Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Пред Бо­гом ка­ю­щий­ся греш­ник лю­без­нее, чем са­мом­ня­щий­ся пра­вед­ник. И по­то­му бе­ре­гись осуж­дать!

преп. Анатолий

Как толь­ко при­дет в го­ло­ву осуж­де­ние, так сей­час же со вни­ма­ни­ем об­ра­ти­тесь: „Гос­по­ди, да­руй мне зре­ти мои сог­ре­ше­ния и не осуж­да­ти бра­та мо­е­го".

преп. Нектарий

Ни­ко­го нель­зя осуж­дать, да­же са­мо­го от­ча­ян­но­го греш­ни­ка.

преп. Никон

Неделя сыропустная Воспоминание Адамова изгнания

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Дорогие отцы, братья и сестры, сегодня особый у нас день, день, предшествующий Великому Посту. День, когда мы уже полностью готовы посвятить себя своему исправлению, изменению, улучшению, понудить себя к исполнению заповедей Христовых. И в этот день святая Церковь вспоминает одно многозначительное событие. Оно называется плачем Адама, плачем нашего прародителя. Плачем и мы сегодня с ним о наших грехах. Плач Адама был за вроде бы незначительный грех с нашей стороны, как мы смотрим, зная свои грехи и прегрешения свои. Адам на какой-то короткий момент возомнил себя равным Богу и согрешил, съев то яблоко преткновения и нарушив единственную заповедь, данную Господом нашим в раю о не вкушении плода с дерева жизни.

Как часто и мы с вами ощущаем себя кем-то без Бога, забывая о том, что мы без Бога ничто, брение, прах и пепел. Об этом хорошо пишет в своих трудах наш, в общем-то, почти современник старец Иосиф Исихаст. Он пишет: «ибо все мы люди, из праха рожденные, и все согрешили. Мы брение. Не имеем ведения: брение у брения крадет, брение брение оскорбляет, брение на брение клевещет, брение над брением превозносится, брение за счет брения обогащается, брение над брением начальствует, брение брение бьет, брение брение заключает в тюрьму. И вообще, брение считает себя мудрее, сильнее, богаче, благороднее, почтеннее брения, обогащаясь безумием и неведением собственного естества. Откуда оно, и где оказалось, как родилось, каково его назначение, где его конец что после этого?»

А предназначение человека — это рай, это богообщение. Именно о потере рая плакал Адам. Один из святых отцов сказал, что Адам был в раю, и рай был в Адаме, поэтому был великий плач у Адама, ибо он потерял то общение с Богом. Единственный человек на этой земле сотворенный — Адам. Из него еще Еву Господь сотворил. Остальные все были уже рождены. Даже Сам Господь Иисус Христос был рожден от Девы Пресвятой Богородицы. И только Адам был сотворен. Иногда слышишь, особенно у новоначальных, некоторые говорят: почему мы должны страдать за грех Адама?

Мы забываем, что Адам был совершеннейшее существо, гораздо выше нас. Именно он нарек имена всей твари, которая существует на земле. Господь его одарил высоким умом, интуицией. И конечно, когда вот это случилось, случилось падение, и Господь вывел его из рая, он слезно плакал и молил Господа о возвращении в рай себя или потомков. Надо понимать, что плач Адама распространялся не только на его личный грех, но и на грехи всего рода человеческого. При его жизни, а он жил более девятисот лет, были серьезные грехопадения. Сын его, Каин, убил брата своего по плоти Авеля. И все это переживал Адам, все видел, как ком, летящий с горы, и все эти грехи, которые наворачиваются на род человеческий.

И сегодня мы, к сожалению, тоже грешим. Когда мы плачем, особенно адамовым плачем от падений наших, совесть наша обличает наши падения. Очень часто люди приходят в церковь именно из-за того, что уже совесть настолько в грехах их уличает, что они не могут уже жить в этой грязи, и требуется им покаяние. Они искренне ощущают необходимость покаяния. Но, к сожалению многие, находясь в лоне церкви, грешат одними и теми же грехами. Это мы многие знаем. Часто слышишь на исповеди: когда же я закончу, одни и те же грехи совершаю, почему так происходит? Ну, потому что мы утериваем плач Адамов, мы утериваем то желание рая, которое было у Адама, утериваем необходимость трудиться и приближаться к Богу. Мы ленимся.

А ведь грех мы все равно осознанно выбираем. Некоторые говорят: вот я в страсти, не могу справиться. Но ведь ты каждый день или через какое-то время выбираешь эту страсть в услужение дьяволу, а не Богу.

Поэтому обновление чувства покаяния очень важно. Важно видение своих грехов. Когда человек видит грехи свои остро, он уже не грешит. Он осознает, что этот самый грех оскорбляет Господа нашего Иисуса Христа. И совершая этот грех, мы каждый раз распинаем Его на кресте. Именно Он пришел по молитвам того же Адама по обетованию Божию, когда было сказано Богом нашим в раю, что Семя жены сотрет главу змея.

Именно это обетование вселяло надежду нашему праотцу Адаму, именно им он жил. И по приходу Господа нашего Иисуса Христа праотец наш Адам находится в раю в настоящее время в Царстве Небесном. Поэтому ни в коем разе мы не должны его осуждать за его тот первородительский грех, а наоборот, молиться ему, как святому, о том, чтобы он даровал нам тот именно плач, который был у него, плач о грехах наших, чтобы видеть наши согрешения. Сейчас ежедневно будет читаться молитва  Ефрема Сирина: «Господи, даруй ми зрети моя прегрешенияи и не осуждати брата моего».

Сегодня еще одно событие в церкви. Мы просим друг у друга прощения в этот день. Именно вот не осуждать брата своего. И по той заповеди, которую мы слышали сегодня в евангельском чтении о том, что если не простит человек согрешений другого, то и Господь не простит ему.

Всегда была на Руси такая добрая традиция. Это традиция, а не какое-то постановление Соборов, когда люди друг у друга просили искренне прощения, вступая в пост уже очищенными от груза этого осуждения. Даже великие государи в неделю масленичную ездили по монастырям, ближним и дальним, тоже просили прощения, подавали щедрую милостыню. И сам Патриарх приходил к государям в этот день в царское время, и был такой чин. Он вроде бы как внешний, этот чин, но именно в нем глубина нашего осознания нашей греховности, глубина необходимости изменения.

Да сподобит и нас Господь Бог, в этот день достойно подготовиться к Великому Посту, дабы исправиться, измениться, дабы всегда видеть свои грехи, в том числе и мелкие грехи. И чем мы лучше будем видеть свои согрешения и грехи, тем чище мы будем становиться, тем будет расти у нас понятие о греховности нашей о том, что необходимо нам изменяться, каяться, чтобы жить нам со Христом. Помоги вам, Господи.

Иеромонах Амвросий (Пархетов)