялся. Судья — Бог, Он будет судить всех, кто и что совершал.

Но вот этот их пример, он не единственный, потому что они еще и молитвенники за русскую землю, они наши ходатаи перед Богом, они дарованы нам как залог возрождения нашей церкви, но одновременно с этим, новомученики — это и грозное предостережение нам с вами, что тот дар веры, который мы с вами имеем, та возрождающаяся Церковь, к которой мы принадлежим, — это, быть может, совсем небольшой отрезок времени в истории нашего Отечества.

Мы не знаем какова будет дальнейшая история наша, но мы должны понимать, что это тот дар, который они сохранили для нас своей верой, потому что если бы не было новомучеников, то быть может, скорее всего, история нашего Отечества и нашего народа протекала бы совсем и совсем иначе. И все то, что мы сейчас имеем в своем распоряжении — подарок Творца. Эти великолепные храмы, и возрождающие обители, и церкви по всему лицу русской земли — это, в том числе, дар Бога от наших новомучеников за их кровь, за их страдания, за их слезы, пот, их бесчисленные молитвы и исповедание истинной веры.

И мы с вами сегодня, отмечая их память, будем помнить, что они и для нас с вами пример в этом исповедании, в этом исповедании веры до смерти, не только в критических состояниях нашей с вами жизни, не только на пределе человеческих возможностей, заступаемых уже, конечно же благодатью Божьей, когда человек сам по себе не может быть настолько стойким и верным Христу до конца. Но Господь дает этот дар, жизнь человеку, усматривая в нем стремление быть верным ему, за то, что человек на каждый день, на каждый час хранит эту верность Христу, за то, что мы в повседневности своей не различаем жизнь на важное и неважное, потому что в жизни христианина все важно: и каждая встреча, которая происходит в его жизни, и каждое слово, которое он говорит, и каждый поступок, который имеет нравственную христианскую оценку.

Не бывает мелочей в жизни каждого из нас, вся наша жизнь из этих мелочей и состоит. И если в этих мелочах мы будем растрачивать себя, забывая о своем хождении перед Богом, о том, что наша принадлеженость к Церкви — это не просто что-то внешнее, но это наше исповедание веры, это наш поиск Бога, без которого невозможно стать по-настоящему христианином.

И вот, в этом поиске, конечно же, из этой ткани нашей жизни, из этих многих и многих дней, фрагментов, моментов нашей жизни ткётся полотно того, каким будет наше будущее, кто мы и какие мы, со Христом мы или мы вне Христа, и лишь внеше пытались принадлежать Церкви Христовой. И пример новомучеников, их вера, их мученический залог нам для этого помощь и подлинный ориентир.

Взывая к ним сегодня, призывая их молитвенную помощь, будем помнить о том, что ошибки истории мы можем повторить, если мы не будем осмыслять эти ошибки, если мы не будем обращаться к ним в своей памяти сердца, народной памяти и поэтому нельзя нам пребывать в беспечности, нельзя пребывать в какой-то теплохладности, чтобы и нам, казалось бы имея какие-то незыблемые устои, твердые государственные основания, цветущую и процветающую растущую церковь, не удивиться как вдруг это может в одночасье все пасть.

И виноваты не только какие-то государственные мужи, чиновники или какие-то высокие люди в церкви, но каждый из нас имеет свой вклад в это или негативный или позитивный. И дай Бог, чтобы мы были чисты от этого, память об этой угрозе, об этом риске должна отрезвлять нас и вести к тому, чтобы жизнь наша была не ленностна, не нерадива, но чиста, праведна и свята.

Молитвами святых новомучеников и исповедников церкви русской во Христе Иисусе. Аминь.

Иеромонах Назарий (Рыпин)