Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ког­да кто пус­тос­ло­вит, тог­да он не мо­жет вни­ма­тель­но жить, пос­то­ян­но рассе­и­ва­ет­ся. От мол­ча­ния рож­да­ет­ся без­мол­вие, от без­мол­вия – мо­лит­ва, ибо как мо­жет мо­лить­ся тот, кто на­хо­дит­ся в рас­се­я­нии? Вни­май­те се­бе, вни­ма­тель­ная жизнь – цель мо­на­ше­ст­ва. Ска­за­но: „Внем­ли се­бе!"

преп. Варсонофий

До­ро­жи вре­ме­нем, оно не­во­зв­рат­но, вни­май бо­лее се­бе, да сос­то­ит в сем-то твой и под­виг.

преп. Лев

Тщес­ла­вие и гор­дость хо­тя од­ной зак­вас­ки и од­но­го свой­ства, но действие и приз­на­ки их раз­ные. Тщес­ла­вие ста­ра­ет­ся улов­лять пох­ва­лу лю­дей и для это­го час­то уни­жа­ет­ся и че­ло­ве­ко­у­год­ни­ча­ет, а гор­дость ды­шит пре­зо­р­ством и не­у­ва­же­ни­ем к дру­гим, хо­тя пох­ва­лы так же лю­бит.

преп. Амвросий

Душе нужно успеть переодеться...

Страшно отказаться от Царского Пира! Страшно не потому, что можно вызвать гнев Царя, — а потому, что этим можно оскорбить любовь! Каждый день Бог выходит на поиски человека…

Весь окружающий нас мир — это проповедь Божественной Любви! Везде — и в пожелтевшей осенней травинке, и в роскошном шатре звездного неба, и в величественном полёте птиц, — везде, куда не посмотришь, обязательно увидишь отблески Божественной Славы!

Но наипаче эта Божественная Слава сияет в красоте и величии человеческого сердца, человеческой души!

...В Крещенском чине Великого освящения воды есть такое молитвенное обращение к Богу: «Ты, от четырех стихий тварь сочинивый…» Замечательно звучат эти слова: «тварь сочинивый»! Мир — это стройная Божественная поэма, Прекрасная симфония Невидимого Художника! И человек, его душа — это самая прекрасная нота в этой Небесной симфонии. Таким он был задуман, сочинён, сотворён Богом!

343322 И когда человек через грехопадение потерял, исказил, растоптал свою красоту, то Сам Бог воплотился и пришёл на эту обожжённую грехом землю, чтобы вытащить человека из мрачной глубины падения, гибели, порока, смерти. Преподобный Макарий Великий замечательно говорит, что «Христос — это рыбарь, забросивший сеть в пучину морскую и из этой смертной глубины вытащивший Адама».

В каждое человеческое сердце стучится Господь. Каждого человека, живущего на земле, Господь терпеливо, с величайшей Отеческой Любовью зовёт на этот удивительный пир веры, любви, вечности: «Глаз не видел, ухо не слышало, и на сердце человеку не приходило, что приготовил Бог любящим Его». И человек должен ответить любовью на любовь, должен выйти на взыскание Бога!

«Любящие Мя — люблю, и ищущие Мя — обрящут благодать». И  если человек слышит Божественный призыв ко спасению, если он живёт, вернее, старается жить по заповедям, если он движется к совершенству, то, по выражению святых отцов, он становится чем-то большим самого себя, потому что обожается, становится сыном Божиим! Преподобный Макарий говорит, что душа христианина, соединяясь со Святым Духом, «должна стать вся — светом! вся — оком! вся — духом! вся — радостию! вся — упокоением! вся — любовию! вся — милосердием! вся — благостию и добротой!» Это происходит, если душа откликается на зов Божий! Эти плоды духа можно стяжать, вкусить только в Церкви, только на Её сокровенном таинственном духовном пиру! «Вкусите и видите, яко благ Господь!» …но «много званных, а мало избранных».

«Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего. И послал рабов своих звать званных на брачный пир — и не захотели придти. Царь говорит: «Всё готово! Приходите на брачный пир». Но они, как говорит Евангелист Матфей, «пренебрегше то, пошли, — кто на поле своё, а кто на торговлю свою» …Человек поворачивается спиной к Богу... Святитель Иоанн Шанхайский говорит, что «неидущие на Пир Господень, неизбежно идут на путь иродов». Вот она — страшная дилемма: вечность или земное поле, Бог или мелочная торговля! «Где сокровище ваше, там и сердце будет ваше»...

Клейкая паутина мира окутывает сердце человека, и он оказывается неспособным ни к каким духовным переживаниям. Святитель Николай Сербский говорит, что «человек хочет утвердиться в гавани материального благополучия». Он хочет укрепиться на этом бесплодном клочке земли, который называется жизнь и построить на нём маленький уютный тёплый рай без Бога. Он обставляет себя красивыми вещами, влиятельными друзьями, новыми идеями. Украшает свою мёртвую жизнь искусственными цветами пошлых развлечений, безумных наслаждений. Он знает, что должен умереть, но не верит в это! Наука, искусство, спорт, наркотики, блуд, деньги, бизнес, слава… — очень многих «богов» человек ставит на свой пьедестал и истово поклоняется им!

Преподобный Иустин говорит, что «почётно, но и опасно быть человеком». Человек, живущий без Бога — это жалкая бабочка, опалившая свои прекрасные крылья на холодном пламене земной жизни… Без Бога человек не живёт, а только скользит по поверхности: по поверхности жизни, по поверхности своего сердца. По поверхности любви. Он боится глубины. Он сам создаёт для себя условия, исключающие возможность встречи с Богом!... Он упоён обманчивой паточной земной сладостью! Упоён своей «отречённостью» от Неба… Да и какое там Небо? Вот она — земля, волы, молодая жена! Сколько планов, сколько задач, сколько проблем! И человек не понимает самого главного: — «не существует многих или немногих, больших или малых проблем! Проблема только одна — отсутствие Бога в его жизни».

...А что же это за таинственный человек, одетый в небрачную одежду? Царь говорит ему: «Друг! Как ты вошёл сюда не в брачных одеждах? Он же молчал…» И как это страшно: представьте, прямо с Царского пира во тьму кромешную, где плач и скрежет зубов! За что? Только за то, что одежда помята или недостаточно чиста? Да нет! Внешне может быть всё отутюжено и почищено… — душа одета в грязную одежду страстей! И себя мы должны увидеть в образе этого странного человека. Царь обращается к нему со словом: «друг!» Ждёт от него ответа, покаяния, сокрушения, но тот молчит, «коснея в своей грязи». Святитель Феофан замечает: «Можно и веру свою знать хорошо, а в жизни работать страстям и одеваться в срамную одежду души грехолюбивой». Это страшное предостережение для всех нас: есть такая опасность — потерять «первую любовь»! Когда человек приходит к вере есть у него ревность, и желание очищать свою душу, облекать её в брачные одежды добра, любви, благодати, молитвы, но со временем он скатывается опять в земную скучную колею: клочок земли, торговля, деньги, развлечения... Декларирует себя он верующим, но жизнь его, его поступки неубедительны для окружающего мира.Тем более его жизнь неубедительна для Неба!

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Нераскаянный христианин будет судим гораздо строже язычника. Не столько хулится Бог нечистою жизнью язычника, сколько развращением христианина».

Христианство не должно становиться для нас привычным! И мы не должны убаюкивать себя мыслью: «Мол, мы же не повернулись к Богу спиной, не увязли в земном поле, в земной любви, в земных устремлениях. Всё-таки мы услышали зов на Небесный Божественный пир, устремились на него!» Потому что мало устремиться, поспешить на прекрасный, удивительный пир Небесного Царя. — Душе нужно ещё успеть переодеться!