Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ес­ли силь­но про­яв­ля­ют­ся гнев, ро­пот, то это вер­ный приз­нак ду­ши гор­дой. Сми­рись, уко­ри се­бя, и си­лен Гос­подь по­дать ру­ку по­мо­щи и уте­шить.

преп. Анатолий

Есть гре­хи смерт­ные и несмерт­ные; смерт­ный грех это та­кой грех, в ко­то­ром, ес­ли не по­ка­ешь­ся и в нем зас­та­нет смерть, то идешь в ад, но ес­ли ты в нем по­ка­ял­ся, то он тот­час же про­ща­ет­ся. Смерт­ным он на­зы­ва­ет­ся по­то­му, что от не­го ду­ша уми­ра­ет и ожить мо­жет толь­ко от по­ка­я­ния. Грех то же для ду­ши, что ра­на те­лес­ная для те­ла. Есть ра­ны, ко­то­рые мож­но вра­че­вать, ко­то­рые не при­но­сят те­лу смер­ти, а есть ра­ны смер­тель­ные. Так же и гре­хи. Смерт­ный грех уби­ва­ет ду­шу, де­ла­ет ее нес­по­соб­ной к ду­хов­но­му бла­же­н­ству. Ес­ли, нап­ри­мер, сле­по­го че­ло­ве­ка пос­та­вить на мес­то, с ко­то­ро­го отк­ры­ва­ет­ся чуд­ный вид, и спро­сить его: „Не прав­да ли, ка­кой чуд­ный вид, ка­кая кра­со­та", то он, ко­неч­но, от­ве­тил бы, что не чувству­ет этой кра­со­ты, так как у не­го нет глаз, нет зре­ния. То же са­мое мож­но ска­зать о нес­по­соб­нос­ти ду­ши, уби­той гре­хом, к веч­но­му бла­же­н­ству.

преп. Варсонофий

Грех кла­дет пе­чать не толь­ко на ду­шу, но и на внеш­ность че­ло­ве­ка, на его внеш­нее по­ве­де­ние и вид.

преп. Никон

Преподобного Евфимия Великого Суббота 36-ой седмицы по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня день памяти великого святого православной Церкви – преподобный Евфимий Великий.

Какие же мы все с вами счастливые православные, что в нашем роду православных людей есть такие люди, как этот человек. Конечно, хвастаться не хорошо, но вся его жизнь – это похвала всей нашей вере православной, потому что так, как он жил, мало кто так живет на земле. Много людей на земле подвизается ради чего-то, погружается в какие-то техники ради своего совершенствования, предаются йоге, медитации и другим всяким техникам якобы для совершенствования своей души. А этот человек, поверив в Бога, живя в вере Божьей, жил ради другого. Не ради совершенствования своей души не понятно для чего, а ради любви к Богу. Конечно, можно сказать, что ему повезло. Но почему мы, тогда не глядя на этот пример, то же самое не делаем со своими детьми? Почему я так говорю? Будучи в трехлетнем возрасте, потеряв отца, он был своей матерью приведен к епископу, которая попросила его, чтобы он занялся его воспитанием.

У нас много в России матерей одиночек, которые не знают, как воспитывать своих детей, и приходят к священнику и спрашивают: батюшка, что делать, ребенок отбился от рук. Вот вам и пример, что нужно делать. И даже сейчас уже в это время знаем примеры, когда не на постоянное, конечно, но люди постоянно приезжают в монастырь со своими детьми, просят, чтобы духовники были их наставниками. И действительно это оказывает большое влияние на этих детей, которые растут. Я знаю много детей, которые уже выросли на моих глазах, и действительно живут жизнью, отличной от той, которой учит мир. Находясь здесь со своей матерью, если негде оставить ребенка, но даже приезжая в монастырь к любому священнику, который ничего плохого ребенку не даст. Очень часто я слышал, батюшки говорят: нет отца, найдите хорошего духовника для своего сына или дочки, и пусть духовник будет настоящим отцом для этого ребенка. То есть чтобы ребенок знал, куда обратиться в трудный час, чтобы было ему с кем посоветоваться, если с мамой какие-то проблемы непослушания или что-нибудь еще. Всегда есть к кому прибегнуть за помощью. Это очень просто.

И вот эта мать так сделала со своим сыном. И уже настолько этот человек – маленький ребенок, проникся любовью к Богу, что вопреки всем канонам епископ, которые его держал у себя на воспитании, в 19 лет рукоположил его во священники, хотя обычно это правило в 30 лет, не раньше. Но настолько человек возрос благочестием, что в 19 лет он получил сан священника и был поставлен над всеми монастырями начальником. То есть молодой 19-тилетний парень проявил такую кротость, смирение, любовь и желание подвизаться в подвиге Христовом, что был поставлен в пример, в назидание всем остальным. И когда почил преподобный Евфимий в возрасте 97-ми лет, то есть столько прожил человек в монашеском сане, 94 года. Всю жизнь человек отдал на служение Богу.

Хотя многие люди говорят: батюшка, это вас монахов касается, а мы – миряне, мы совсем по-другому живем. Но где и кто из вас скажет в Библии, в Священном Писании написано, что эта заповедь – для монахов, эта заповедь – для мирян. Нет там такого разделения. Потому что, во-первых вы все крещены и вас всех священник постригал во время таинства крещения. Поэтому не надо себе делать поблажки. Мы все будем отвечать перед Богом одинаково.

И вот когда он, прп. Евфимий, почил, он оставил такую заповедь после себя, обращаясь к своим ученикам: если любите меня, соблюдайте мои заповеди. Конечно, можно сказать, что он дерзко сказал «мои заповеди». Мы говорим «Божьи заповеди», а монах говорит «мои заповеди». Сами поймите, человек, который за всю свою огромную жизнь ничего никогда не нарушив, мог такое сказать. Потому что за свою святость во время Божественной Литургии, когда он служил, снисходил с неба огонь. И люди, которые с ним служили, видели, что рядом с ним сослужит Ангел Господень. Какую чистоту достиг этот человек. Почему это было возможно? Потому что как раз то, что он заповедовал нам, он сам имел. И он говорил: приобретайте любовь, которая есть союз совершенства. Никакая добродетель невозможна без любви и смирения.

Так оно и есть. Все люди, которые приходят на исповедь за советом, за помощью, желают чудесного исцеления, чудесного избавления, совет, чудесного вразумления для своих детей, они не хотят главного. Они сами не хотят смиряться, сами не хотят терпеть и сами не хотят любить. Так вот поэтому чудо-то заключается в том, что когда вы сами себя поменяете, сами начнете любить всех окружающих, сами начнете смиряться перед всеми окружающими. Спрашивает меня близкий человек недавно. Послал сообщение о смирении. И мне пишет человек верующий: А что есть смирение? Я человеку отвечаю: если бы ты хотя бы спрашивал совета у старших, это было бы уже начало смирения. Любое наше желание, которое мы принимаем по собственной воле, – это не смиренное желание. А вот оно: принял какое-то решение, спроси у старшего, любого старшего. Но если есть такая вера, можно и у младшего всегда спросить, у близкого человека: я вот задумал такое дело, как ты считаешь, можно его начинать? Тот говорит: да, конечно можно. Но в этот момент вы как раз открываете свою тайну. Это уже начаток смирения. И за это уже получаете доброе начало дела.

Для чего установлен Церковью молебен на призывание Святаго духа на начало дела? Как раз для того, чтобы открыть по смирению священнику это дело и вместе со священником просить у Господа решения этого дела. Вот это как раз и есть смирение. А наша жизнь по собственной воле, вот почему зачастую и происходят ошибки и нестроения, потому что это все своя собственная воля. Никакого смирения здесь нет. Есть только гордыня, похвальба.

И вот этот святой прожил такую огромную жизнь и собрал вокруг себя огромное количество подвижников. Почему? Потому что именно своей любовью, своим смирением он собрал людей, которые именно того же хотели. И вспоминая эти подвиги этого великого святого, который получил такое название – преподобный Евфимий Великий. Такую приставку имеет очень мало кто на земле, потому что такую любовь, такое смирение и такое послушание мало кто имел. И вот насчет послушания он такую заповедь сказал нам. Послушание – великая добродетель. Господь любит послушание больше жертвы. А непослушание приводит к смерти.

Будем всегда помнить эти слова, и стремиться не к непослушанию, а к смирен6ию и послушанию, любви и жить по заветам преподобного Евфимия Великого.

Аминь.

Аминь.

Иеромонах Силуан (Межинский)