Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Благодатное действие во отчаяние никогда никого не приводит, но преподает дар умиления, радость, долготерпение и душевный мир.

преп. Лев

Не благословясь, ничего не следует делать. Если мирские люди в делах более или менее важных спрашивают совета у людей более опытных, то тем более инок должен пребывать в послушании.

преп. Варсонофий

Разные есть степени блаженства, смотря по заслугам каждого: иные будут с Херувимами, другие — с Серафимами и так далее, а нам бы только быть в числе спасающихся.

преп. Варсонофий

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Дней за шесть до события, которое, дорогие о Господе братья и сестры, мы с вами сегодня празднуем, Господь сказал Своим ученикам, что некоторые из здесь стоящих, то есть те, которые в тот момент были рядом с Господом, увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

И вот сегодня мы созерцаем очами веры это замечательное чудесное божественное событие, которое у евангелистов излагается так. Взял Господь Своих учеников самых близких — Петра, Иакова и Иоанна на высокую гору и преобразился пред ними. Стал Его вид, одежда белее, чем снег.

У другого евангелиста сегодня читали: белее, чем свет. От этого видения, которое созерцали апостолы, они пришли в такой трепет, что со страха пришли в стояние исступления. Но Господь им сказал: не бойтесь. И ту божественную благодать, то ощущение, которое испытывали в этот момент апостолы, словами человеческими передать невозможно.

Мы знаем (немножко отступим от темы) когда Мотовилов, ученик Серафима Саровского, хотел узнать, какая цель христианской жизни, Серафим Саровский ему сказал, что цель — это стяжание благодати Святаго Духа Божия. И вот на его вопрос, на его непонимание, по молитвам Серафима Саровского, Мотовилову было дано это чудное откровение. Он увидел лицо преподобного Серафима как бы в центре сияющего солнца. И свое внутреннее ощущение он выразил, как только мог, простыми словами. Человеческие слова не могут передавать всего того блаженства — даже малую меру, которое уготовал Бог любящим Его. И он сказал, как мог: мне кажется, что мне так тепло, как будто я в баньке, и на душе так, что никакими словами выразить невозможно. Вот все, что он мог сказать.

Апостолы тоже не в состоянии были передать того необычайного чувства, которое они испытывали, созерцая преображение Господне. Апостол Петр, не зная, что сказать, произнес только: Господи, добро нам здесь быть (Мф. 17, 04). И уже просто по-человечески добавил: давай мы здесь останемся навсегда. Илии и Моисею, которые явились в видении Господу, давай Тебе и им поставим три шалашика, а мы и без этого обойдемся, лишь бы это состояние никогда не прекращалось, — то необыкновенное чувство присутствия близости, ощущения Божия, которое они испытывали.

Само событие Преображения Господня в плане вероучительном и догматическом освещается так, что Господь пред учениками, как говорится в службе Преображения, изобнажил Свое Божество. Слово это не совсем понятно, но русским языком выражаться неудобно. Это будет неправильный смысл. Господь под личиной человеческого естества, скрывавший свою божественную сущность, сейчас её показывает. Показывает, конечно, не во всей полноте. Не во всей. Потому что кто это может выдержать.

Преподобный Силуан Афонский всегда просил у Господа благодати. И когда получал благодать, он говорил, как бы останавливая Господа: Господи, больше я не могу принять благодати. Если Ты мне еще дашь благодати, я умру.

И вот апостолы, как сказано в кондаке службы, «якоже можаху» восприняли ощущение этого чувства благодати. И те пророческие слова Господа, что они увидят Царство Божие, пришедшее в силе, мы сейчас должны осмыслить как должно. Потому что твердое глубокое понимание основного смысла, сущности и цели нашей духовной жизни должно быть у каждого.

Ищите прежде Царство Божие и правды его. Эту заповедь дал нам Сам Господь Спаситель Иисус Христос. Искание Царствия Божие это не есть искание чего-то непонятного отдаленного абстрактного неоформленного. Ничего подобного. Искание Царствия Божия это есть, как мы читали в Евангелии, та драгоценная жемчужина, которую купец, ищущий доброго бисера, найдя, от восхищения перед этой драгоценной бесценной прекрасной жемчужиной, идет и все продает, чтобы купить эту жемчужину. Это то сокровище на поле, которое найдя человек, идет и продает все свое имение, чтобы купить это поле, на котором это сокровище, чтобы сделаться его обладателем. И вот, нам Господь заповедует искать Царствия Божия, однако не лишая своего божественного уверения в том, что оно действительно существует, и мы можем опытно познать начатки этого действия.

Так апостолы Петр, Иаков и Иоанн познали это. Также познали это и послы святого равноапостольного князя Владимира, которые обойдя разные религиозные заведения, как сказано, пришли, наконец, в церковь Софии Константинопольскую и там себя почувствовали, как не на земле, а на небе. Вот эти краткие слова, которые они сказали святому князю Владимиру, мы слухом воспринимаем. А пережить то чувство, которое испытывали эти послы, мы конечно можем только в каком-то воображении.

Но мы с вами, каждый из нас, в свое нужное установленное Божьим промыслом время обязательно познали или познаем вот это небесное чувство — чувство Царствия Божия, пришедшее в силе, ощутив которое мы воспримем никак не иначе, как драгоценную жемчужину. Равное по ценности тут и сопоставлять нельзя со всеми сокровищами века сего. Они не будут иметь для нас вообще никакой цены по сравнению с тем, что мы обрели внутренне, что мы почувствовали, что мы познали. Недаром Господь сказал, что наше сокровище есть на небе.

Но если это читать только теоретически, это нисколько не приносит никому пользы. Но Господь, по Своей милости заботясь о каждом из нас, Он обязательно приведет нас к этому, чтобы мы вот это ощутив неземное наверное не раз, а многократно, поняли в чем настоящая ценность.

Я думаю, что большинство их здесь стоящих это переживали. Просто такие случаи надо чаще запоминать. Они очень возвышают дух человека. Вспомним даже то ощущение, которое мы переживаем после обычной исповеди, когда у нас очищается, освещается душа, когда восполняются наши духовные силы. Уже из этого опытно можно познавать силу Царствия Божия, действующую в нас благодатью Христовой.

Эти примеры, которые дает нам Наш Спаситель, должны обязательно помнить, тщательно над этим размышлять. Ведь недаром в молитве ко Святому Причащению мы читаем: да во святыне Твоей Теми сохраняем, твою благодать поминаю всегда, и не к тому себе живу, но Тебе, нашему Владыце Благодетелю.

И вот эту благодать, которую мы должны предпочитать всему видимому, мы с вами будем всячески хранить и никогда её не терять. Тогда Царствие Божие в нашей душе будет всегда возрастать силою своего действия по молитвам Пречистой Матери, апостолов, Оптинских старцев и всех святых. Аминь.

Иеромонах Нил (Парнас)