Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Оши­ба­ют­ся ожи­да­ю­щие и ищу­щие удобств и спо­кой­ствия жиз­ни, для спа­се­ния не­об­хо­ди­мы скор­би, ли­ше­ния, труд­нос­ти. Ес­ли жизнь так пе­ре­мен­чи­ва, ско­роп­ре­хо­дя­ща, за­чем к ней при­леп­лять­ся?

прписп. Никон

Мы жи­вем-то в юдо­ли пла­ча; по­э­то­му и при­хо­дит­ся про­во­дить вре­мя-то иног­да ска­ча, а иног­да пла­ча. Бу­дем хоть уте­шать се­бя тою мыс­лию, что эта юдоль пла­чев­ная – вре­мен­ная. Все пром­чит­ся, все про­мельк­нет, как тень, как эхо, и нас­та­нет веч­ность пос­то­ян­ная, не­из­ме­ня­е­мая, бес­ко­неч­ная и о, да­бы для нас бла­жен­ная, свет­лая! Бу­дем на­де­ять­ся, что Гос­подь, по бесп­ре­дель­но­му ми­ло­сер­дию Сво­е­му, не ли­шит нас сей ми­лос­ти.

прп. Амвросий

Внеш­ний мир с его кра­со­та­ми бла­гот­вор­но действу­ет на че­ло­ве­ка, и ду­ша, спо­соб­ная нас­лаж­дать­ся кра­со­тою ми­ра, есть ду­ша воз­вы­шен­ная, но че­ло­век, дос­тиг­ший со­вер­ше­н­ства, со­зер­ца­ет в ду­ше сво­ей та­кую кра­со­ту, пе­ред ко­то­рой ви­ди­мый мир ни­че­го не сто­ит. Гос­подь ска­зал про ду­шу че­ло­ве­ка, лю­бя­ще­го Бо­га: к не­му при­дем и оби­тель у не­го со­т­во­рим (Ин. 14, 23). Не­пос­ти­жи­мо, как это в ма­лень­ком серд­це по­ме­ща­ет­ся Сам Гос­подь, а где Гос­подь, там и рай, там и Царство Бо­жие. Царство Бо­жие внутрь вас есть (Лк. 17, 21).

прп. Варсонофий

Проповедь в Троицкую родительскую субботу

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Дорогие о Господе братья и сестры, мы с вами стоим в преддверие очень большого праздника, когда будет вспоминаться событие просто вселенского масштаба – это день рождения Церкви, Пятидесятница. И вот Церковь в своем Уставе определила субботу перед праздником Пятидесятницы, Дня Святой Троицы, совершать заупокойную службу. Она называется Троицкая родительская суббота. Совершая эту службу, думая о том, что происходит, о чем мы молимся, мы сталкиваемся с таинством смерти. Вообще, таинство смерти – это то, во что врезаются вопросы любого человека думающего, мыслящего и размышляющего над следующим: в чем цель и смысл моей земной жизни; для чего создавать семью; для чего воспитывать детей; для чего создавать карьеру; для чего тратить половину своей жизни на учебу и так далее, и так далее. В чем цель и смысл всего этого, когда мы все умрем?

Вот 22 января 2018 года в 12 часов ночи в больнице скончался наместник Оптиной пустыни архимандрит Венедикт, который 27 лет управлял обителью, управлял достойно, поднял ее из руин. И вот на день его кончины один из наших монахов написал замечательное стихотворение. Я полностью его читать не буду, но самое пронзительное – это была последняя строчка. Она звучит так: «Жизнь только началась в 12 ночи». В тот момент, когда он умер, только всё началось. Началось то, ради чего происходило всё предыдущее, вся предыдущая жизнь.

И вот задаемся вопросом: «Хорошо, что надо делать? Что нас просят? Какие условия для того, чтобы войти в блаженную, вечную, счастливую жизнь с Богом?» Какой же вопрос нам зададут, ответив на который утвердительно, мы войдем? А вопрос будет следующий – тот вопрос, который апостолу Петру задал Христос сегодня в Евангелии. Мы всё это слышали. И этот же вопрос будет задан и нам: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Христос сказал, что весь закон, вся инструкция для нашей жизни сводится всего к двум заповедям – всего к двум! Первая из них и самая главная – возлюби Бога, вторая – возлюби ближнего. И вот то, как мы научимся этому или нет, зависит определение нашей будущей жизни. Какова будет она? Будет ли это воскрешение в жизнь или, как сказал Христос, воскресение во осуждение?

Вот мы сейчас молимся, поминаем своих усопших родных. Мы что, Богу напоминаем о том, что людей надо любить, людей надо спасать? Мы что, об этом Богу напоминаем? Да нет, конечно. Всё Евангелие и все апостольские послания, где, как сказано, открыта вся воля Божия, там говорится о следующем: Господь хочет всем человекам спастись и в разум истины прийти. Господь сказал Своим последователями: Я пришел не для того, чтобы судить мир, но для того, чтобы его спасти. Бог настолько любит человека, что Сам стал человеком и ради него принял позорную смерть, мучение и распятие на Кресте. Поэтому все вопросы о том, любит ли нас Бог – они отпадают. Зачем же тогда нам молиться о упокоении усопших сродников? Результат нашей молитвы – то, что происходит там, в мире невидимом. Это для нас остается тайной и останется тайной: мы не знаем до конца, что происходит, мы уповаем на милость и на любовь Божию. Но то, что точно – эта молитва нужна для нас.

Когда старца Амвросия спросили, говорят: «Батюшка, как же научиться любви?» Отец Амвросий ответил следующим образом, он говорит: «А ты делай дела любви – и научишься». И говорит: «Даже тогда делай, когда внутри при этом ты ничего не переживаешь и делаешь, казалось бы, машинально – всё равно делай». Вот эта молитва – это воспитательный процесс для нас, для того, чтобы воспитать в нас любовь.

Вот о тайне будущего века приоткрывают два человека: один – святой, другой – еще пока нет, но, несомненно, тоже человек святой жизни. Это преподобный Силуан Афонский и известный ученик известного старца Иосифа Исихаста – Ефрем, старец Ефрем Филофейский, или, как его называют, Аризонский, потому что конец своих дней он провел в Соединенных Штатах Америки, открыл 20 монастырей. Ефрем Аризонский сказал, что в будущей жизни несказанный рай, несказанная радость, веселье и блаженство будет, когда один человек увидит другого человека – любая встреча будет раем. Преподобный Силуан Афонский сказал, что в Царстве Небесном – там равенства не будет. И Священное Писание нас об этом предупреждает: Одна слава – солнцу, одна слава – луне, другая слава – звездам; и звезда от звезды разнится в славе. Но преподобный Силуан говорит: «Те, кто ниже, одно из их блаженств будет то, что они будут несказанно радоваться за тех, кто выше». Все будет совсем по-другому, как здесь. И вот цель и смысл всего, что происходит – наших молитв, наших дел, чтения Писаний, стояния на службе, но и всего-всего-всего другого – оно нужно только для одного. Для того чтобы научиться самому главному – научиться любви и делать вот эти дела любви.

Поэтому, дорогие братья и сестры, безусловно, Господь хочет всем спастись. Безусловно, что Бог – Он всегда будет искать за что человека не осудить, а за что его помиловать. Поэтому будем молиться. Участь своих родных и близких, которые уже ушли, возложим на Бога, на Его милость, а сами будем стараться для того, чтобы быть неравнодушными. «Господи, я не могу остаться равнодушным к тому, кто ушел, и я не знаю точно об его участи, поэтому я молюсь Тебе: ими же веси судьбами спаси и помилуй всех усопших, всех живых». И тогда Царствие со Христом – это будет несказанная радость. Не страх суда, а будет радость: наконец-то, свет и истина! Потому что Христос сказал, что Он – свет, а суд заключается только в следующем, что люди больше возлюбили тьму; а тот, кто любит свет – он идет к свету, чтобы явились дела его.

Поэтому, дорогие братья и сестры, всем Божьей помощи в том, насколько у каждого есть сил в этой жизни делать дела любви, чтобы в будущей жизни не посрамиться. Аминь.

Иеромонах Филофей (Магеррамов)