Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ка­кое бы ни пос­тиг­ло те­бя огор­че­ние, ка­кая бы ни слу­чи­лась те­бе неп­ри­ят­ность, ты ска­жи: стерп­лю это я для Ии­су­са Хрис­та! Толь­ко ска­жи это, и те­бе бу­дет лег­че. Ибо имя Ии­су­са Хрис­та силь­но – при нем все неп­ри­ят­нос­ти ути­ха­ют, бе­сы ис­че­за­ют; утих­нет и твоя до­са­да, ус­по­ко­ит­ся и твое ма­ло­ду­шие, ког­да бу­дешь пов­то­рять слад­чай­шее имя Его. Гос­по­ди! Даждь ми тер­пе­ние, ве­ли­ко­ду­шие и кро­тость! Гос­по­ди! Даждь мне зре­ти моя сог­ре­ше­ния и ни­ко­го не осуж­да­ти!

преп. Антоний

Царствие Бо­жие ну­дит­ся, и без по­нуж­де­ний его ник­то не по­лу­чал. На­до сно­сить тя­го­ты дру­гих, а для это­го про­си у Гос­по­да тер­пе­ния.

преп. Иосиф

По­тер­пи, и при­дет в свое вре­мя Уте­ши­тель. Гос­подь ска­зал: В тер­пе­нии ва­шем стя­жи­те ду­ши ва­ша (Лк. 21, 19). Где не смо­жешь и не доз­во­ля­ет здо­ровье, там сми­рись и уп­ро­си крот­ко, и глав­ное – по­тер­пи. А че­го не стер­пишь, уко­ри се­бя и про­си у Бо­га по­мо­щи.

преп. Анатолий

Суббота 4-ой седмицы Великого поста Поминовение усопших

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Человек был создан Богом для бессмертия. Смерть же вошла уже в нашу жизнь грехом. Грех, как ржавчина и моль разъедает все наше бытие. Но современный человек делает все, чтобы этого не замечать. Он делает вид, что этого не происходит, что все хорошо, все замечательно, жизнь идет своим чередом. Часто слышишь от людей, что мол все, о чем вы, батюшка, говорите, я не замечаю; рядом живут люди, продолжают творить грехи, и их Бог не наказывает никак. Человеку нравится жить так, что как будто ничего не происходит.

Вид на братский Некрополь

И вот если мы не веруем в Бога, то мы мало что можем сделать для своих умерших близких. Ведь для неверующего человека жизнь прекращается с наступлением смерти, мертвое тело распадается, а душа, если она есть, исчезает. Понятно, что неверующие люди даже не представляют, что у них есть душа, к большому сожалению. Но все равно отсутствует главное — сохранность личности умершего, ибо люди думают, что личность исчезает вместе со смертью.

Ну а если вдруг все не так? Если есть душа, если она вечная, и если есть этот загробный мир, то, что же будет тогда с нами и с нашими близкими? И вот здесь есть то, что отличает православных христиан от людей мира — наша христианская любовь. Она, эта любовь, живет всегда, в том числе и любовь к нашим умершим близким. Ибо для нас умершие не мертвые, но живые. Святая Церковь свое учение о молитве за умерших основала на чем? На том, что у каждого человека есть способность к любви и к вере, опять же, на основании Священного Писания, в котором многократно говорится о пользе молитвы за усопших, на учении святых отцов Церкви, на постановлении Вселенских Соборов, и наконец, на основании тех действительных фактах, которые до нас дошли из житий святых.

Вообще история человеческая свидетельствует о том, что нет народа на земле, который в той или иной степени не задумывался о том, что же будет после смерти. И в той или иной степени человек верит в то, что есть жизнь после смерти. Вот многие смеются над индусами, что у них как бы душа переселяется из тела в тело, но даже тут они волей или неволей признают бессмертие души. Да, конечно, по человеческим меркам это слишком банально, слишком просто, то есть можно творить, что хочешь в этой жизни, а в следующей жизни все будет гораздо лучше. Но это все примитивно и не возвышенно, как у нас. Человеку свойственна любовь и ненависть, ибо любовь к истине и ненависть ко злу. Человек-христианин со времени своего крещения усваивает не только внешнее имя «христианин», но и обязан воспитывать в себе Дух Христов, небесную божественную любовь к Богу и ко всем ближним, ибо память смертная помогает человеку приблизиться к Богу.

Святой Исаак Сирин писал: помни свой последний час смертный, и ты во век не согрешишь. Все мы знаем, когда человек заболевает раком, он сразу же забывает обо всех грехах, сразу же начинает исправлять свою жизнь, потому что понимает, что эта болезнь уже финишная черта, за которой наверное что-то будет, потому что он невольно понимает, что просто так он смертельной болезнью заболеть не мог. Но как воспитывать память смертную? Преподобный Иоанн Лествичник говорит: память смертная это память Бога. Она дается тому, кто живет по заповедям Божьим. Игнатий Брянчанинов продолжает его мысль и говорит следующее: исполнение заповедей Божиих очищает ум и сердце от грехов. Человек умирает для мира и греха, но воскресает для Бога. И сердце, которое готово утешаться исполнением заповедей Христовых, стремится к Богу.

Многим людям тяжело понять. Батюшка, но вы же запрещаете пить, курить, блудить, воровать и так далее, а где же тогда получать удовольствия, развлечения, а как же получать радость в этой земле? Так вот, православные христиане получают радость от делания добра друг другу. Поверьте, есть радость, когда делаешь людям добро. Апостол Иаков заповедует нам: молитесь друг за друга, чтобы исцелиться. Но здесь говорится не только об исцелении тела, потому что сначала больна душа, а потом больно тело. То есть здесь он говорит об исцелении души. Потому и действенны молитвы Церкви о почивших, потому что мы молимся не о телах умерших, а молимся об их душах.

Патриарх Тимофей Александрийский поведал о чуде святого Архистратига Михаила. На проповеди он сказал это в храме: «Однажды я шел в сопровождении ангела Божия, который открывал мне небесные тайны о людях. И вот я услышал шум, подобный шуму многих вод, падающих с большой высоты. Когда мы с ангелом подошли ближе, то увидели огромное озеро и ужасную казнь нераскаявшихся грешников». Не будем описывать, что он там увидел. Это действительно страшно. Но в дальнейшем он увидел, что появился в чудной красоте сам Архистратиг Божий Михаил в сопровождении Херувимов и Серафимов, ангелов, святых пророков и мучеников, и приблизился к этому озеру. Это все происходило в день памяти святого Архистратига Божия Михаила 19-го числа. Все они были облечены красотой неописанной. Архангел Михаил погрузил свое белоснежное крыло в это пылающее озеро, которое при его появлении стихло, и вывел множество человеческих душ и перенес их на берег. Потом опустил второе крыло и вывел из озера еще больше душ, чем в первый раз. Тогда Херувимы и Серафимы простерлись перед ним в ниц и стали просить погрузить еще раз его крыло. В третий раз Архистратиг Божий Михаил устремил свой благой и молящий взор ко Господу, вознес молитвы и снова погрузил белоснежное крыло и вывел еще большее количество новых душ. Тогда ангелы и святые, с великой радостью приняв эти души, омыли их водой благодати, умастили их благоуханием радости и поставили пред лицом Божьим. И в тот час из завесы Господней исшел глас: Предстательством Архангела Михаила и Матери Моей Пресвятой Девы и всех Моих ангелов и избранников, исполнивших на земле волю Отца Моего, введите души в рай Божества. Ангел сказал: знай, друже Божий, что чудо, которое ты видел, повторяется ежегодно 19-го сентября в честь праздника его вождя небесного воинства за великую его победу.

Архангел Михаил помогает спастись тем, кто совершил милостыню во имя его, а также во имя мучеников святых. И Архангел Михаил предстательствует за них, ибо святые претерпели скорбь и страдания за имя Божие. Он навсегда освобождает от казни тех, за кого приносятся жертвы и молитвы. То есть это наши жертвы и молитвы. И их выводит Архангел Божий Михаил.

Мне один батюшка рассказывал про такую неканоническую икону: священник молится в храме, Божья Матерь на воздухе, огненное озеро и ангелы, которые бесконечно выносят эти души из ада. То есть, мы живем, Страшного Суда еще нет, и люди, которые попали в ад, за молитвы своих близких имеют возможность по молитве священника, которому приносятся эти поминовения в храме, в алтаре, вымаливать, то есть выпрашивать Божью Матерь, чтобы Она пускала Своих ангелов вызволять эти грешные души. И как же будет страшно тем людям, которые попав в адские муки, будут мучиться и вспоминать, что они тоже имели возможность молиться за своих близких. Но так как они не делали это при своей жизни, за них некому молиться, когда они попали туда.

Поэтому не будем мягкотелыми, не будем равнодушными, а уже сейчас изменим свою жизнь. По завету одного монаха Киево-Печерской Лавры, тот христианин, который каждое воскресенье поминает своих близких родственников, может вымолить всех своих родственников до седьмого колена. То есть, он умер, потом внезапно его положили в гроб, он постучался из гроба, открыли гроб. Он живой, говорит: дайте мне ручку и бумагу. Ему дали, он написал свой завет. И опять лег и умер. То есть он попал туда, ему сказали там: быстренько оставь после себя память. И вот эту память до сих пор все люди используют. То есть мы молимся за своих умерших и верим на основании Священного Писания, на основании всего, что мы знаем, что по нашим молитвам, по нашему предстательству пред Богом, души даже попавших в ад родственников, мы можем их вызволить.

Будем помнить слова Исаака Сирина: «Помни свой последний час, и во век не согрешишь». Аминь.

Иеромонах Силуан (Межинский)