Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

На­ча­ло спа­се­ния сос­то­ит в том, что­бы ос­та­вить свои хо­те­ния и ра­зу­ме­ния и сот­во­рить Бо­жии хо­те­ния.

преп. Амвросий

На­до тер­пе­ли­во по­нуж­дать се­бя на вся­кую доб­ро­де­тель ра­ди Гос­по­да, трез­вен­но сле­дить за все­ми сво­и­ми чувства­ми, мыс­ля­ми, де­ла­ми, на­до при­зы­вать на по­мощь Гос­по­да Бо­га, на­до прий­ти в сми­ре­ние и соз­нать, что сво­и­ми де­ла­ми без Бо­же­ст­вен­ной по­мо­щи че­ло­век ни­че­го не ус­пе­ет. И ког­да, на­ко­нец, уго­то­вит­ся со­суд ду­ши и те­ла че­ло­ве­ка, ког­да наст­ро­ят­ся стру­ны его псал­ти­ри во вся­ком сми­ре­нии, тер­пе­нии и бла­го­чес­тии... тог­да при­дет вре­мя, и раз­да­ст­ся чуд­ное пе­ние, и поль­ют­ся прек­рас­ные див­ные зву­ки ду­хов­ной жиз­ни, и уз­рят мно­зи и убо­ят­ся, и упо­ва­ют на Гос­по­да (Пс. 39, 4), ибо от со­е­ди­не­ния с Гос­по­дом по­лу­ча­ет­ся это пе­ние не­из­ре­чен­ное.

преп. Никон

Да ук­ре­пит Гос­подь ду­шу твою и да на­са­дит в серд­це ве­ру, на­деж­ду и лю­бовь, суть ве­ли­кие и глав­ней­шие доб­ро­де­те­ли, ибо ве­ра зас­тав­ля­ет нас ве­ро­вать, на­деж­да – упо­вать, лю­бовь – лю­бить Бо­га, и сии три доб­ро­де­те­ли все рав­но нуж­ны нам ко спа­се­нию, без сих ник­то не удос­та­и­ва­ет­ся нас­лаж­дать­ся ли­цез­ре­ни­ем Бо­жи­им и ник­то не мо­жет спас­ти­ся.

преп. Лев

ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОГО АМВРОСИЯ СТАРЦА ОПТИНСКОГО Неделя 18-я по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодняшний воскресный день, дорогие отцы, братья и сестры, мы собрались в этом храме прославить великого угодника Божия преподобного Амвросия Оптинского старца. «Яко к целебному источнику притекаем к Тебе, Амвросие, отче наш» воспевает церковь. И поистине он как многоцелебный источник, источник, полный воды, воды живой и чистой, дающий прохладу и свежесть, утоляющий жажду, напаяет многих и многих людей.

«Притекаем к тебе, Амвросие, отче наш»

Каждый из нас, вчитываясь в страницы жития старца, имея молитвенный опыт обращения к нему, поражается глубиной и широтой сердца и души этого человека. Как не тесно вмещалось в этом сердце огромное количество людей, тысячи обращавшихся к нему тех, кто порой находил в старце уже последнюю надежду в своих и болезнях неисцельных, и в совершенно запутанных обстоятельствах жизни, и совершенно неразрешимых по человеческому взгляду и разумению обстоятельствах. И вот он, этот старец, так много утешавший в своей жизни, утешает и нас с вами.

Его сердце такое кроткое и нежное, с удивительным теплом способное принять в себя каждого и даже тех, кто совершенно этого не ожидал порой. Было очень много случаев, когда старец еще при жизни своей являлся многим людям в совершенно разных обстоятельствах и затруднительных положениях. Являлся с тем, чтобы помочь. То есть он не дожидался, когда кто-то придет к нему сам, но сила его любви к ближнему, его сострадание было так велико, что он по широте Духа Божия, которое он в обилие имел в своем сердце, распространял свою любовь даже на тех, кто был открыт ему как нуждающийся. И он шел навстречу своей молитвою, своим заступлением, вразумлением, своей помощью к этим людям, предваряя их просьбы, опережая их желания и решимость обратиться к нему. А порой обращался даже к тем, кто совсем его не знал и лишь едва слышал о нем. 

Нас поражает и удивляет святость человек. Какого величия может достичь человек во Христе Иисусе. Но видя результат жизни, подвига преподобного Амвросия, как нечто конечное уже, мы воспринимаем это как что-то особенное, чудесное. И таковым оно действительно и является. Но за этой щедрой и любящей душой, которая открывается нам в преподобном старце Амвросии, стоит многолетний подвиг, кропотливый монашеский труд, хранение себя, понуждение себя на всякое доброе дело, решимость служить Богу в любой мелочи. Невозможно собрать и исчислить этих каждодневных подвигов старца именно потому, что в каждом дне своей жизни, в обстоятельствах выбора старец выбирал то, что угодно Богу, то, что желает Господь и повелено Богом человеку в Евангелии. И вот это его решимость всецело служить Спасителю мира, неленостно исполняя Его заповеди, и произвела этот великий плод, которому поражаемся и наслаждаемся ныне мы с вами.

Но это его претрудное подвижничество есть пример и для нас с вами, чтобы мы с вами не просто наслаждались его дарованиями, но имели их как урок, как назидание, как своего рода путеводную звезду или как маяк для сбившегося с пути моряка, который носим волнами где-то вдалеке вдруг он видит этот свет. И ориентируясь на него, он может выплыть к спасительному берегу.

Однажды одна монахиня, придя к старцу Амвросию, небрежно каялась, перечисляя формально какие-то грехи, говоря, быть может, вот тем или этим грешна. И старец Амвросий дохновенно сказал: разве так каются? И став на колени в святом углу своей кельи, воздел руки к небу. И эта монахиня, пораженная ужасом, увидела, как отверзлось небо, небо духовное. Исчезла кровля, келия. И старец, озаренный светом благодатным свыше, вознесся от пола, молясь на воздухе. Она пришла в ужас от этого видения. И с содроганием сердца со страхом и трепетом наблюдала это. После чего старец, когда все закончилось, сказал ей: вот до чего может довести человека покаяние. И заповедал ей до смерти его не говорить никому, что она видела.

Покаяние есть состояние души человека. Покаяние есть не сухие лишь вздохи и скрупулезные, но мертвые перечисления. Покаяние есть осознание своего пленения в объятиях ада в цепких когтях духов злобы, свое жалкое положение, осознание его. И слезный плач ко Христу Спасителю, Который единый способен исторгнуть нас из этих цепких уз и объятий, Плач, как осознающего себя человека погибающим, пленника ада. И вот в этом плаче рождается святость, рождается пробуждение души, ее очищение, познание себя и в нем глубочайшее смирение, вменяющего себя ни во что, и одновременно глубочайшее сострадание ближним, как к тем, кто является такими же несчастными и страждущими людьми, которыми также пытается поругаться враг рода человеческого. Это покаяние явил нам преподобный Амвросий, даруя нам и показывая эту возможность стать на этот путь.

И пусть мы, чествуя этого старца, почитая его, прося его и, конечно же, получая помощь от него, стремились и сами ставать и идти этим путем покаяния, покаяния не ложного, истинного покаяния, спасительного, приводящего душу человека к Богу, Который есть средоточие нашей жизни, ее великий смысл, и единственное, что может дать человеку возможность жизни вечной. К чему да устремимся мы молитвами преподобного отца нашего Амвросия Оптинского старца. Аминь.

Иеромонах Назарий (Рыпин)