Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Нуж­но иметь вни­ма­ние к сво­ей внут­рен­ней жиз­ни, так что­бы не за­ме­чать то­го, что де­ла­ет­ся вок­руг те­бя. Тог­да осуж­дать не бу­дешь.

преп. Амвросий

Не осуж­дай­те дру­гих, ибо од­но это хо­да­тай­ству­ет нам вся­кое осуж­де­ние пред Бо­гом.

преп. Макарий

Пред Бо­гом ка­ю­щий­ся греш­ник лю­без­нее, чем са­мом­ня­щий­ся пра­вед­ник. И по­то­му бе­ре­гись осуж­дать!

преп. Анатолий

НЕДЕЛЯ 32-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ, ПО РОЖДЕСТВЕ ХРИСТОВОМ Правв. Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. «Радуйтеся праведные о Господе, правым подобает похвала»! Сегодня, дорогие братья и сестры, в эти святые высокоторжественные рождественские дни мы празднуем память великих Божьих людей, которые предопределили путь спасения всего человечества. Это святой пророк и царь Давид, святой праведный Иосиф и святой праведный Иаков брат Господень, первый епископ Иерусалима.

Святой пророк царь Давид, дорогие братья и сестры. Его родовая ветвь является источником спасения всего человечества, потому что ему второму человеку среди всего человечества Господь дал обетование, что не только в его потомстве, от его семени родится Спаситель. А как никому ему, как пророку, Господь отверз уста, и он для всех последующих поколений верующих людей преподал благодать вести о спасении каждого человека. Сто пятьдесят псалмов им написано, но если быть точным, то семьдесят пять псалмов. Другие псалмы принадлежат другим авторам, в разные времена разным пророкам праведным, написавшим эти псалмы. Но большая часть Псалтири и псалмов принадлежит этому великому пророку. И если кто из вас ежедневно читает Псалтирь, либо хотя бы читает по псалму ежедневно, многие из вас обратили внимание, что каждая строка (не то, что каждый псалом, а каждая строка) псалмов, особенно Давидовых, они испещрены пророчеством о Христе.

Все книги Ветхого и Нового Завета богодохновенны, но особая книга — Псалтирь, на которой построено все наше Богослужение, не только Ветхого Завета. И посмотрите, две тысячи лет святая православная Церковь благовествует откровения правды Божьей, открытие врат Царства Божия для каждого из нас через Псалтирь. Но откуда такая слава у этого Божьего человека, у этого святого царя и пророка Давида? От пастухов он взят. Да. От являлся сыном того человека, праведного Иесея, про которого сказано, что в его потомстве прозябнет чистый цвет — Матерь Божья Пречистая.

Первый, кому Господь дал прямое откровение об избрании человека, его потомства в рождении Бога и Спасителя — это был праведный Авраам. Господь, испытуя его восемь раз и видя, что он во всех испытаниях сохранил верность, любовь и полную веру Богу как никто, прорек о нем и о его потомстве такими словами: и о семени твоем благословятся все народы земные, все человечество. Что это за семя Авраама? Это Христос.

Второй человек, который еще более полное откровение получил, это пророк царь Давид. Но ему не просто сказано, что в семени твоем. Во всех псалмах мы видим славу Христа и славу Пресвятой Богородицы. Четверть псалмов посвящены славе Пресвятой Богородице. Один из них: «Горы усыренные, почему вы ропщете на гору ту, которую Господь избрал для Своего жилища». То есть «Господь» — это символ, метафора. Господь обращается ко всем праведным людям Ветхого и Нового Завета, к тем, кто родился и еще родится: не ропщите. Потому что только Бог знает тайну глубины сердец и душ человеческих. И если Он эту гору святую, праведную — Матерь Божию — избрал, которая превыше всех. Но что значит «горы усыренные»? Это все мы, имеющие благодать крещения, причастия и молитвы. Вот это усырениеи благодати Божьей мы сопричастны все, но по мере веры, как говорит апостол Павел, человек получает в силу веры и оправдание.

Так вот посмотрите, откуда слава такая опять же у пророка Давида? Будучи такого праведного рода он не гнушался с детства быть таким послушным. Посмотрите, какой яркий пример для родителей и детей, что он получил послушание самое низкое — быть пастухом, пасти овец. Но какой в этом проявился образ? В его семени родился Пастыреначальник всех нас, всего человечества. И о Себе уже Сам наш Господь Иисус Христос говорит: «Аз есмь Пастырь добрый». В чем доброта этого Пастыря одного единственного на все времена, Пастыря-Бога, Богочеловека? Что Он Пастырь добрый, Пастырь, Который полагает душу Свою за всех нас. Вот она сила не привилегий, а труда, скорби и распятия. Не привилегий, а труда, испытаний и борения, не привилегий, а слез и где-то вопля молитвенного. О Нем тоже у пророка сказано, что Он Своими слезами омыл этот мир. И действительно, сколько мы имеем свидетельств и в евангельском повествовании, что Он неоднократно плакал о мире и о людях, которые еще далеки были от покаяния, и может быть о тех, кто по своей озлобленности не стал способен к покаянию. Поэтому право быть первым, как Господь Сам далее говорит в Евангелии, кто хочет быть первым, будет всем слуга.

Вот, дорогие братья и сестры, избрание нашего народа русского, народа-великомученика, это не прерогатива и не слава. И мы все участники этого народа, большинство из нас. И какой крест несет хотя бы последнюю тысячу лет наш народ, вы видите, что значит дар. Вроде бы мы первые, и больше всех получили, но больше всех и отрабатываем за весь мир вот тысячу лет обозримых. Если двигаться в глубину веков, то историческое повествование очень сильно нарушено. Мы до конца правды не знаем. Но последнее тысячелетие нашей эры, в котором мы живем и вступили в новое третье тысячелетие, мы можем по историческому материалу проследить крестный путь нашего народа.

Так вот Господь дал нам эту славу быть первыми, но какой мы крест несем, захлебываемся кровью и слезами за всех. Мы давно уже не решаем никаких мировых проблем, но нас рвут на части, не знают, как нас уничтожить. Почему? Потому что мы род Божий, мы народ Христа Спасителя. Мы народ, находящийся под покровом Матери Божьей. Поэтому видите, какое мы имеем исключительное благо, и какой у нас необъяснимый в Своей славе Бог, что Он, пострадав на земле, дал нам утешение. Если нас гонят за правду, гонят ни за что, грабят, обманывают, убивают, не знают, что с нами сделать, это не признак того, что Бог нас оставил, дорогие братья и сестры. Запомним это. Нет, это не признак, а то многие сейчас соблазняются, унывают. А это признак сопричастности Самому Богу, потому что Бог сказал: Меня гнали, слышите, вы будете страдать, но мужайтесь, Я победил мир зла. Держитесь за Меня, и Я вас всех выведу из этого мира. А мир этот — преддверие ада.

Бесполезно удержать. Мы конечно пытаемся до сих пор и наш народ волей или неволей является залогом стабильности мира во всем мире. Но если все-таки рано или поздно будут последние времена, они очень похожи на то, что все это приближается. Потому что никогда не было такой злобы и распущенности, доходящей до сумасшествия среди людей. Форма беснования. Причем бесноватые люди, они пострадавшие, их отчитывают из-за разные обстоятельства. В основном же люди, конечно, сами виноваты, если с ними что-то подобное происходит. Но здесь мы видим беснование богоборческое, сознательное, что люди хотят жить не просто грехом, а люди хотят жить, чтобы Бога не было на их пути, потому что они хотят гулять, блудить, да так, что скоты себе не позволяют. Хорошо, что они разума не имеют, а то если до сознания животных донести, то они сразу же бы все умерли с тоски, что себе позволяет человек.

Это не только недопустимо, дорогие братья и сестры, что люди с собой творят, на что они надеются. А уж если сознательно пытаются воевать с Богом, ну …. . Апостол Павел предупредил всех таких людей, что Бог поругаем не бывает. Что человек сеет, то и пожнет. Протов Кого воюете? Ну, вот кричите на солнце, хоть лопните, а оно как светило, так и будет светить. Жалко всех людей, безгранично всех жалко. Неужели мы на это родились, чтобы пойти в расход вот так? Неужели мы родились, чтобы гайки крутить, либо воровать, либо наркотики употреблять? Творить беззаконие, друг друга съедать заживо? Мы не говорим о христианстве даже, мы говорим просто. Неужели человек уже сейчас дошел до того, что животный мир такого ужаса не имеет, который сейчас люди себе позволяют? А потом начинают удивляться, почему весь мир, всю природу начинает трясти. И это только начало, дорогие братья и сестры. Невозможно пилить сук, сидя на нем, чтобы этот сук не свалился вместе с эти человеком. И не возможно то, что сейчас творят люди в мире. И это только начало всех бедствий. Но Бог не хочет никого напугать. Бог призывает, что не творите такого зла, потому что мы один организм, мы глава этого мира. Весь мир это сопричастный организм нам. Если голова сходит с ума, ну и что говорить тогда обо всем мире, человечестве. Вот воистину права русская пословица: «Рыба гниет с головы».

Поэтому праведность, которая нам предложена Богом всем без исключения, Он пришел всех спасти, всех людей от Адама до последнего человека. Но только сами люди своей волей определяют — либо спасаются они, а что такое спасение — это быть с Богом в Его свете, в Его энергии, в Его славе, в вечной жизни. Он источник жизни. Вне Бога жизни не существует. Если Он в Евангелии говорит, что если тьма этого мира так страшна, что ничего не видно, то как страшна тьма кромешная, внешняя тьма, вне Бога. Понимаете? Даже здесь человек находится в аду, представьте себе, они не испытывают того ужаса и мук, которые будут в будущем, в кромешной тьме. Потому что, находясь уже там, они еще как-то одним волоском держаться за этот мир, мир Божий. Потому что и в аду Бог Себя открывает, представьте себе, потому что есть надежда, что ветхозаветный мир это не только мир еврейского народа, а всех народов земли. Конечно в той степени как жил по закону совести хотя бы человеческой. Есть надежда и им спастись, потому что если Господь дал надежду, представляете, законным преступным городам, что им будет надежда, тем более тем людям, которые все-таки не зная еще Христа, до пришествия Христа стали жить по-человечески, они, поверьте, не теряют надежды на спасение.

Поэтому Господь сделал все, чтобы помочь, чтобы человек успел исправиться в этой жизни. За порогом смерти уже, тем более в христианскую эпоху, тот, кто ушел из этого мира без Христа, спасения вот этим людям уже точно нет. Потому что кто не со Мной, Господь говорит, тот против Меня. Кто со Мной н собирает, тот расточает, тот Мне враг. Святой Иоанн Богослов что говорит в первом Соборном послании? Кто не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти Богочеловекомаон не просто грешник, он не просто преступник. Он — антихрист. Маленький, будет один последний, как результат, как плод безумия и всего мира, не просто богоотступничества, а войны против Бога. Пожалуйста, будет. Но каждый человек, который сознательно идет против Христа, он антихрист.

И в другом месте послания к Галатам что пишет апостол Павел: кто не любит Иисуса Христа, не просто верует, и бесы веруют. Какой прок от такой веры. Святитель Тихон Задонский говорит: вера такая бесовская она не только пользы не приносит, она губит человека. Если ты веруешь во Христа, то ты живи по Его святым заповедям, действуй как человек, раскрой в себе все самые положительные свои таланты, свойства твоей души, твоего ума, твоего сердца во имя Божие, ради Христа в свете Его ангельских христовых заповедей. Но если кто не просто не верит, тем более, видите, апостол Павел особо подчеркивает, что кто не любит Господа Иисуса Христа, то будет проклят. Все! Суд уже совершен здесь, кто отвергает Христа сознательно, неужели Бог пришел шутить с этим миром?

Вот представьте себе, вы почти все родители. Если ваши дети закатят вам такой концерт. Вы пока дома готовите им пищу, одежду, не знаете, как любить, угодить своим детям, а они пошли гулять. Какой-то хулиган преступный привязался к вашим детям, внушил им, что не вы их родители. Вы, дети, сами родились. Вас в поле нашли, в капусте, как обычно говорят. Дети приходят к вам домой и говорят: папа, мама, вы кто такие, вы не мои родители. Ну, для начала, что вы сделаете? Головку их потрогаете, не перегрелся ли ребенок. Если он будет настаивать, возьмете ремень или что-либо похлеще его, и будете правы. Но если в этом случае он будет и дальше упорствовать… . Вы понимаете, я специально такую проекцию привожу. Это не просто сравнение, а это так и есть, для чего Бог дал нам помощь в этом мире. Ангелы такой благодати не получили, как вы все быть богами по благодати в прямом смысле. Вы боги по благодати. Это не мои слова, не пугайтесь. В 81-м псалме есть строка: «Аз рех: бози есте, и сынове вышняго вси». По-русски: Бог сказал: вы боги и дети Всевышнего. Что вам еще надо. Живите как боги и будете богами. Не в игрушки мы играемся. А когда ваши дети сказали вам: вы кто такие, вы не папа и мама, я сам построил дом, это я сам купил квартиру, это все мое. Представляете ваше состояние?

Это ж какая нам от Бога помощь сейчас дана, чтобы мы соображали. Вот ангелам видите, какая беда. Господь в одно мгновение создал их во всем совершенстве. И представляете, имея такое совершенство, часть из них с ума сошли, потому что не посчитали они, что вот они такие премудрые красивые без Бога. Вот оно адское падение. Это в 63-ей главе у пророка Исаии об этом написано, что видя свое совершенство, посчитал, что поставлю своей престол выше престола Всевышнего. И Господь ему отвечает: ныне же низвержен будешь во ад в позоре и нечистоте. Видите, чтобы вы понимали, Господь нам дал родительскую всем вам славу, чтобы все вы понимали, как легко теперь понимать, как нам больно, когда вы полжизни не спали, кормили, все свое здоровье порвали, чтобы вырастить детей. И вот это хамло вдруг вам говорит: ты кто такой? Ты не отец, ты не мать. Я сам все это сделал! Конечно, и вы и побьете и сделаете все. Но если вдруг не получилось ничего с ним сделать, что вы делаете? Берете за шкирку его и выбрасываете как кота помойного на улицу. И никогда вы свое наследство, как Бог Царство Небесное, никогда вы не отпишите этим детям. Правильно? Лучше чужим отдадите.

Вот вам и Страшный Суд. Сами рассуждайте, какое счастье Бог дал: ум, сердце живое, душа. Вы родители, взвешивайте, анализируйте, как Бог с нами поступает. А то говорят, как же Бог так, если Бог любовь, то, как Он может осудить на вечную смерть? Вы сами рассуждайте, если ваши дети так начнут вам концерты закатывать. Как бы вы не любили, никто из нас, весь мир объединить, ни капли веса не имеем той любви, какую имеет Бог к нам, к каждому. Но видите, что люди творят на трезвую голову. Ну, кто виноват? Он терпит, Он, конечно, положил предел этого мира, потому что Он терпит ради тех, ради вас, ради тех, кто еще родится, еще может услышать слово Божие до конца мира. Всех, кто хочет и может сам разумно свободно вольно прийти к Богу, чтобы получить это Царство. Причем, даже здесь это сказать, рассуждая, а где свидетельство этого Царства?

Вот любой разумный человек может сказать. Сейчас Чашу вынесут, разве какая-то религия мира это дает? Вам любые сказки рассказывают, и на этом все остается. А вот: приимите и ядите, Сие есть тело Мое и кровь Моя Нового Завета. Вы слышите, настоящее, не просто тело и кровь, а это соединение уже здесь вечное с Богом. Это не просто мы верим в какие-то теоретические предметы: Небо, Царство Небесное. Вот Он, Бог, пришел на землю, чтобы создать Церковь, тело Свое. И тело дается настоящее под видом хлеба и вина. Понимаете? Вот это истинное тело, истинная кровь Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, кто принимает с верой. «Со страхом Божиим и верой приимите». Царство уже здесь. И многие из вас знают это Царство. «Царство Божие внутри вас», — Господь говорит, внутри вашего сердца и ума. Оно потом будет там, но если мы в своей душе его не построим, а кто в царстве царствует нашем? Бог Господь наш Иисус Христос. Он говорит, что Я приду, и мы с Отцом у вас в сердце обитель сотворим — Царство Божие. И поэтому кто благодарным сердцем принимает Спасителя, Господь говорит: се стою и толкусь (стучу) в ваше сердце. Кто Мне откроет, мы придем, Пресвятая Троица, и изначально у вас сотворим Царство Божие. Видите, какое свидетельство происходит. Если хотите, в прямом смысле слова физическое свидетельство происходит. Не только что воплотился, был, пострадал, воскрес. Вот оно воскресение настоящее. И кто старается жить хотя бы по-христиански хоть в какой-то степени, многие из вас живут, а даже и по более. Но через таинство молитв, покаяния и причастия многие из вас уже лично знают Христа, дорогие братья и сестры.

Сила нашей веры, что мы не теоретически говорим о Христе, во всяком случае, обязаны, со временем должны знать Его. А мы узнаем Его в преломлении хлеба. Последняя глава евангелиста апостола Луки. Очень важный момент, дорогие братья и сестры, только у одного евангелиста это отмечено, что пока Господь шел в Еммаус со Своими двумя учениками Лукой и Клеопой, они Его в вечернее время не узнали. А когда они Его узнали? Когда они сели за трапезу (Литургию), и как только Он хлеб (тело Свое) преломил, у них открылись сердечные глаза. И они узнали Его в причастии. И мы сейчас Его узнаем. И наша душа и сердце — это не теория, это настоящая практика. Почему мы говорим, что настоящее единое истинное спасительное христианство — православие? Оно практическое явление. Это исключительно практическая в жизни наука.

Невозможно читать книги и ничего не делать. Мы никогда тогда Бога не увидим. Где этот Бог? А ты попробуй, потрудись, если еще даже не веришь. Ничего страшного. Не веря даже, начни в храм ходить, исповедоваться, не веря абсолютно, молиться. Даже в этом состоянии Господь Себя откроет, как разбойнику на кресте. Либо чтимая всем нашим народом любимая икона Нечаянная радость. Вот разбойник, преступник, бандит. В детстве его научила бабушка либо мать молиться, вот он ходил на преступления, но перед преступлением молился. Ужас какой, что это такое, издевательство, скажете, над небом. Но рано или поздно даже такая преступная безумная молитва была принята. И в один из дней он перед иконой Божьей Матери молится и что видит: кровь потекла из ран Спасителя. Он сразу протрезвел, и до конца не отдавая себе отчет, говорит: Матерь Божия, кто Его опять распял? Она говорит: ты и такие же грешники тебе подобные каждый раз Его заново распинают.

И человек не только одумался, он в корне изменился, настолько покаялся и исправился. Вот представляете. Кто не верит, попробуйте, потому что Он наш Отец. Представляете, если Сам Господь говорит, услышите и постарайтесь сами понять: Если вы, будучи злы, умеете добрые деяния делать детям вашим, насколько Отец ваш Небесный. Неужели, если ребенок ваш попросит хлеба, дадите ему камень. У вас рыбу попросит, неужели змею ему дадите. Это Бог говорит. Сами рассуждайте, думайте. Господь запрещает не думать, истинный Бог. Посмотрите, каждую Свою проповедь Он заканчивает: имеете уши слышать, не только слух ушей, но сердца и ума. Думайте, анализируйте, взвешивайте, выбирайте, спасайтесь.

Сатана наоборот за вас уже подумал, и как бараны вперед в преисподню. Бог запрещает не думать. Он призывает, умоляет, чтобы мы думали, взвешивали, анализировали, выбирали Его. А Он каждый день покрывает нас Своею любовью. Не страхом Он нас страшит, а безграничной жертвенной кровоточащей любовью. Мы еще не родились, а Он уже знал, как Бог вперед, что и мы будем, и будущее поколение и до нас бывшие поколения услышат. И не только услышат. Видите, какое счастье, что приидите, ядите, сие есть тело Мое, данная даром вечная жизнь с Богом. Мы в Боге, Он в нас, потому что мы вторые боги по благодати. Он по природе, а мы по данной благодати, которую Он каждому вложил от рождения матери.

Человек рождается — мы уже всегда боги. Мы никогда не стираемся. Видите, какой Бог. Мы пытаемся думать, почему Он нас так создал, мы вечны. Не надейтесь, что вы умрете, как многие надеются. В земельку упали, разложились, и все, жизнь на этом закончилась. Нет. Сами подумайте, мы каждый день видим, гробы носят, почему у нас никакой реакции нет? Ну, неприятно, конечно, кто-то переживать начинает, кто-то перекрестился. А почему мы смерти-то не боимся? Ее нет смерти-то. Это наказание, конечно. Смерть — как временное явление, поражение нашей природы. Но это не вечное поражение. Поэтому не думайте, что человек умер и не надейтесь, что за порогом смерти ничего нет. Там есть настоящая жизнь. Это здесь на нас насадили смирительные рубашки вот на это мясо, чтобы мы, обладая телом бренным, физически потрудились на пользу Богу и друг другу. Если с нас пользы нет, то извините, если человек живет ради себя, как кровопийца, либо во вред другим людям.

Изначально сразу человек создан вечным и блаженным. Но Адам и Ева выбрали путь сатаны, путь зла. Вот почему такое страшное наказание. И третья глава, 26-й стих книги Бытия об этом говорит, что Господь из духовного тела изменил тело, дал им кожаные ризы, вместо духовной плоти. Была духовная плоть. Они были наги и не стыдились. Почему? Это мы сейчас наги и без благодати. Мясо все у нас наружи. А они имели тело какое, что могли, не стыдясь общаться с Богом и ангелами не потому, что просто были невинны и девственно чисты, а потому что у них была одежда Святаго Духа. Бог Сам был светом их. Такова любовь Божья. Вот как мы простынью заворачиваемся, так покрыто было все тело светоносной силой Господа, Духа Святаго. Поэтому видите, когда они пошли дорогой сатаны, они увидели, что они стали представлять из себя без Бога, без Его силы и благодати. Потому, видите, дана нам возможность вернуться не только в исходное состояние. Посмотрите, даже возможно может быть Адам и Ева, их бы поколение, если бы они не согрешили, может быть другая у них была слава, слава о вашей возможности и всех праведных людей. Ни на ум не пришло, ни на сердце пришло. Это даже апостолы говорят, что Бог приготовил любящим Его. Что еще надо.

Поэтому празднуя эти святые дни, дорогие братья и сестры, от всей души позвольте поздравить всех вас, всех ваших родственников, близких, друзей, детей, дальних и ближних, даже врагов ваших, чтобы Господь всех нас простил, дал нам радость и утешение не только в это святые дни, но и во все дни нашей жизни. Чтобы Господь наградил всех нас здравием, благополучием, счастьем, несокрушимой святой православной верой, несокрушимой добродетелью, простотой души, простотой нрава, целомудрием, каким обладали святые праведные Иаков, Иосиф святой праведный и святой пророк царь Давид. Аминь.

Игумен Владимир (Милованов)