Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Разд­ра­жи­тель­ность по­ка­зы­ва­ет нам внут­рен­нее на­ше уст­ро­е­ние, ко­то­рое на­доб­но по­беж­дать са­мо­у­ко­ре­ни­ем, тер­пе­ни­ем, лю­бо­вию, а не вни­ма­ни­ем к сла­бос­тям ближ­них и не осуж­де­ни­ем, но ино­г­да и нам на­но­сят ос­ко­рб­ле­ния, и ко­неч­но, не без Про­мыс­ла Бо­жия, что­бы по­ка­зать нам на­шу не­мощь и дать сред­ство к ис­це­ле­нию – борь­бою, со­про­тив­ле­ни­ем и сми­ре­ни­ем.

преп. Макарий

Про­тив разд­ра­же­ния – тер­пе­ние, и са­мо­у­ко­ре­ние, и рас­суж­де­ние о страс­тях Хрис­то­вых.

преп. Макарий

Долж­но все­ми ме­ра­ми ста­рать­ся удер­жи­вать се­бя, да­бы не при­об­ресть се­бе нес­ча­ст­но­го на­вы­ка ко гне­ву, ка­ко­вый нес­нос­ный по­рок не столь­ко за­ме­тен бы­ва­ет в се­бе, сколь­ко ви­ден он в дру­гих, и гне­ва­ю­щи­е­ся всуе по­вин­ны бы­ва­ют ге­ен­не ог­нен­ной.

преп. Антоний

Субботa по Богоявлении

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие о Господе братья и сестры, сегодня на Божественной Литургии мы с вами слышали Евангельское чтение, повествующее о том, как Господь и Спаситель наш Иисус Христос сразу же после того, как Он крестился, (и это видно по предшествующему тексту), был возведен Духом в пустыню, как говорит Евангелие: «Искуситися от дьявола» (Мф. 4, 1).

Давайте обратим наше самое глубокое внимание на эти слова: Господь был возведен Духом в пустыню. Мы знаем из Священного Писания, что апостол Павел повествовал о некоем человеке, как о себе, что он был восхищаем на небо и не знал, что в теле он или не в теле. Но это было другое восхищение. Здесь на земле направление Святым Духом, которое получает человек, является осознанным и добровольным. В апостольских «Деяниях» мы тоже не раз читаем, что ученики Христовы с евангельской проповедью, желая посетить те или иные места и страны, они были то направляемы, то возбраняемы Святым Духом. И апостол еще говорит такие вот очень важные для нашей духовной и практической жизни слова: «елицы бо духом Божиим водятся, сии суть сынове Божии» (Рим. 8, 14). Вот посмотрите, как много свидетельств Священного Писания именно на эту тему, что Святой Дух в этой жизни водит, направляет человека. Даже в Ветхом Завете мы об этом знаем. Давид говорит: «Дух Твой благий наставит мя на землю праву» (Пс. 142, 10).

Каким образом свершается вождение Святым Духом? Понятно, что не насильственным. Это делается совершенно добровольно. Но как человек узнает, как ему Дух свидетельствует, как надо говорить или поступать? Конечно, у каждого человека есть своя мера восприятия, вразумления от благодати. Но мера у каждого члена Церкви хотя и малая, но должна быть обязательно. Великий русский богослов Алексей Степанович Хомяков как признак члена Церкви говорит, что это член Церкви есть тот человек, который послушается благодати Святому Духу. Каким образом в этой жизни реализуется это послушание благодати? Этот вопрос является чрезвычайно важным и актуальным для каждого из нас. Господь и Спаситель наш пришел на землю, чтобы совершить наше спасение, избавление от власти смерти. И кроме своего личного подвига Господь, что самое основное на земле было совершено, это не только учение Христово, которое и раньше глаголал Святой Дух через пророков. Самое главное – это основание Церкви, таинственного его тела. Хотя конечно Церковь имеет и какие-то внешние административные границы, внешнюю организацию. Но принадлежность к внешней организации Церкви – это еще недостаточно, чтобы быть истинным членом Церкви. Это необходимо, но не является достаточным.

Если человек формально крещеный, даже если он периодически ходит, исповедается и причащается, это не означает, что он истинный член Церкви. Это только внешние признаки. Если кто это не делает, о том можно определенно сказать, что это человек отпавший, кто не ходит на Богослужения, кто не приступает к церковным таинствам. Таковых людей можно назвать «вне Церкви» смело, за редким исключением каких-то подвижников, которые подвизались. Но об этом мы речь сейчас не ведем. Но внутренний критерий принадлежности к Церкви это есть именно послушание благодати, которое, собственно говоря, своею силою человека и научает и вразумляет на все доброе и дает ему познать даже само слово Божие. Ведь не всегда же люди знали слово Божие из чтения. Конечно же, в большинстве это так, не со слуха. Но мы знаем другие примеры. Преподобная Мария Египетская подвизалась много лет в пустыне, не имея при себе никаких книг. И от Святого духа она знала все Священное Писание и приводила примеры и цитаты из него. И таких примеров не мало. И Сам Господь говорит, что Утешитель, его же Отец послет во имя Мое, той вы научит всему, и воспомянет вам вся, яже рех вам (см. Ин. 14, 26). То есть все слова, которые исторически в свое время, будучи на земле, Христос сказал Своим ученикам, они все воспомянуты и доведены до нас Святым Духом.

Мы читаем и понимаем Евангелие не иначе, как под воздействием благодати Святаго Духа. Но разве можно помыслить, что мы без Божьей благодати можем открыть Евангелие и с душой его почитать и что-то понять. Конечно, мы это сделать не возможем, ибо вообще без Божьей помощи невозможно ничего, как Господь ясно сказал: «Без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15, 5). Но сейчас собственно основная тема не об этом. Самое главное, нам хоть как-то, хотя немного осознать, как нас ко спасению руководит Божья благодать, тех людей, которые стремятся быть верующими, быть членами Церкви. Вот возьмем даже такой пример. Мы с вами знаем, что каждому человеку необходимо исповедоваться и причащаться. И если человек мертвый душою, хотя он формально считает себя членом Церкви, он ходит на исповедь просто периодически, потому что понимает, что если не ходить, то какой же он там верующий. Для человека живущего и покоряющегося благодати, внутреннее состояние бывает совершенно другим. Мы идем на исповедь сразу же, как чувствуем, что в душе у нас набралось та тяжесть, те смущения, которые нам не позволяют жить духовно, мешают нашей духовной жизни и нас отягощают. Кто-то делает это еженедельно. Здесь в монастыре многие это делают ежедневно, чтобы всегда быть со светлой душой, не отягощенной никакими грехами и различными немощами. И после исповеди совершенно ощутимо чувствуется восприятие божественной благодати. Но это и не удивительно, потому что это церковное таинство, и как может быть иначе для верующего человека.

Ко святому причащению тоже истинный член Церкви приступает не по какому-то формализму, что вот надо, пора уже причаститься. Особенно как раньше раз в году причащались, да и сейчас тоже есть такие люди. Конечно же, нет, но тут только можно сказать из индивидуального опыта. Про себя могу сказать, что когда бывают праздники, причащаешься часто. Когда долго нет праздников, проходит неделя, и душа чувствует, что уже что-то на душе неладно. И чувствует она также каким-то сознанием, что нужно уже причаститься, давно не причащался. Хотя «давно» это уж не так и давно, неделя какая-то прошла или полторы. А уже душа понимает, что изнемогает без святых Христовых таин. И что это может быть иначе, как внушение от благодати, тем более это совершенно ясно по общему учению Церкви. И вообще во всех наших жизненных ситуациях кто стремиться искать Бога и покоряться благодати Святаго Духа, он, конечно, обретает от Бога такую помощь. Бывает, после исповеди одного лишнего слова сказать не хочется, потому что даже от одного праздного слова в душе будет чувствоваться некоторое смущение или опустошение.

Бывает, когда на тебя возложат какой-то труд, который не хочется исполнять по лености, по своеволию, по падшему естеству, но чувствует душа, что будешь отказываться от этого труда и потеряешь внутренний мир. А покоришься, прогонишь помыслы о какой-то мнимой несправедливости возложенного на тебя послушания, и на душе становится мирно. Хотя сердце одновременно иногда и сопротивляется по своевольству, не желая делать то, что не хочется, однако мир Божий в душе свидетельствует о том, что осуществлено, хотя и маленькое, но послушание благодати Святаго Духа.

Когда человек живет менее внимательной жизнью, все равно и таковому Господь дает понять, когда нельзя что-то делать грубое. Вот, например, семейные ссоры. Ну, кто из этого в душе выносит мирное состояние? Ведь апостол заповедует: Аще возможно еже вас со всяким человеком мир имейте. А зачем мир иметь? А Давид говорит: в мире место Его. Где мир Божий, там Бог. А что нам дает мир? Давид на это отвечает: избавит миром душу мою от приближающихся мне, то есть от всех этих напастей, искушений, от бесовских всяких прилогов. Вот насколько важно, спасительно иметь внутри мир. А Серафим Саровский и вовсе говорит такие прекрасные для нас слова, что стяжи мир душевный, и вокруг тебя спасутся тысячи. Вот насколько важно нам, дорогие о Господе братья и сестры, всячески стараться приобретать душевный мир. А достигается это разумным, сознательным послушанием благодати, чтобы всегда во всех обстоятельствах в наших словах, в наших мыслях, в наших решениях сохранять внутреннее мирное состояние души. А когда это не получается, а не получаться у нас, конечно, будет по нашей греховности постоянно, спешить скорее на исповедь, чтобы через церковное таинство восстановить этот внутренний мир.

Да поможет нам в этом Господь по молитвам Пресвятой Богородицы, преподобного Серафима Саровского, который очень много нас об этом поучает, молится за нас, всех преподобных старцев Оптинских и всех святых.

Аминь.

Иеромонах Нил (Парнас)