Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ис­тин­ный ра­зум, или рас­суж­де­ние, стя­жа­ва­ет­ся от сми­ре­ния, а сми­ре­ние от скор­бей, по сло­ву свя­то­го Пет­ра Да­мас­ки­на, и кто бе­га­ет скор­бей, тот бе­га­ет сво­е­го спа­се­ния.

преп. Макарий

Чтый от­ца очис­тит гре­хи своя, чтый от­ца воз­ве­се­лит­ся о ча­дех сво­их и в день мо­лит­вы сво­ея ус­лы­шан бу­дет, чтый от­ца тво­е­го, да най­дет на тя бла­гос­ло­ве­ние от не­го. Ча­до, зас­ту­пи в ста­рос­ти от­ца тво­е­го, аще и обе­зу­мит­ся в чем, не заз­ри ему и не уко­ри его всею кре­пос­тию тво­ею, мо­лит­ва бо от­ча не­заб­вен­на бы­ва­ет пред Бо­гом, в ху­ле не ос­тав­ляй от­ца тво­е­го.

преп. Лев

Все гре­хи че­ло­ве­чес­кие тер­пит Бог, а ро­по­та не ос­тав­ля­ет без на­ка­за­ния.

преп. Макарий

Обретение мощей преподобного Амвросия Оптинского

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры, «днесь благодать Святаго Духа нас собра» в святую, прославленную, намоленную Введенскую Оптину пустынь, в эти святые праздничные дни, в день памяти обретения мощей преподобного и богоносного отца нашего Амвросия, старца  Оптинского, старцев Льва, Макария, Илариона, Варсонофия и Анатолия Младшего.

Велия благодать и в этом святом храме, и в святой обители, потому что Оптинские старцы, как и много лет назад, молились за народ Божий, вразумляя, утешая, подкрепляя на жизненном пути многочисленных паломников — богомольцев, которые не только отовсюду стекались в эту святую обитель, но и мысленно, на расстоянии почитали Оптинских старцев и хранили их завет в своем любящем сердце. Как помогали Оптинские старцы раньше, так помогают нам и сегодня, в  XXI веке, идти спасительным путем благочестивой православной жизни.

Однажды, когда я был у отца Иоанна (Крестьянкина) и стал задавать ему вопросы о духовной жизни, о сложностях на путях спасения, он сказал: «Батенька, читайте, вникайте и запоминайте труды Оптинских старцев. В них вы найдете ответы на все ваши многосложные вопросы». И действительно, нам, и мирянам, и монахам XXI века, стоит в мыслях, в сердце, держать хотя бы основные советы и наставления великих Оптинских старцев.

Зачем люди приезжают в Оптину пустынь? Что они хотят здесь узнать? Самый главный вопрос, с которым приходили, приходят и будут приходить тысячи и десятки тысяч в Оптину пустынь и вообще в Церковь Божию: как жить и как спастись. То есть, как иметь жизнь с Богом, что и означает спасение.

Святитель Филарет, митрополит Московский однажды на проповеди спросил у мирян: «Знаете, что надо, чтобы Бог был с нами? Надо, чтобы мы были с Богом». Как спастись? Мы спасаемся, когда мы с Богом. А когда мы с Богом? Когда мы в правде, в истине, когда мы в братолюбии, в памятовании о Боге, когда мы помним о том, что мы все ходим под Богом. В Священном Писании говорится: ходил Енох пред Богом, и угодил Ему, и живым был взят на небо. Когда мы с вами в добротолюбии, в благочестии, тогда и Господь с нами.

Много раз звучали обращения и мольбы к старцу Амвросию: Батюшка, как спастись? И он отвечал: чтобы спастись в наше время, надо иметь терпения не воз, а целый обоз. В наше время надо быть или железным, или золотым. Железным — иметь большое терпение, золотым — иметь большое смирение… 

Вот так и мы будем помнить слова старца Амвросия, который говорил: «Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, потерплю и я».

В 37 лет он стал инвалидом и был в монастыре выведен за штат. А прожил до семидесяти девяти. Родился во время Отечественной войны 1812 года. А почил в 1891 году… Долголетие — от Бога. Не от таблеток, не от сбалансированного питания, климата, воды и прочее — от Бога.

И мы, если хотим долго жить, надо Богу молиться, исполнять Его святые заповеди, и вообще не думать о том — сколько жить. Потому что надо бояться не смерти, надо бояться пустой жизни.

Однажды премудрый философ Сократ сказал: истинная жизнь — жизнь не только для себя. Если ты живешь не только для себя, и люди хотят, чтоб ты жил, ты будешь жить…  Надо быть такими людьми, чтобы о нас молились и хотели, чтобы мы пожили подольше. Мы радость получаем, когда даем радость другим.

О старце Амвросии кто-то сказал: этот человек, на одре лежащий и еле дышащий, принес России пользы больше, чем все ее «бытоулучшители»,  революционеры, преобразователи. Крестьян освободили от крепостной зависимости, но кто нас избавит от зависимости греху — самой страшной зависимости? Избавляет путь духовной, христианской жизни.

А еще старец Амвросий говорил о том, чтобы мы с вами имели скромность, стараясь быть похожими в этом на нашего Господа. Особенно, обращаясь к сестрам,  говорил: «Сестра, не будь пестра, не будь востра, а будь смирна и будешь мирна. Сестра Мелитона, держись среднего тона, возьмешь высоко, будет нелегко, возьмешь низко, будет склизко, а ты, Мелитона, держись среднего тона...» Когда женщины жаловались  старцу Амвросию, осуждая своих мужей, детей, внуков, он отвечал: «Не то беды, когда во ржи лебеды, а вот то беды, когда не ржи, не лебеды...»

Поэтому с терпением будем нести свой жизненный крест, вне которого пути спасительного нет и не будет. Как старец Никон (Беляев), память которого мы совершали недавно, говорил: «В этом мире не было, нет и не будет покойного места. Единственное покойное место, которое мы можем найти, это наше сердце, очищенное покаянием и любящее Бога».

И дай Бог всем нам дорожить пребыванием здесь, дорожить молитвенной памятью о преподобных Оптинских старцах, тем, что и мы, любящие Оптину пустынь, являемся благочестивыми паломниками, помнящими их заветы.

Преподобный Варсонофий, чью память обретения мощей мы сегодня тоже празднуем, говорил: «Пребывание в Оптиной пустыни  есть величайшая милость Божия, которой еще надо сподобиться, живя соответственно заветам Оптинских старцев, в ней почивающих». А старец Амвросий советовал: «Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда дело выйдет верно, а иначе будет  скверно. Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение».

…Всем нам надо быть друг для друга солнышками. Как был старец Амвросий для всех бесчисленных паломников этой святой обители. Запомним наставления одного богомудрого старца: смотри вперед с надеждой, назад — с благодарностью, вниз — с покаянием, наверх — с верой, а по сторонам с милующей любовью, — и  спасешься. Такая милующая любовь была у Оптинских старцев, а если ты будешь им подражать, то и ты спасешься, и будешь с Богом, в Троице славимым Отцом и Сыном и Святым Духом в ликующей, никогда не кончающейся вечности. Аминь!

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)