Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Воз­но­ше­ние, т. е. гор­дость, так па­губ­на, что и с вы­со­ты доб­ро­де­те­лей низ­вер­га­ет в безд­ну страс­тей и по­ро­ков.

преп. Макарий

За гор­достью, слов­но по сто­пам ее, всег­да идет блуд.

преп. Варсонофий

Раз­ве есть бла­го­род­ная гор­дость? Ее нет, а есть од­на толь­ко гор­дость бе­со­вс­кая.

преп. Моисей

Неделя 31-я по Пятидесятнице пред Рождеством Христовым, святых отец

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодняшний воскресный день, дорогие отцы, братья и сестры, неделя перед Рождеством Христовым, святая Церковь предлагает нам евангельский отрывок из евангелиста Матфея. Это начало самое Евангелия, где святой апостол Матфей предлагает в своем Евангелии родословную Христа Спасителя.

Подробно исчисляются все древние предки Христа по плоти. Среди них есть великие мужи, замечательные люди, те, именами которых именуется Сам Господь, говоря: Я есть Бог Авраама, Исаака и Иакова (Мф. 23, 31). Но и многие другие, не только святые, но и те, о которых мы совершенно ничего не знаем, те, о которых Священное Писание абсолютно умалчивает. Мы не знаем ни их жизни, ни их веры, ни их благочестия. Но самое удивительное, что среди этих мужей есть и люди, о которых известно, что они совершали и тяжкие грехи, и вероотступничество, и прелюбодеяния, и другие прегрешения пред Богом весьма и весьма значимые.

И вот накануне Своего рождения Христос через это перечисление Своих предков как бы дает нам понять, что Он не гнушается ни кем. Эта родословная, которую Он принимает, принимает как Свой род с тем, чтобы среди них принять и все человечество, принять каждого из нас, потому что роднясь с ними, Он роднится с каждым земнородным. Ведь Он принимает рождение по плоти, становясь человеком во всем подобным нам кроме греха. И этим Он возводит человека на необычайную высоту, на вершину, которая способна вместить сердце и разум человека. Потому что мы становимся Его родом, языком святым, царским священством, если только мы отзываемся на это Его родство, осознанно принимаем Его и живем так, как Он нам это заповедал нам в Своем учении, в Евангелии, которое есть Новый Завет, завет с человечеством, Новый Завет в Его крови.

И далее показывается в обстоятельствах рождества Христова в этом же евангельском отрывке то, что Иосиф не знал Пречистой Девы Марии. Она была действительно чиста. И эта родословная Иосифа, о которой говорит апостол Матфей, фактически она условная, но, тем не менее, Господь, принимая его как Своего отца, принимает и весь через него человеческий род. И во всех этих древних сродниках, во всех этих малоизвестных и очень известных людях Он являет эту тайну усыновления человеческого рода. Он дает возможность каждому из нас приблизиться к Нему, приблизиться на необычайную близость так, чтобы по-настоящему стать Его сродниками, и стать по-настоящему Его детьми, потому что Он усыновляет нас и своему небесному Отцу, становясь как бы братом нам, потому что Он есть Сын Божий. И Он, возводит нас на божественное достоинство, как говорит пророк Давид: Вы бозе есте и сыни Вышнего все. Конечно «боги» с маленькой буквы по благодати, по благодати Христовой, по благодати божественной. Но, тем не менее, это та высота, на которую призван человек в этом Рождестве Христовом, которое является нам в этот день накануне уже самих событий Рождества Христова.

Не будем забывать, что Христос, рождающийся в Вифлееме, показывает нам эту тайну Своего умаления, Своего уничижения, что Он становится человеком слабым, малым и беззащитным, как любой младенец, совершенно зависящий от родителей, от окружающих его людей. Он идет на этот риск, чтобы явить нам Свою любовь, чтобы показать нам, на сколько Он возлюбил этот мир, что Он словно доверчивое дитя отдается в руки этого человечества, такого порой злобного, агрессивного, совершенно не милостивого, но только для того чтобы изменить этот мир, привлечь каждого из нас к Себе. Он раскрывается нам, чтобы мы доверились Ему, видя, как Он доверяет каждому из нас. Но это доверие дается нам на протяжении этой короткой земной жизни, потому что нам дан этот шанс, эта возможность откликнуться на это доверие Бога взаимным доверием к Нему. И не только доверием, которое постепенно приоткрывается душе и сердцу человека, но, научившись доверять, мы должны взойти и на ступень верности Богу. То, к чему призывает нас Господь, быть верными Ему, чтобы в этой верности обрести самих себя, обрести свое спасение, которое есть уподобление нашему Творцу, Его любви, Его милосердию, Его состраданию к человечеству, к отпадшему роду человеческому без различия, без исключения, вмещая всех и принимая всех в свои Отеческие объятия.

Будем учиться этому в Рождестве Христовом этого еще маленького Богомладенца Христа, но Который в Своих крохотных яслях говорит нам уже так много и уже в этих яслях начинает Свое восшествие на Голгофу. Потому что полагаемый в яслях Он как бы уже одновременно полагается и во гроб. В этом есть очень тесная параллель, о которой говорят многие святые отцы и песнопевцы. И мы никогда не должны забывать, что в этой перспективе Господь уже пребывает сейчас. Рождаясь в Вифлееме, Он уже готовится принести Себя в жертву, взойти на этот голгофский жертвенник, чтобы спасти нас, привлечь к Себе и даровать нам жизнь вечную и своим рождением, Своим явлением в этот мир, Своим распятием и Своим воскресением. Аминь.

Иеромонах Назарий (Рыпин)