Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Все прос­тое бли­же к Бо­гу, а муд­ре­ное и вы­со­кое от­да­ля­ет нас от Бо­га.

преп. Амвросий

В ду­хов­ной жиз­ни вещь весь­ма хо­ро­шая вов­ре­мя бла­го­ра­зум­но объ­яс­нить­ся, вов­ре­мя поп­ро­сить про­ще­ния, что­бы и свою ду­шу уми­рот­во­рить, и дру­гим по­дать по­вод к то­му же.– Не вот­ще ска­за­но в псал­мах: взы­щи ми­ра и по­же­ни и (Пс. 33, 15).

преп. Амвросий

Преж­де чем у Гос­по­да про­сить про­ще­ния, на­до са­мой прос­тить. Так ска­за­но в мо­лит­ве Гос­под­ней.

преп. Никон

«Жизнь — это всегда ступени»


Жизнь — это всегда ступени. Это ступени совершенства или ступени деградации. Ступени любви или ступени ненависти, духовного вдохновения или страшного разрушающего душевного упадка.

Каждый человек сам выбирает ступени своей жизни. По ним можно идти или в Церковь, или в ночной клуб. По ним можно взбираться, почти взлетать, наслаждаясь воздухом благодати и молитвы, а можно с понурой головой, как связанный пленник, спускаться в подвал своих бесчисленных смертоносных страстей. Человек сам выбирает, что он собирает в этой жизни — жемчуг Вечности или свиные рожки своей воли, храм или казематы безбожия?

Жизнь — это всегда вхождение! И во многом зависит от нас, каким и куда окажется это вхождение. В благодать, в глубину своего сердца, в Божественную Любовь, в Литургию... Или в звенящую пустоту гордости и поиска эфемерного, бутафорного, лакированного жизненного успеха?

Сегодня открывается таинственная катапитасма, и мы вместе со смиренными отроковицами, вместе с невидимым сонмом ангельских сил молитвенным вниманием, шаг за шагом, сняв обувь суеты и многозаботливости, входим в тишину храма.

«Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание: в храме Божии ясно Дево является и Христа всем предвозвещает».

Все взоры, и Ее престарелых родителей Иоакима и Анны, и первосвященника Захарии, и всех собравшихся в храме Иерусалимском обращены на чудесную трилетствующую отроковицу, Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим! Ветхозаветный храм принял в себя семя новой жизни — Богоотроковицу Марию, в Которой духовно прозябнет и прорастет Новый спасительный Завет человечества с Богом.

Словно вся Вселенная, усталая и изможденная, затаив дыхание, ждала этого звездного часа! Богоотроковица Мария стала избранницей Неба, избранницей всего человечества. Ей сотворил величие Сильный и Ее ублажают вси роди! Ступени храма привели Ее к ступеням Неба, к Ее самому главному, самому важному подвигу — рождению Воплощенного Бога!

Сегодняшнее Торжество — это необыкновенный оазис на нашем постном шествии к Рождеству Христову. Вчера пелись трогательные, хорошо знакомые всем рождественские ирмосы: «Христос раждается, славите, Христос с Небес — срящите...» И когда Святая Церковь в благоговейном надмирном ликовании вступит во Вселенскую радость Рождественской ночи, то мы услышим удивительные слова в богослужебных стихирах: «Что Тебе принесем, Христе, яко явился ecu на земли яко человек нас ради? Каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: ангели — пение; небеса — звезду; волсви — дары; пастырие — чудо; земля — вертеп; пустыня-ясли... Мы же — Матерь Деву!»

В лице Божией Матери человечество вышло навстречу Богу, восхотевшему спасти род человеческий. А началось это в таинственной тишине Иерусалимского храма, куда пришла по ступеням Промысла Божия, Богоневеста «воспитатися во Святая Святых».

Жизнь каждого из нас — это ступени. И часто без перил и ковровых покрытий. Жизнь бросает человеку под ноги не благоухающие розы. Она бросает боль и огненные шипы страданий и скорбей. Но каждый сам выбирает ступени своей жизни!

Русский человек мечется между Богом и рулеткой. Молится и грозит кулаком в Небо. Пляшет и плачет. Несется, неумолимо, бурной рекой жизни. Церковь и пивная — ее берега... Жалко его... Куда он причалит?

Преподобный Иустин Сербский говорит: «Страшно быть человеком». Страшно потому, что ответственно. И сколько, бывает, человек пройдет ложных дорог, сколько откроет «не тех» дверей, сколько раз споткнется в своей жизни, разобьет в кровь колени своего сердца, пока не постучится в двери храма. Двери, которые для него уже давным-давно открыты.

И сколько мыслей он не передумает, сколько восточных практик не перепробует, сколько ментальных тропинок не истопчет, пока не поймет, что нужно одно: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!»

Блаженный Августин говорит: «Возвратись в себя — истина обитает во внутреннем человеке». А апостол Павел так взывает, обращаясь к каждому из нас: «Разве вы не знаете, что вы — храм Божий и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы» (1 Кор. 3, 16 – 17).

Церковь — это мастерская спасения. И ее задача, ее цель, ее главное попечение, ее непрестающая боль — это душа человека! Церковь хочет разбудить человека, хочет показать, что храм его души разорен; что он нуждается в восстановлении. «Блажени слышащие слово Божие и хранящие е» (Лк. 11.28)

Человеческая душа расцветает своей внутренней красотой, когда ищет единого на потребу, когда ступает ступенями молитвы, любви, покаяния, смирения, доброты, жертвы! Старец Паисий Святогорец говорит: «Смысл моя жизнь будет иметь тогда, когда я буду постоянно помнить о человеческой боли и молиться за мир!»

Отец Софроний (Сахаров) был поражен тем молитвенным настроем русских людей, который он увидел, приехав в Россию из Англии в 1958 году. «Народ в России молится с таким усердием, чтобы не сказать «огнем», какого — огня — нигде в мире больше не встретишь. Люди стоят в церкви часами и не хотят уходить из нее...» Когда старец давал крест после Литургии, он увидел много плачущих лиц. Он вспоминал, что одна женщина плакала с таким глубоким страданием, что «даже мое сердце заболело...» «Какое у Вас горе?» — спросил старец. «Молитесь за меня, — сказала женщина, — у меня сын неверующий!» «Я был поражен глубиной ее страдания, которое было не меньшим, чем страдания матери, потерявшей единственного сына!» — рассказывал о. Софроний.

Всякий праздник Божией Матери — это праздник чистоты и света, духовного вдохновения и преданности Богу! Вся жизнь Пресвятой Богородицы, от рождения Ее и до Успения — великая и глубокая Тайна. Какой человеческий или ангельский ум может вместить тайну Ее духовного возрастания в храме? Какая душа поймет ее покорность, трепет и самоотверженность при Рождении Ее Божественного Сына в Вифлеемском вертепе? Какое сердце не разорвется в кровавые клочья, если только на миллионную долю секунды попытается понять Ее скорбь у Голгофского Креста?

Сегодня Святая Церковь с благоговением зажигает все свои свечи. Затепляет все многомиллионные лампады. Сегодня тихо, трепетно, благоговейно входит Богоотроковица во Святая Святых! Она показывает нам пример любви к храму, к молитве, к созерцательной жизни. И мы должны обязательно вдохновиться этим шествием по Божественным ступеням! Должны не «скрыть серебро Господина Своего» (Мф. 25, 25)!

Каждый из нас сам выбирает ступени своей жизни. И пусть эти ступени будут ступенями в храм! «Каждый наш день, — говорит праведный Иоанн Кронштадтский, — да будет ступенью восхождения на Небо, а вся жизнь — Лествицей в Вечность!»