Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ес­ли обы­мут тя скор­би – ра­дуй­ся, ибо ты тог­да идешь ис­тин­ным пу­тем. А кто не от­бе­га­ет от скор­бей и не­сет оные по си­ле, тот и по­лу­чит Царство Веч­ное.

преп. Анатолий

Ес­ли хо­чешь воз­ра­до­вать­ся ра­дос­тию не­изг­ла­го­лан­ною, то по­тер­пи те скор­би, ко­то­рые от Бо­га по­сы­ла­ют­ся те­бе, и не рас­ка­ешь­ся.

преп. Анатолий

Не изыс­ки­вай са­ма се­бе скор­бей, ко­то­рых ты ис­кать не обя­за­на, а ищи, и зе­ло ищи То­го, Ко­го мы с то­бой обя­за­ны, и не­от­лож­но обя­за­ны, ис­кать; ищи Ии­су­са, Же­ни­ха на­ше­го, Пи­та­те­ля на­ше­го, На­деж­ду на­шу, Жизнь и Свет очей на­ших! И не пос­ты­дим­ся.

преп. Анатолий

СВЯТАГО ПРОРОКА БОЖИЯ ИЛИИ

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Дорогие о Господе братья и сестры, мы все сейчас с вами собрались в святой Храм, чтобы от всего сердца, от всей своей души восхвалить, возблагодарить Святаго пророка Божия Илию, которого все мы с вами любим всей своей душой.

Ответим вот на такой вопрос: почему мы особенно любим некоторых святых? Наверное, из людей точного ответа никто дать не сможет. Дело это таинственное, это дело Благодати. Почему Божия Благодать в нашем сердце совершила большую такую любовь к Илие пророку. И конечно, некоторые мысли по этому вопросу выразить можно, как мы знаем Илия пророк, в особенности среди святых, отличался своей пламенной ревностью по Бозе, ревностью по Благочестию, вот того самого качества, которого всем нам теплохладным, очень сильно не достает. Но одно только это теоретическое понимание, что мы по молитвам Святаго Божия пророка Илии можем получить Благодать горячего и ревностного по Бозе сердца, одной только этой мысли недостаточно, чтобы возлюбить пророка.

И вот нам (практически каждому из нас) Господь опытно дает пережить некоторое состояние ревности. Если мы вспомним как следует свою жизнь — кто-то из нас крестился в детстве, другие крестились сознательно в возрасте, но не сам момент крещения, а вот когда человек уже осознанно обращается к Богу и начинает жить духовной церковной жизнью, как правило, Господь дает таковому человеку первую ревность.

Понятие первой ревности каждому из вас известно не только теоретически, но и на практике. Когда мы обратились к Богу, мы начали больше молиться, кто-то очень много молился, старались жить постнической жизнью, старались как можно больше посещать церковные службы. И вот, это состояние все мы переживали, и переживали это состояние каждый в свое время. У кого-то эта первая ревность длилась несколько лет, у кого-то год, у кого и того меньше, но, тем не менее, этот период первой ревности, во-первых, он играет чрезвычайно важную роль в нашей духовной жизни.

В каком плане? А вот в каком: когда мы жили вне Бога, мы работали греху, мы не знали что такое добро вообще и совершали страстные дела. Пусть они по внешности, с точки зрения человеческой, были добрыми: дарить подарки своим знакомым, друзьям, тем людям, от которых мы могли бы получить какую-то пользу, лицемерно что-то делали, хвастались и все это считали «хорошим». И вот, когда нас, по своей милости, Бог обратил, мы отказались от всего этого человеческого, мирского и страстного и стали ревновать о Божественном, молиться, часто исповедоваться, бороться со страстями, много читать святых отцов и мы узнали новую жизнь. И, вот это время первой Благодати, которое было прекрасно в нашей жизни и составляла огромнейший контраст с предыдущей жизнью, конечно, у нас в сердце запомнилось на всю нашу оставшуюся жизнь.

Но время это не может продолжаться бесконечно. По какой причине? По той причине, что пока человек не приобретет смирение сердца, т. е. глубокое сознание в сердце того, что мы без Бога ничто, без Божией помощи ничего сами сделать не можем, как Господь верно сказал: без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15, 5).

Так вот, когда мы все это осознаем не умом только, но и сердцем, и тогда, все доброе мы будем приписывать только Богу, вот тогда, наша ревность будет постоянной. А первая ревность, она не может быть долгой, потому что в нашем сердце нету этой смиренной основы, нет! Это лишь какое-то время для возвышения нашего духа, для того, чтобы мы вкусили сладость добродетели, для того, чтобы мы поняли, что бывает жизнь возвышенная.

И вот, когда она пройдет, эта первая ревность, мы сейчас и многие годы, десятки лет, находимся уже в обычном состоянии, в таком охлажденном, и вот мы уже не можем считать то, что мы иногда молимся, иногда посещаем храмы, иногда исповедуемся, иногда стараемся доброе что-то сделать, заповеди какие-то исполнить, потерпеть наших ближних, отказаться от излишеств, попоститься... Мы уже отдельные эти всплески добродетелей не считаем чем-то великим, потому что узнали как жить в Благодати Божией во время первой ревности. Однако же, теперь, мы все равно тяготим к предыдущей жизни, — о предшествующем этом периоде, сожалеем о нем, не считаем себя хорошими, благодаря тому, что узнали что-то высшее и лучшее. А не было бы этого времени, времени первой ревности, мы, по сравнению с нашей греховной жизнью, и сейчас считали бы себя «святыми подвижниками».

Вот, на сколько важно пережить этот возвышенный период. Но наше сердце не может удовлетворить такое нынешнее наше состояние, все равно мы воздыхаем о том, что живем уже не так, что ослаблены, что холодны, и мы очень горячо надеемся на помощь Божию в этом. Что уже, хотя бы не сразу, хотя бы постепенно, и по молитвам ревнителей Божиих, первый из которых Святой пророк Божий Илия, мы рано или поздно получим вот эту пламенную ревность по Бозе.

Что это такое за жизнь? Ну, я думаю долго объяснять не надо, все мы прекрасно это знаем, что когда душа наша горит молитвой, что мы на службу бежим, чтобы прийти пораньше, стоим всю службу, пламенно возсылая Богу молитвы, внимательно все слушаем, дома горячо и много молимся, стараемся всей душой помогать людям, не привязываться к земному, все это мы с вами очень желаем и обязательно все это у нас будет только тогда, когда мы постепенно смиримся.

Не надо ставить близких каких-то планов, успехов, нельзя, потому что любое духовное дело имеет свою постепенность, как это ясно описано в лествице. И только по приобретении глубокого духовного опыта познания своей немощи и действенности всесильной Благодати Божией, только с этим в нас будет постепенно возрастать степерь действия Благодати, а следовательно, и добродетели. Но мы надеемся на то, что обязательно, по милости и Благодати Божией и по молитвам Святаго пророка Божия Илии, все у нас это, хоть когда-то, да будет, и мы с пламенной душой, с горячим сердцем, с любящим существом обязательно в этом прекрасном, возвышенном состояние и придем к порогу нашей жизни, о которой Господь говорит: в чем застану, в том и сужу.

И вот, в таком состоянии Благодати, в соединении с Богом, мы предстанем лицу страшного Судии и по Его бесконечной любви и милости войдем в Небесное Царствие, в общение со всем святыми, с пророком Божиим Илией, с Матерью Божией, с оптинскими старцами и всегда в радостях будем там пребывать. Аминь.

Иеромонах Нил (Парнас)