Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Что­бы ис­пол­нять за­по­ве­ди Хрис­то­вы, на­до знать их. Они из­ло­же­ны в Еван­ге­лии. Чи­тай­те Свя­тое Еван­ге­лие, про­ник­ни­тесь ду­хом его, сде­лай­те его пра­ви­лом жиз­ни сво­ей, нас­толь­ной кни­гой. Во вся­ком пос­туп­ке и жиз­нен­ном воп­ро­се пос­ту­пай­те сог­лас­но с уче­ни­ем Еван­ге­лия. Это – един­ствен­ный свет жиз­ни на­шей.

преп. Никон

Ка­кие див­ные сло­ва в Еван­ге­лии... Ка­кую бы ни взять дру­гую кни­гу, да­же са­мо­го луч­ше­го пи­са­те­ля, но ес­ли ее мно­го раз чи­тать, она мо­жет на­до­есть. А Еван­ге­лие – чем боль­ше его чи­та­ешь, тем боль­ше по­лу­ча­ешь уте­ше­ния и вся­ких бла­гих чувств.

преп. Никон

Со­ве­тую по­ча­ще и по­дол­гу чи­тать Еван­ге­лие, осо­бен­но от Ио­ан­на. Чи­тать так, что­бы толь­ко твои уши слы­ша­ли: по­ни­ма­ешь – не по­ни­ма­ешь, чи­тай. Бла­го­дат­ное сло­во еван­гельс­кое силь­но про­го­нять ску­ку и уны­ние и ус­по­ко­ит, толь­ко чи­тай по­боль­ше и по­доль­ше.

преп. Амвросий

Неделя 29-я по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодняшний воскресный день, дорогие отцы, братья и сестры, мы с вами слышали евангельский отрывок из евангелиста Луки об исцелении десяти прокаженных. Это Евангелие читается и за каждым благодарственным молебном, и сами мы, прочитывая Евангелие, хорошо знаем этот отрывок. Но проникая в смысл Священного Писания, нам открывается весьма много.

И вот Христос, некогда проходя земли Палестины, а то селение, где Он встретил прокаженных, находится на севере Самарии, граничащей с Галилеей, Он встретил десять прокаженных. К сожалению, а может быть, и к счастью мы не осознаем, кто такие прокаженные, потому что эта болезнь чаще всего встречается в южных странах. Но болезнь эта ужасна, потому что всякий заразившийся ею становился изгоем. Он выпадал из социальной жизни, из жизни общества полностью. Потому что мало того, что он ужасно страдал, все тело его гнило заживо, распадаясь на части и издавая страшный смрадный запах. Но эта болезнь была еще и очень заразна и легко передавалась от любого контакта от больного человека к здоровому. Поэтому этих людей не только опасались, но их еще и изолировали. По Ветхому Завету эти люди, передвигаясь куда-либо, кричать впереди себя: «Нечист! Нечист!», — чтобы всякий, кто услышал этот крик, мог задолго удалиться с их пути. А на самом деле они жили в небольшой тесной пещере по десять человек там, где мог едва помещаться и один. И лишь изредка они могли выйти из этой пещеры, чтобы набрать воды и напиться ею, куда им собственно бросали еду через небольшое отверстие сверху.

И вот они, увидев Христа Спасителя издалека, как им это и было положено, закричали: «Иисусе, Наставниче, помилуй нас». И Человеколюбивый Господь снисходит к их немощи, видя их робкую просьбу отчаянную, но все-таки надежду. Потому что никакой иной надежды у них быть не могло. Не было медицинских средств. Их и поныне не существует. Не было никаких снадобий, только надежда на Единого Бога. И вот Господь, являя чудо Своего милосердия, изливает свою благость этому миру. И в Своем пришествии стремлении спасти человека все Свое служение не только проповедовал благовестие, радостную весть о спасении человека, не только проповедовал Себя им, пришедшего во плоти ради спасения человека, но являл огромное множество чудесных милостей, исцеляя, воскрешая, изгоняя нечистых духов.

И вот здесь Он проявляет эту милость к этим людям, говоря им: шедши покажитесь священникам (Лк.17, 14). И как только они послушали издалека даже Его голоса, вдруг по пути они осознали, что очистились. Проказа, эта смертельная страшная болезнь, совершенно отошла от них. Это невероятное чудо, которым является сила божественной творческой энергии. И вот еще до недавнего времени они, объединенные этим несчастьем, этой общей бедой, вновь разъединяются. Оказывается, что только один из них был самарянин. И очевидно другие были иудеями. И вот девять пошли дальше, а этот десятый возвратился, великим голосом прославляя Бога и падая ниц пред Его ногами, воздавая Ему хвалу, осознавая то чудо милости Божьей, которое произошло на нем.

Совершилось невозможное, невероятное по человеческим меркам. Тем не менее, Христос творит это чудо. Но пример этих девяти, которые, казалось бы, сделали то, что Христос им повелел — они пошли показаться священникам — они сделали лишь то, что им сказали. Можно сказать, что они проявили своего рода послушание. Но это внешнее послушание показало их неблагодарный нрав, отсутствие подлинной живой веры в Бога и веры во Христа Спасителя. Получив это благодеяние, как очень часто бывает с нами, людьми, как казалось бы религиозными, исполняющими многие благочестивые обряды, но не имеющими живой связи со Христом, не ищущих их в своей жизни, мы воспринимаем все благодеяния Божии как должное, как само собой разумеющееся, совершающееся в нашей жизни. Этим обнаруживается и слабость, недостаток или скудость нашей веры, и через это неблагодарность нашего сердца. Потому что неблагодарность это всегда признак гордости человека, его самонадеянности, его самолюбия, которые не умеют благодарить. Оно просто не знает, как это делать. Он всегда считает, что он достоин.

Так не должно быть. Ведь Господь желает, чтобы мы познали себя, познали свою немощь. А это чувство самодостаточности, или собственного достоинства говорит о том, что человек очень и очень далек от понимания смирения, что же это такое на самом деле. Насколько человек несовершенен, насколько он слаб в исполнении евангельских заповедей. Ведь Евангелие дано нам для исполнения. Но как бы человек не трудился исполнять его, самое главное, что он должен понять на этом пути евангельского труда шествования за Христом это свою полнейшую немощь, очевидную неспособность исполнить что-либо в евангельском законе. Лишь только помощью Божьей человек может встать на этот путь и сделать на нем хотя бы один единственный шаг. Конечно, мы прилагаем свои человеческие труды, прилагаем свое произволение, но без Бога невозможно сделать ничего. Об этом мы должны помнить, осознавать это. И за каждый шаг, за каждое даже доброе дело, на которое Господь сподобил нас совершить ради имени Его, за каждую молитву, как говорил преподобный Серафим Саровский, которую сподобил нас Господь принести Ему, мы должны непрестанно благодарить Бога. Потому что благодарение это состояние будущего века, там, где все небо есть ангельский мир, ангельское воинство, все святые с Пречистой Девой Богородицей будут прославлять, восхвалять и славить всечестное и великолепое имя бессмертного Триединого Бога — Отца, Сына и Святаго Духа.

Этому должны научиться и мы здесь еще на земле и в покаянии и в смирении своей души, но в трепетном благодарном сердце, потому что если мы этому не научимся, то наша встреча с Богом может никогда не произойти. И об этом сегодняшнее Евангелие, чтобы мы научились благодарить Бога, не только что-то внешне сухо исполнять. Потому что без внутреннего содержания ничего в нас не изменится. Не искать легких путей в этой жизни — их не бывает. Все в этом мире отпадения от Бога, в этом месте отверженном все мы несем скорби, все мы несем какие-то страдания, несем болезни, невзгоды. Важно лишь то, что как мы к ним относимся. Никогда не было и не будет какого-то удобного христианства легкого, простого и очень вместимого для человека. Это всегда твердая пища, то, что должен человек мужеством, крепостью своей души в себе усвоять.

От нас внешний мир ожидает не какого-то благочестивого внешнего обряда, но самой сути христианской веры, таинственного соединения с Богом, когда душа человека не просто верует в Бога, но должна узнать Его. И узнав Его, преисполнится Его божественных качеств, Его свойств. Это и смирение, и кротость, и милосердие, и долготерпение, и необычайная милостивость, любовное снисхождение и обхождение с каждым. Хотя любовь, конечно, не только добрые и ласковые слова, это иногда и взыскательность, и уврачевание ради спасения другого, употребляющее, может быть, какие-то твердые и жесткие слова. И смирение это не только какое-то соглашательство и ласкательство.

Смирение очень часто идет наперекор мнению очень и очень многих людей, тех, кто идет против Евангелия. И смиренный человек, по словам святителя Игнатия Брянчанинова, почитается гордецом, потому что он не поступает и не сообразуется с мнением окружающего мира. Поэтому это тождественно определению мужества души. Смиренность всегда мужественна, потому что человек имеет мужество быть верным, творящим волю Божию, верным Христу до конца. Именно этого от нас ожидает мир, чтобы в нас увидеть подлинных носителей имени Христова не только по внешним признакам, по каким-то атрибутам, но по своей сути, по нашей христианской жизни.

Именно этого ожидает от нас Христос, к этому привести нас, это даровать нам, чтобы в этом зародилась наша христианская жизнь наше христианское сознание, наша христианская сущность. И только тогда мы научимся благодарить Бога. Ведь этот самарянин, он вернулся, именно потому что он имел глубокую веру. Она родилась в его сознании, в его сердце, что Тот, Кто повелел ему пойти к священнику и на пути лишь очистился, вероятно знает и может гораздо больше, чем все окружающие люди. И это не просто человек, а человек, который есть одновременно истинный Бог. Именно поэтому он вернулся, воздавая хвалу Ему и падая ниц.

Дай Бог и нам всякий раз, когда что-то случается с нами доброе или злое, осознавать, что Господь близь нас, Господь милостью Своею окружает нас во всем, изливая её на нашу душу, эту милость. И всякий раз находить в себе мужество и силы возвращаться к Богу, падая ниц, воздавая Ему хвалу во веки веков. Аминь.

Иеромонах Назарий (Рыпин)