Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Каж­дый день и каж­дый час кла­ди­те на­ча­ло ко исп­рав­ле­нию, и Бог ми­лос­ти, че­ло­ве­ко­лю­бия и щед­рот по­даст и нам ру­ку Сво­ей по­мо­щи, как Пет­ру, свя­то­му апос­то­лу, уто­па­ю­ще­му в вол­нах морс­ких.

преп. Иосиф

Де­ло не в слож­нос­ти ис­по­ве­ди, а в сок­ру­ше­нии серд­ца: „Гос­подь зрит серд­це".

преп. Нектарий

На­до по­ка­я­ние всег­да при­но­сить Гос­по­ду в сво­их не­исп­рав­нос­тях и по­нуж­дать се­бя к ис­пол­не­нию за­по­ве­дей Гос­под­них и мо­на­шес­ких обе­тов. При этом же на­до за­зи­рать се­бя в не­исп­рав­нос­ти, и счи­тать се­бя ху­же и греш­нее всех, и сми­рять­ся пред Гос­по­дом в серд­це сво­ем. Сми­ре­ние за­ме­ня­ет не­дос­та­ток дел.

преп. Иосиф

Память апостола и евангелиста ЛукиСуббота 22-ой седмицы по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

У святого апостола Павла в послании к Римлянам читаем великие слова, которые должны быть положены в жизни каждого христианина: «любовь есть исполнение закона» (Рим. 13, 10). И у того же великого апостола читаем слова в послании к Коринфянам, что дан нам завет: «достигайте любви» (1Кор. 14, 1). Как же мы должны понимать эти слова великого учителя народов? Они требуют двоякого понимания. Мы должны исполнением заповедей Христовых достигнуть такой чистоты сердца, чтобы оно было вместилищем любви ко всем людям. И с другой стороны мы должны стать достойными любви к нам наших ближних. Вдумайтесь в эти слова. Здесь нет какой-то однобокой любви. Здесь всесторонняя всеобъемлющая взаимопроникающая любовь и вас к кому бы то ни было и других к вам. В этом любовь Божия. Святой апостол Иоанн Богослов так пишет о любви: «не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1Ин. 4, 20)

Сколько раз я слышал такие истории, когда к причастию идет человек, стоит перед чашей (даже такое было), а сам поворачивается назад к своему близкому человеку и говорит: а ты знаешь, такой-то и такой-то сделал то-то и то-то. Ему делают замечание: ты у чаши стоишь, хоть сейчас забудь об этом. Насколько у нас помрачен разум. Мы считаем себя православными, мы считаем, что исполняем заповеди, а такую элементарную вещь убрать вражду к другому даже перед чашей забываем. И мы удивляемся, и многие люди спрашивают у священников: почему же, батюшка, мы подходим к причастию и уходим такими же, ничего не получив? А потому что вот с таким нечистым сердцем подошли к святому причастию, чтобы принять в очищенное сердце, которое должно быть очищено, Бога. А Он не заходит туда, потому что Господь не может обитать в сердце человека, в котором есть ненависть к другому человеку. Не обманывайтесь, быть такого не может. Поэтому имейте любовь к другому.

Все наши апостолы заслуживают величайшей глубокой нашей любви, ибо они проповедовали миру о заповедях, о притчах, о чудесах Господа нашего Иисуса Христа, о Его крестной смерти, о Его воскрешении, о Его вознесении на Небо. Но их устная проповедь была достаточна только в первое время по окончании жизни. Мы с вами прекрасно знаем, что когда живы свидетели какого-то происшествия, тогда люди помнят о чем-то. Вот вам даже пример. Прошло 70 лет, закончилась Великая Отечественная война, и уже заново переписывают историю на ваших глазах, как будто выиграли войну совершенно другие люди, и как будто Россия напала на Германию. Даже до такого бреда и абсурда доходят некоторые крючкотворцы. То есть, как все можно исказить!

И вот благодаря нашим апостолам, ибо сегодня память святого апостола евангелиста Луки, благодаря ему и другим трем апостолам не только через устное предание сохранились сведения о нашем Господе, но и оставив свое евангельское послание. Поэтому особенной и самой глубокой любви заслуживают те ученики Христовы, которых мы называем не только апостолами, но и евангелистами, то есть писателями четырех Евангелий, которые и до ныне все ненасытно читают. Вы все знаете, что есть правило у каждого христианина на каждый день. Надо обязательно открывать эту священную книгу и читать, потому что, как говорил апостол Иоанн Богослов, «В начале было Слово» (Ин. 1, 1). Если вы начали свой день без слова из Священного Писания, как же можно назвать этот день прожитым с пользой? И еще, когда мы открываем Священное Писание, у нас происходит диалог с Богом.

Когда мы молимся, мы просто в монологе просим, требуем и так далее, и так далее. А когда мы открываем Евангелие, с нами говорит Бог со страниц этой великой Книги. Мы Его слушаем и уже Ему отвечаем. Тогда происходит диалог человека с Богом. И тогда можно считать день с пользой прожитым человеком, потому что он этот день начал с памяти о Боге, а потом о всех своих суетных вещах. Вот таким из этих великих апостолов был святой апостол Лука, благословенную память которого мы ныне совершаем. Он написал не только высоко ценимое третье Евангелие, но он еще написал очень важную для нас книгу «Деяния святых апостолов». Свою великую проповедь все святые апостолы запечатлели страшной мученической смертью. Но их проповедь не могла замолкнуть, и продолжать их проповедь призваны были епископы, проповедям которых Сам Христос придает великое значение. Ибо так сказал Он о них: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас, Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня» (Лук. 10, 16). Вы можете что угодно слышать о том, как люди осуждают епископаты, священников или вообще других людей, но вы должны говорить вслух и не стесняться: я в этом не участвую, потому что даже молчаливое согласие будет вменено вам в грех, если вы не покажете свою позицию по этому вопросу. Христианам православным надо говорить: я в этом не участвую; можете кого угодно осуждать, но это не мое, я не имею на это право, ибо: "отвергающий вас отвергает Пославшего Меня". Надо эти слова надо всегда помнить.

После вознесения на Небо Господа нашего Иисуса Христа перед апостолами стала великая задача. Им надлежало в корне изменить все миросозерцание людей древнего мира, причем языческого мира. Вроде бы прошло более двух тысяч лет, но и сейчас у нас начинается тоже самое. У нас в России подняли свою голову страшные древние языческие верования. Их уже достаточно много. Как рассказывают люди, везде покупают селения, находятся откуда-то деньги, завлекаются люди, и проповедуют каких-то древних богов. И опять сейчас встает вопрос проповеди Христовой веры. Ничего не изменилось за две тысячи лет. Ничего. И это должны делать не только мы, священники, но вы все должны делать это тоже. Если кто-то при вас начинает обсуждать и говорить о каких-то языческих верованиях: а вот древние наши славянские боги, а вот наша древняя славянская Русь, и так далее, и делать из этого выводы, что наших богов украли, а других богов навязали, — вы должны иметь мудрость, любовь и силу слова, чтобы объяснить людям, что они заблуждаются. А как это можно делать без Священного Писания, которое мы все должны на самом деле знать?

И вот апостолы должны были водрузить над всем миром светозарный крест Христов. И водружать его тяжело приходилось, и нам будет сейчас тяжело, преодолевая сопротивление самого главного нашего врага дьявола. Но Всевидящий Бог знает, что и самых могучих человеческих сил недостаточно для исполнения этих задач. Поэтому в великий день Пятидесятницы сотворил Он исключительное чудо и для апостолов и для всех нас, ибо Святой Дух почил на главах их в виде огненных языков. Когда вы все крещены, вы крещены Духом Святым тоже. Поэтому не обманывайте себя. Каждый из вас имеет силу проповедовать слово Евангелия. Каждый из вас. И напомнил Дух Святой апостолам, как обещал им Христос все, что они слышали от Него, ибо от Духа Святого получили они чудесный дар знания языков и наречий всех тех племен и народов, которым они должны были нести проповедь Христова Евангелия.

А от нас Господь не требует ходить где-то там по другим странам, но хотя бы у нас в России своим близким. Вот здесь стоят взрослые люди, а где же ваши дети? Сегодня суббота, а почему так мало детей в храме? Сегодня суббота, можно было приехать с ними. Если мы поступаем нерадиво, оставляем своих детей дома и предоставляем им полную свободу действий, мы воруем их у Бога. Об этом еще писал святитель Николай Вельямирович, что это страшное воровство, которое делают люди. Они считают себя родителями детей Божьих, хотя они только воспитатели. Должны не только вы стоять, но ваши дети должны стоять. Дети, внуки, потому что в них будущее и ваша надежда на вашу счастливую старость.

Святой апостол Лука заслужил глубокую любовь своей паствы. По слову Христова он выполнял то, что было предназначено ему. "Всякий, кто оставит дома или братьев, или сестер, или отца или мать, или жену или детей или землю ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную" (Мф. 19, 29).

Да сподобит же и всех нас Господь Бог любви всех ближних наших за ваши добрые дела и любовь вашу к ним.

Аминь.

Иеромонах Силуан (Межинский)