Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

По­лез­но нам всег­да пом­нить, как мыс­ли­ла бла­жен­ная Фе­о­до­ра, ко­то­рая при про­тив­ном об­ра­ще­нии с ней дру­гих го­во­ри­ла се­бе са­мой: „Ты не­дос­той­на люб­ви ближ­них".

преп. Амвросий

Сле­ду­ет и долж­но по­за­бо­тить­ся вся­чес­ки, что­бы из са­мо­у­го­дия не ме­шать спа­се­нию ближ­не­го, и ми­ру его ду­шев­но­му, и ус­пе­ху ду­хов­но­му. За это от­да­дим ве­ли­кий от­вет Бо­гу, ес­ли не бу­дем ос­то­рож­ны. Долг хрис­ти­а­нс­кий со­дей­ство­вать спа­се­нию ближ­не­го, а не пре­пя­т­ство­вать.

преп. Амвросий

Долж­но ста­рать­ся о всех лю­дях иметь хо­ро­шее мне­ние. Один Бог – Серд­це­ве­дец, мы же о лю­дях бе­зо­ши­боч­но су­дить не мо­жем.

преп. Иларион

Преподобного Амвросия Оптинского

Сегодня, дорогие отцы, братья и сестры, великий старец, светильник всероссийский преподобный Амвросий собрал нас вновь под сенью этого храма, всех пустынно и оптинолюбцев, всех почитающих этого светлого светильника веры, того ласкового и любвеобильного старца, который был утешителем тысяч людей. Мы притекаем к нему, потому что его человеческая мера вышла из границ простого человеческого естества. Но укрепляясь в Боге, приобщаясь и приобщившись жизни Пресвятой Троицы, облагодатствованный, он смог стать тем, каким мы его знаем, утешителем огромного числа людей, способным вмещать горе, скорби, страдания и болезни других людей. И не только вмещать, подавая утешительный совет, ободрительное слово, но и исцелять силой благодати Божьей и души и тела людей.

Преподобный Амвросий привлекал и привлекает поныне, ныне уже по исходе своей жизни, спустя более ста лет, неограниченный уже пределами физиологии, физического мира, но пребывая в Боге духом Божьим постигает и достигает всех, обращающихся к нему. Хотя и при жизни своей он знал очень многих, которые никогда воочию его не видели, но лишь слышали, и даже тех, кто о нем не знал. Но тем более теперь он привлекает каждого из нас своей любвеобильной душой. При жизни своей он не был каким-то особо нарочито назидательным. Не было в нем какого-то морализаторства, но слова его были просты, кратки, откровенны.

Иногда в полушутливой или совсем шутливой форме он мог сказать совсем немного, два-три простых слова. Но от этих слов словно бы бремя тяжести, гора грехов сваливалось с души человека, или порой отпадала та неразрешимость, которую носил с собой человек целые годы. Почему так происходило? Потому что преподобный Амвросий носил в себе любовь Христа Спасителя, потому что он, возлюбив Бога и преисполнившись любовью к Нему, возлюбил и каждого ближнего. Именно эта деятельная сила подавала ему возможность проникать в сердца, не только в умы, но прежде всего в сердца и в души людей, приходящих к нему, потому что слово его было облагодатствовано этой силой, преисполнено ею. И именно эта сила творила чудеса, потому что он говорил не поверхностно, но каждого, к кому обращал он свое слово, он безгранично любил, дорожил этим человеком. И поэтому слово его и совершало такие великие чудеса.

И нас с вами он также, конечно же, учит, чтобы и мы стремились не быть лицемерными, не быть хладными, не быть равнодушными в этом мире, где любовь иссякает все больше и больше. В мире, где люди все менее интересуются друг другом, теряя основы человеческой жизни, когда люди не способны друг с другом договариваться, когда внутри семей растут все больше и больше конфликты. Люди не способны нести ни крест искушений, ни крест скорбей, не имея ни капли снисходительности и терпения друг к другу, готовы с каждым из современного общества потребления, также потреблять и других окружающих людей. Не получилось с одним — начал с другим. Не могу дружить с этим — начну дружить с тем. И так до бесконечности человек меняет окружающий его мир, превращая свою жизнь словно бы в ад, где он ни с кем не может ни ужиться, ни договориться, никого не может в состоянии не только не терпеть, ни тем более любить. А мерилом всего он поставляет только свое «я», свое удовольствие, свои прихоти, свои какие-то человеческие радости. И человек остается один наедине со своим бременем страстей, не изжитых ни покаянием, ни молитвой, ни сердечным поиском Христа и желанием глубинного изменения своей души. И, увы, это довлеет в современном мире.

Но не таковы должны быть мы с вами, потому что мы не должны сообразовываться по стихиям мира, как говорит апостол. И как говорил апостол Павел, что хорошо укреплять сердца благодатью, а не пищей. И вот преподобный Амвросий он нам в этом смысле великий пример, как светило, которое во мраке ночи ведет людей в правильном направлении, как путеводная звезда, на которую мы можем ориентироваться, находясь в каких-то своих недоуменных обстояниях и состояниях. Преподобный Амвросий бывал часто и ласков и весел, но мог грозно обличить, хотя никогда не настаивал на своем. О чем он и говорил, что старайтесь слушать моего первого слова, потому что я человек, которого легко уговорить; но лишь первое слово и есть воля Божия. В этом смысле он научает человека послушанию, потому что послушание действительно пытается уразуметь не только внешнее слово, но сам Дух, подаваемый ему совет и руководство. Но, к сожалению, мы тесним келии духовников и старцев, чаще всего настаивая на своем. Мы не желаем чаще всего слышать волю Божию. Но мы так подробно хотим все объяснить своим наставникам, почему ему нужно благословить именно то или иное так, и никак иначе, что конечно же не является послушанием. И преподобный Амвросий в этом смысле сам был послушником старца Льва, а впоследствии старца Макария. Именно благодаря этому великому послушанию беззаветному он достиг таких духовных высот. Сам, будучи выращен в этом духе послушания, в этом святоотеческом предании и предании Христовом евангельском, он побуждал и других к этому, понимая, что без этого послушания, настоящего послушания, отсечения своей воли пред волей божественной человек ничего в духовной жизни достичь не сможет. И в своем ласковом слове он преподавал то, что действительно нужно было человеку, говорил ему самые необходимые слова, словно бы сердцем к сердцу приникая к душе всякого человека. И эта его любовь, привлекая и нас с вами, согревает, утешает и наставляет поныне.

И почитая его святую и светлую память, помня из воспоминаний о том, каким он был, но имея опыт и личного обращения к старцу, которое открывается нам как щедродательное и любвеобильное, постараемся идти его путем, постараемся стремиться жить и в послушании, и в любви к Богу, и в стремлении к богоугождению во всяком деле, во всякой мелочи своей жизни, во всякой минуте и мгновении, которое дарует нам Господь для стяжания жизни вечной и ничего иного. Потому что это и есть главный смысл и существование нашей с вами жизни. Аминь. Спаси вас Христос.

Иеромонах Назарий (Рыпин)