Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Да умуд­рит нас Гос­подь без дво­е­ду­шия вес­ти борь­бу с вра­гом на­ше­го спа­се­ния и гре­хом: без умуд­ре­ния от Гос­по­да и по­мо­щи Его по­бе­да не­воз­мож­на; мы не­мощ­ны и сла­бы без по­мо­щи Бо­жи­ей, а с Бо­жи­ей по­мощью все воз­мож­но, как ска­зал Апос­тол: Вся мо­гу о ук­реп­ля­ю­щем мя Ии­су­се Хрис­те (Флп. 4, 13).

преп. Никон

Чи­тая пи­са­ния свя­тых отец, мы ви­дим, что же­ла­ю­ще­му очис­тить серд­це от страс­тей нуж­но при­зы­вать Гос­по­да на по­мощь. — Это так, но мы не мо­жем тво­рить мо­лит­ву Ии­су­со­ву без рас­хи­ще­ния мыс­лей. С но­во­на­чаль­ных не взыс­ки­ва­ет Бог не­рас­хи­ща­е­мой мо­лит­вы, она при­об­ре­та­ет­ся мно­гим вре­ме­нем и тру­да­ми; как пи­са­ние свя­тых отец го­во­рит: „Бог да­ет мо­лит­ву мо­ля­ще­му­ся“, а мо­лить­ся все-та­ки про­дол­жать на­до, ус­та­ми и умом.

преп. Иларион

Ко­ли­кие бы ни восс­та­ли вол­ны на ду­шу, всег­да при­бе­гай ко Хрис­ту. Спа­си­тель, Он при­дет на по­мощь и ук­ро­тит вол­ны. Ве­руй, что Гос­подь смот­ри­тель­но уст­ро­ил та­ко­вую жизнь к ис­це­ле­нию, не от­вер­гай ее и не ищи те­лес­но­го спо­кой­ствия и мни­мо­го ми­ру, преж­де по­до­ба­ет мно­го пот­ряс­ти­ся и по­тер­пе­ти: еже­ли бу­дешь иметь отк­ро­ве­ние, то оно мно­го об­лег­чит твою брань и бу­дешь боль­ше иметь спо­кой­ствия, не­же­ли са­ма со­бою.

преп. Лев

Страстная седмица. Великий Пяток.
Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Дорогие отцы, братья и сестры, мы с вами вот уже 2000 лет живем в мире, в котором Христос воскрес, и у нас есть Святая Церковь, у нас есть Таинства, у нас есть благодать Божья, которую мы получаем в этих Таинствах, и под пологом которой, с помощью которой мы уже привыкли, мы себе не представляем жизнь уже по-другому. И вот сейчас, когда пост уже кончился, у нас многие уже как бы мыслями пребывают в этом будущем празднике, уже мы строим какие-то планы на будущее, мы уже ощущаем это праздничное настроение. Но Святая Церковь сегодня в своих богослужениях – она просит нас задержаться с этим праздником внутри себя для того, чтобы мы могли как-то молитвенно пережить вот эту всю скорбь сегодняшнего дня. Конечно, Пасха, Воскресение Христово – это «праздников праздник и торжество торжеств», это величайший праздник во всей Вселенной. Но также этому празднику предшествовал самый скорбный день, какой только когда-либо сотрясал весь тварный мир. И этот день сегодня, в Страстную пятницу.

Вот мы собрались сегодня около изображения гроба Спасителя, чтобы еще раз пережить этот момент, когда, как сказано, солнце, вся природа, солнце устыдилось и скрылось, и тьма была с третьего часа по шестой, и земля сама, как написано тоже в богослужениях, удерживалась с трудом, чтобы не поглотить, не разверзнуться и не поглотить беззаконников, которые посмели поднять руку на Спасителя. И когда Господь принял смерть на Кресте, тогда земля содрогнулась, камни потрескались, гробы отверзлись, завеса церковная раздралась надвое. Богоизбранный народ по своей собственной воле распял своего Мессию и Бога, и его духовные предводители, этого народа, расходились с Голгофы с чувством удовлетворения о том, что им удалось убить праведника. Ученики оставили Господа, все разбежались. И, конечно, нам трудно их сегодня винить, потому что не было у них ничего тогда: у них не было ни Церкви, ни Таинств, не было ни благодати, не было того знания, как у нас – мы, вот, знаем, что уже мы живем в мире воскресшего Христа.

И даже самые близкие ученики Его, которым было открыто о том, что Он – Мессия, которым Святой Дух открыл, что Он – Господь Иисус Христос, Сын Божий, Мессия, даже эти ученики – они ожидали другого Мессию, они ожидали Царствия Небесного на земле и они уже планировали, кто из них займет место по правую руку Господа, кто займет место по левую, – то есть они ожидали земного царствия. Никто из них не ожидал того, что вот эти века ожидания Мессии закончатся такой страшной, позорной смертью, вот этой казнью, потому что не было более позорной казни в Римской империи тогда, что все закончится именно так – никто не ждал. И особенно Матерь Божья, которой было предсказано, что оружие пройдет Ей душу. Вот сегодня, в этот день, как раз, это и случилось. Потому что Она с самого начала знала, кто такой Господь, что Он рожден от Духа Святаго, и что Она видела все Его чудеса, и, как написано: складывала Его все слова в Своем сердце,и это сердце и сегодня оказалось пробито этим оружием.

И вот для чего нам с вами, отцы и братья, надо сегодня все это пережить еще раз? Потому что перед праздником мы должны как-то хорошенько осознать, что вынудило Господа пойти на смерть. А вынудило – это наши с вами грехи, наши человеческие грехи. Святые отцы пишут, что Спасителю пришлось выдержать такую муку, которой не было у всех грешников в аду вместе взятых. Это нам даже трудно представить, что это было. Вот такой оказалась цена за грехи всех людей, начиная с Адама и кончая последним человеком, живущим на земле пред концом света. И наши грехи, как отцы пишут, – они тоже вносят вклад в страдания Господа на Кресте. И поэтому даже мысленно мы не можем оправдываться, что мы не присутствовали там, что мы не участвовали в распятии Спасителя, на самом деле, и участвовали, и продолжаем участвовать нашими грехами.

Спаситель страдал практически всю свою жизнь, начиная с того момента, когда Он родился, для него не нашлось место в Вифлееме, Он был рожден в скромных яслях, и вплоть до того момента, когда, вот, сегодня Он принял смерть от рук Своего богоизбранного народа. Он пришел лично к овцам погибшим дома Израилева, как Он Сам сказал, и сегодня в словах песнопений на богослужениях, Он обращается к народу иудейскому: Людие Мои, что сотворих вам? Я вернул зрение вашим слепым, Я очистил ваших прокаженных, и вы Меня за что, за какие из Моих благодеяний вы Меня напоили уксусом и желчью? И вот одним из самых больших искушений для Спасителя было то, что Он мог, как бы силой Своего Божества, как Он Сам говорил, мог послать 12 легионов ангелов, чтобы они Его освободили.

Иудеи, которые ходили мимо Креста, они смеялись над ним, издевались и кричали Ему: Сойди с Креста, других спасал, сам себя разве не можешь спасти? Но Господь выдержал этот Свой подвиг, Он не сошел с Креста, иудеи в Него не уверовали, но зато в Него уверовали мы с вами, сегодня стоящие здесь. В той стихире, которую я цитировал, там Господь продолжает свои слова, Он говорит: Я больше не буду терпеть этого, и Я призову Мои языки, и они прославят Меня с Отцем и Святым духом. И вот эти языки – это, братья и сестры, мы с вами, которые здесь сегодня стоим, в том числе и святая Русь, которая приняла христианство и процвела огромным количеством святых. И вот очень хочется надеяться, чтобы в нашей Родине, чтобы все это продолжалось, чтобы наша страна продолжала нести христианство, иго Христово на своих плечах.

Вот все страдания Господь претерпел для того, чтобы победить, чтобы преодолеть главную беду нашего человеческого рода – это наш грех. Мы грехами нашими сплетаем вот такую смертную паутину, которая держит в сетях смерти весь мир. Но Господь принял такую смерть, какая была сплетена из Его Божественной любви. И потому смерть не выдержала Его, не выдержала силы Божества, и отступила. Душа Господа сошла в ад, как у всех людей, согласно человеческому естеству, но ад был разорен, не выдержал, сокрушился, не выдержал силу Божества тоже. Старец оптинский Варсонофий в одной из своих бесед говорит, что «ад разрушен, но не уничтожен». И Господь это про Себя говорил, что Аз есмь путь и истина и жизнь – это путь через истину к вечной жизни, и по этому пути человек должен еще пройти.

Рядом с Христом были распяты два разбойника, и для нас в этом тоже глубокий смысл, потому что вот мы видим это краткое время, когда буквально несколько минут, несколько мыслей, несколько слов отделяют вечную жизнь от вечной смерти. Два разбойника, осужденные за одно и то же, как они сами говорят, но один из них хулил Бога, другой каким-то образом пережил момент покаяния на Кресте, и Господь ему говорит: Сегодня же будешь со Мной в раю.

Вот мы все с вами, здесь стоящие, мы так или иначе, с точки зрения Бога, мы – разбойники. Мы совершаем постоянные грехи, мы – преступники, и по грехам нашим, да, мы заслуженно страдаем в нашей жизни, но страдания эти могут быть и неспасительными для нас, потому что сами страдания – это не есть залог нашего спасения, а залог нашего спасения – это наше покаяние. И вот святые отцы говорят, что между покаянием и раем нет расстояния. Но покаяние это должно быть настоящим, чтобы оно смогло пробить вот эту броню, в которой наше сердце вросло уже буквально за нашу жизнь, когда мы продолжаем грешить.

И вот, братья и сестры, конечно, нам хотелось бы, чтобы мы каждый Великий пост чего-то для себя достигли, мы пытаемся, стараемся, прикладываем каки-то усилия, но в конце поста мы вынуждены признать, что и этот пост стал для нас обличением наших грехов, страстей, наших немощей, но любовь и милость нашего Бога – она безгранична. Он распялся рядом с разбойниками именно потому, чтобы показать нам, что неважно какие грехи мы совершаем, вот важно только покаяние, и любой разбойник, осужденный на самую позорную казнь, он может оказаться в раю буквально за два слова, сказанные Господу.

Поэтому давайте сегодня как-то молитвенно воззовем к милости Божией, глядя на изображение Христа, лежащего во гробе, и попытаемся умолить Его, чтобы Он сподобил и нас на покаяние, разбойничье покаяние, и сподобиться Царствия Небесного. Спаси всех, Господи.

Иеромонах Мефодий (Капустин)